Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные средства выразительности в ораторской речи. Риторические фигуры и тропы.




«Троп»в переводе с греческого «tropos»обозначает поворот, т.е. употребление слова или выражения в переносном смысле. При этом в сознании говорящего и адресата речи одновременно присутствуют два смысла, два значения — прямое и переносное.

Риторические тропы — это важнейшее средство создания выразительности речи.

Они делают речь привлекательной, доставляют удовольствие слушателю, т.к. содержат

элемент загадки.

Метонимия —замена одного слова другим на основании близости

выражаемых ими понятий. Пример: любить Пушкина (любить стихи Пушкина)

Синекдоха (разновидность метонимии) —употребление названия большего в

значении меньшего, целого в значении части и наоборот. Например: все флаги в гости

будут к нам или мастер золотые руки.

Аллегория —иносказания, выражение отвлеченного понятия при помощи

конкретного образа. Например, в баснях лиса — «хитрость».

Антомасия —замена имён собственных на нарицательные (или наоборот).

Пример: Время от времени он просто Цицерон.

Перефразис —троп, посредствам которого одно понятие представляется через

несколько понятий, т.е. описывается, а не называется.

Эпитет — образное определение. Пример: воздушный почерк.

Гипербола —образное преувеличение. Пример: ждать целую вечность.

Оксюморон —подчёркнутое соединение противоположностей, несоединимых

слов. Пример: живой труп.

Антифразис —слово берётся в значении, контрастном по отношению к

обычно присущему ему.

 

Фигуры речиэто особые формы синтаксических конструкций, с помощью

которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила

её воздействия на адресата.

Антитеза —оборот, в котором для усиления выразительности речи резко

противопоставляются противоположные понятия. Пример: Жизнь коротка — искусство вечно.

Градация —такое расположение слов, при котором каждое последующее

превосходит предыдущее по интенсивности.Пример: Время летит: минута, век, эра.

Анафора —повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз,

следующих одна за другой.Пример: Суров закон. Суров, но справедлив.

Эпифора —повтор заключительных элементов последовательных фраз.

Пример: Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом

получит по шапке, если не мэр?

Анадиплозис —последующая фраза начинает с повтора элемента,

завершающего фразу предыдущую.Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится.

Параллелизм —однотипность синтаксических конструкции в смежных или

отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.

Риторический вопрос —утверждение или отрицание, облеченное в форму

вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать

внимание и интерес слушателей. Пример: Есть ли где народ, есть ли город такой, как

наш?

Риторическое восклицание —особо эмоциональное утверждение или

отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение

оратора. Пример: О времена! О нравы!

Основные требования к использованию юмора в ораторской речи

Творческий вопрос

Основные фазы ораторского искусства

Существуют 3 основные фазы ораторского искусства:

 

· Докоммуникативная (подготовка речи) – включает в себя выбор темы, определение цели и вида речи, подбор материалов к речи, логическую организацию речи, доказательство и аргументацию, работу над языком и стилем выступления.

· Коммуникативная (произнесение речи) – поведение на трибуне, управление аудиторией, техника произнесения речи, ведение спора и ответы на вопросы.

· Посткоммуникативная (оценка речи) – анализ проведенного выступления, совершенствование подбора материалов к выступлению, прогнозирование вопросов аудитории.

Понятие композиции публичной речи. Развитие композиции от античности до наших дней

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен научиться правильно строить речь, а для этого нужно четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти три вопроса давал классический риторический канон, разработанный Аристотелем и Цицероном: изобретение содержания (инвенцио), расположение (диспозицио), словесное выражение (элокуцио), запоминание (мемориа), произнесение речи (акцио). Эти этапы и их последовательность обусловлены теми операциями, которые производит человек, создавая различные виды выступлений.

32) Правила выбора тем

Прежде чем произнести речь, необходимо ответить на вопросы: о чем я буду говорить? Зачем выступаю? Чего хочу добиться?

О чем говорить – это тема речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда тему выступления задают, в этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Нередко тему выступления выбирает сам оратор. Выбирая тему, следует исходить из личного опыта, знаний по выбрано теме, учитывать интерес темы для слушателей.

Требования к процессу формулирования темы

Выбрав тему, необходимо подумать над ее формулировке. Название должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Длинные формулировки названия, включающие неизвестные слова, отталкивают слушателей. Название должно привлекать внимание слушателей, соответствовать основной идее и содержанию текста. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи.

Целевая установка, ее структура и роль в подготовке публичной речи

Любое выступление произносится с определенной целью. Цель выступления нельзя отожествлять с нельзя отождествлять с темой. Цель содержит желаемый от выступления результат.

Целевая установка речи складывается из двух компонентов: задачи, направленной на разъяснение, оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций, и сверхзадачи, имеющей эмотивно-побудительный характер. Задача как бы предъявляется слушателям, а сверхзадача скрыта от прямого воздействия и действует подспудно. Это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание.

Роль, виды и цели планов в подготовке публичной речи

План – это модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи, где определяются вопросы, которые будут освещены в речи.

По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Таким образом, можно легче определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала и т д.

На основе рабочего плана составляется основной план, называющийвопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

По структуре планы бывают:

- простые (из несколько пунктов)

- сложные (пункты простого плана делятся на подпункты)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 390.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...