Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религии древней Индии (ведический период, брахманизм, индуизм, джайнизм)




Зарождение индийской религии относится к III тысячелетию до н.э.- периоду так называемой протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и древней Месопотамии. Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведическийпериод («веда» означает «знание», Веды- древнейшие религиозные тексты). Веды(которым более 3000 лет) были составлены на древнеиндийском языке – санскрите. Веды представляют собой собрания текстов, которые состоят из четырех сборников: Ригведа- книга гимнов; Самаведа- сборник ритуалов и песнопений Яджурведа- руководство для жрецов по проведению жертвоприношений; Атхарваведа - сборник обрядов, песнопений и магических заклинаний. Веды были результатом устного творчества, затем жрецы обработали и записали их . При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии- Брахманы.Около начала 1 тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмана). Период брахманизма охватывает промежуток с VIII до II в. до н.э. В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами иливарнами(по-санскритски это слово означает цвет),были: брахманы(жрецы), кшатрии (воины и князья, правители), вайшьи(земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (слуги и зависимые люди). С новым богом Брахманом стали связывать кастовое устройство. Из его головы появились брахманы, из рук- кшатрии, из тела- вайшьи и из ног- шудры. И никто – ни боги, ни люди – не могут переместить человека из одной варны в другую. лавным критерием оценки поведения человека являлось выполнение или нарушение дхармы – образа жизни, установленного Брахмой для каждой из варн. В брахманскую эпоху формируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит реинкарнация- перевоплощение души. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой.Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (судьба). Карма, представляя собой нравственный результат всех деяний человека, определяет характер его нового рождения. Судьба человека истолковывалась как результат его поступков в прежней жизни.К VI в. до н.э. относится возникновение религии джайнизма.В основе джайнизма лежит поклонение 24 пророкам, последним из которых и является основатель джайнизма. Им был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. После многих лет духовного поиска он достиг высшего звания и стал известен под именем Джина, или Джайна. Одно из основных понятий- джива, то есть душа. Джива присуща людям, животным, растениям, камням, джива есть во всем. Особую ценность приобрел принцип ахимсы- ненанесения вреда живому в любой форме. Пять моральных истин джайнизма: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов)Утверждение индуизма началось со II в. до н.э. Отличительной чертой индуизма становится веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению обаватарах – воплощениях богов. Смысл индуизма, по Д.Неру, «живи и жить давай другим». В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных. В основе индуизма, помимо Вед, лежат два выдающихся эпоса Древней Индии, возникшие примерно в середине I тысячелетия до н.э.,- «Махабхарата» и «Рамаяна».11Религии древнего Китая: конфуцианство, даосизмКонфуцианство (жу цзя школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-Цзы (Конфуцием). Первым этапом конфуцианства была деятельность самого Кун-цзы, тожепринадлежавшего к бродячим учителям. В его изложении конфуцианство было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, семьи и управления государством. Исходной для Кун-цзы можно считать концепцию "неба" и "небесного веления", то есть судьбы. Человек, наделенный небом определенными качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом Дао и совершенствовать их при помощи обучения. Цель этого совершенствования - достижение уровня "благородного мужа" (цзюнь-цзы), соблюдающего Ли - этикет.Центральное место в учении Кун-цзы занимает концепция Жэнь (человечности) - идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Основным принципом этой концепции является: "Чего не желаешь себе, того не делай другим". На этой же базе Кун-цзы развивал своиполитические концепции, выступая за четкое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Особое место у Кун-цзы занимала концепция Сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считалось основой Жэнь и другихдобродетелей и самым эффективным методом управления страной. После смерти Кун-цзы конфуцианство распалось на школы:1. Мэн-цзы2. Сюнь-Цзы Мэн-цзы (371-289 до н.э.). Мэн-цзы считал, что путь к справедливомуправлению лежит через совершенствование личности.Сюнь-цзы (313-238 до н.э.). Иную позицию занял Сюньцзы, крупнейшиймыслитель конфуцианской школы. В трактате "Сюньцзы", в двадцать третьейглаве "О злой природе человека" сказано, что человек рождается с желаниемнаживы, завистливым и злобным. "Поэтому необходимо воздействие на человекас помощью воспитания и закона, нужно заставить его соблюдать нормы ритуалаи выполнять свой долг Даосизм — другое, не менее значимое, чем конфуцианство, и возникшее одновременно с ним философское учение Древнего Китая. Его создателем явился мистический философ Лаоцзы (или Лао Дань). Лаоцзы приписывают авторство знаменитой книги древности —"Даодэцзин", которая, безусловно, имеет не только национальное, но и мировое значение, как яркий документ мышления древнего человека. "Даодэцзин" в переводе означает "Книга о пути и добродетели". "Дао"означает "путь", "русло реки", "дэ" — закон поведения, образец нравственности. Книга "Даодэцзин" состоит из афоризмов, в которых проводится параллель между законом естественности и закономерностью человеческого поведения — дэ. "Дао" — это не вещь, а скрытый от ощущений человека закон изменений вещей — "дао пусто, но, действуя, оно кажется неисчерпаемым". Небо и земля долговечны. Дао невидимо, неслышимо и называется мельчайшим, но в действии оно непреодолимо, оно растекается повсюду. Теория инь-ян уходит корнями в глубину веков, но своему концептуальному оформлению она обязана Цзоу Яню, жившему в IV в. до н.э.Столетие спустя вышли комментарии к «Книге перемен», где также рассмотрена теоретическая основа этого учения.  Инь (темное/женское) и ян (светлое/мужское) олицетворяют два типа вселенских сил, воплощенных в пяти элементах, которые в свою очередь составляют суть проявленного мира. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нем. Даосизм рассматривает мир как поток вечного изменения и развития: бытие превращается в небытие, пустоту, а из нее опять рождаются вещи, согласно закону "дао". Дао содержит в себе потенции всех возможных вещей, и они опять возвращаются в дао, как в свой первоисточник. Действие дао —борьба противоположностей. 12Религии античного мираРелигия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть. Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.
Посейдон — бог моря, брат Зевса. Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
Арес — бог войны. Артемида — богиня охоты. Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств. Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства. Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.
Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов. Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеютдетей,?любляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта оче'нь повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Римская религия. Древнейшие верования римлян сводились к одушевлению природы, культу предков и священного огня, как олицетворения душ умерших (гении и юноны, майны, лемуры). С течением времени из множества неясных, бедных мифическим содержанием божеств определялись более яркие образы Януса, бога входа и выхода, начала и Конца, Весты - олицетворения благодетельной силы огня, Вулкана - олицетворения его разрушительной силы, Марса - древнего божества солнца, дающего плодородие, и бога войны, Сатурна - бога посева, Юпитера - бога дневного света, грозы, посылающего дожди; Юноны - богини луны. В Италии и Риме почитали фавнов, богов леса, защитников стад от волков, которые пророчествовали шумом листвы или предсказывали будущее людям, спавшим в лесу. Кроме культа леса, деревьев, трав у римлян существовал культ возвышенностей и камней. Ои этом говорит то, что одним из имен Юпитера было Lapis (камень). Клятва именем Юпитера Лаписа считалась особенно священной я нерушимой. Почитались водные источники, отдельные культы которых были объединены позже в едином культе бога Фонса. Первобытные тотемические представления сохранились в культе некоторых животных. Почитался посвященный Марсу дятел, птица Юпитера — орел. Особенно трепетно древние римляне относились к волку. Важной чертой римской религии было то, что она изначально связана не с индивидуумом, а с коллективами. И другие религии, зародившиеся при общинном строе, принимали во внимание не отдельного человека, а сообщество, но в римской эта черта была особенно ярко выраженной и закрепилась на особенно долгий срок. По преданиям, культ тех или иных богов устанавливался царями. Цари или жрецы указывали отдельным родам и фамилиям, как и каких богов они должны чтить и как отправлять фамильный культ.Центром фамильного культа был домашний очаг — Веста. Вся фамилия для принятия нищи собиралась вокруг очага, и любое принятие пищи носило священнодейственный характер, так как часть пищи всегда уделялась богам. Принадлежность человека к фамилии давала ему определенные права и обязанности, которые длились, пока он участвовал в фамильных священнодействиях. Если человек переходил из своей фамилии в другую, он должен был отречься от прежнего фамильного культа.















Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...