Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация и типология религий




Основные концепции происхождения религии

1 Конфессиональный подход:

1) Дихотомический (Отте). Религия и об-во – это самостоятельные величины, качественно отличные друг от друга. Сущность религии не социальна, выражается через догматические учения. Соц стороной религии является только ее видимые прояления (поведение верующих)

2) Трансцендентный (Булгаков) ее сторонники стремились соединить религию и общество, тк религия присуща любому обществу, существует внутри него и в то же время выпадает за его пределы

2. Философский

1) Натуралистическая концепция. Религия была пораждена природными ялениями, которые обожествлялись и обоготворялись человеком, человек стал почитать силы природы. Этим природным явлениям придавался антропоморфный вид. Переход от политеизма к монотеизму

2) Теория страхов. Страх перед разрушительными силами природы заставил людей обращаться к небу, которое имело власть посылать беды и избавлять человека от них

3) Теория невежества. Гольбах. Ее сторонники считали, что человек с научной точки зрения не мог объяснить процессов, происходящих вокруг и он представил их загадочными и необъяснимыми, то есть суеверным человека сделало его невежество

4) Теория обмана. Критий.Религия навязана людям с помощью обмана и не является их внутренней духовной потребностью. Критий доказывал, что цари, жрецы ывдумали божественного судью над всеми людьми, чтобы из страха люди не совершали несправедливости

5) т. Соглашения. Сторонники считали, что возникновение религии – результат соглашения законодательства и жрецов с их народами

6) Мифологическая. Шварц, Мюллер. Сопоставляя мифологию и религию др индейцев, иранцев, греков, римлян, представители теории пытались доказать, что древ религиоз верования из обоготворения небесных явлений, которые человек не понимал

7) теория антропоморфизма. Ксенофан. Объясняли религию человеческим фактором и представляли религиоз образы как отражение способностей человека и его возможностей. Эвгемер развивл мысль о том, что греческие боги похожи на героев прошлого

8)Теория анимизма Тайлор. Видит историческое происхождение религии в сноведениях, обрядах, галлюцинациях, смерти и подобных явлениях, наблюдение за которыми привело не развитого человека к мысли о существовании другого столь же реального мира

3. Социологический подхлд

1) Дюркгейм разрабатывал свою т религии на основе изучений верований австралийских аборигенов. Он считал, что религия отвечает важным соц потребностям, и она существует не зависимо от существования бога и потустороннего мира

2)Вебер рассматривал лияние религии на экономику, политику, семью. Разработал типологию религиоз организаций

3) Маркс пытался понять почему человек нуждается в религиозных иллюзиях, считал, что нужно разрушать не религию, а соц отношения, кот пораждают у человека потребность в этих иллюзиях

4. Психологический подход

1)Джеймс утверждал, что религия имеет не интеллектуальную природу а эмоциональную. Религиозность это результат особенности психики чел

2)Фрейд видел в религиозности детскую стадию развития человечества, воспроизвод отношение между отцом и детьми

Элементы и структура религии

компоненты: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. уровни религиозного сознания: индивидуальное, групповое, общественное, а в качестве простейших элементов – религиозная вера, религиозные символы, нормы, ценности, ориентации, предрассудки и образы.

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность,
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное
религиозное сознание предстает в виде образов, представлений,
стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Религиозное сознание на концептуальном уровне - концептуализированное сознание - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений,
аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства

Религиозная вера - это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них
помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события,г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, д) в религиозные авторитеты

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — уход, почитание). Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами.

В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения —внерелигиозные и религиозные. Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Складываются учреждения и в религии — внекультовые и культовые. К внекульто-вым отнесем звенья управления внекуль-товой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат, епископат.






Классификация и типология религий

1) Национальная религия – это религия, распространенная в пределах 1го гос-ва или имеющая последователей преимущественно среди представителей одной нации

· Главным объектом религиозного поклонения становятся не духи а боги

· Классовое расслоение общ-ва способствовало поялению церкви как особого соц института

· Нац религии формировались в рамках культуры и традиций народов, поэтому главное, что их объединяет – национальный фактор, который является главным или даже условием для принадлежности

· Важная роль в развитии мировой духовной культуры и мысли

Пример: асирийцы, вавилоняне, греки, египтяне, римляне..

Современные нац религии: даосизм, индуизм, иудаизм, конфуцианство

2) Мировые религии – религии, распространенные среди народов разных стран и континентов(буддизм, христианство, ислам)

· Космополитизм, распространение не в пределах одной нации, а у многих народов

· Весомое число последователей

· Четкая философская школа со сходными течениями

· Наличие влияния на ход развития мировой истории

· Догматичность вероучения

3) Нетрадиционные религиозные организации (НРО) Распространение после 3ти 20 в. Появляются активно во время кризисов, общ потрясений, в переломных моментах истории, связанными с глубокими изменениями быта

4) Древние религии- существовавшие в давние времена и к настоящему времени ставшие достоянием истории. К ним относятся верования, бытовавшие у народов в эпоху Древней истории. Это, например, такие религии, как древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...