Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религия в системе культуры (взаимоотношение религии, философии, искусства, морали, науки)




Согласно католическим представлениям культура является историческим фактом, продуктом деятельности человека, и религия не составляет часть культуры, подобно философии, морали, искусству, технике, институтам; христианство - это не культура, а религия. Но христианство не безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить себя в ней. Православные богословы базисом духовной культуры считают религию. религия стоит над явлениями духовной культуры в силу самой своей сущности. Культура возникает на основе религии: искусство родилось как культовое, наука и философия явились как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право вечно базировались на религиозных заповедях.

рамках первобытно-мифологического комплекса религия и философия (как и другие относительно самостоятельные составляющие будущего универсума духовной культуры) еще не вычленились. В античном мире греческая и римская религии (политеизм) сложились раньше философии, а философы, двигаясь от Мифа к Логосу, искали первооснову в природных стихиях, пытаясь объяснить причины происходящих в природе процессов из нее самой. Философия Древней Индии формировалась в рамках мифолого-религиозных систем как брахманистская, индуистская, джайнистская, буддийская. В Китае философия Конфуция (552–479 до н.э.) предстала в виде этико-философского учения и лишь затем (в первой половине I тыс. н.э.) в результате синкретизации с традиционной китайской мифологией вошла в комплекс конфуцианской религии. В средние века был сформулирован тезис: «Философия есть служанка теологии». И религия, и философия, предлагая мировоззрение, сходны в том, что выполняют мировоззренческую функцию, но различаются по типу мировоззрений. Религия представляет собой культовую систему, философия в принципе не предполагает реализовывать себя в культе.

Религия и наука

наука предстает в качестве одной из форм общественного сознания, возникшей на определенном этапе человеческой истории. Назначение науки заключается в выработке обобщающего теоретического знания. В то время как религия основана на вере в сверхъестественное, наука создает систему достоверного знания. наука предстает как определенный вид человеческой деятельности, разновидность умственного труда, нацеленного на выработку теоретического знания. Наука пронизывает, таким образом, все сферы человеческой деятельности, общественной жизни на основе продуцирования достоверного теоретическогознания. Религия также претендует на подчинение себе этих сфер, но в более узком плане — идеологическом. Религия и моральРелигия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская),поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя служению высшемуидеалу, Богу Религия и искусство Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но уискусства существуют более широкие возможности образного отражения мира,выходящие за пределы религиозного сознания. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собойсложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита спервобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественнымотражением природы. Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементовкоторой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем обисторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказалаогромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.9Древнеегипетская религияДля религиозного сознания додинастического Египта характерны были фетишизм, тотемизм и магия, о чем свидетельствуют источники времен объединенного Древнего Египта. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного. Исследованиями установлено, что идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые изображения обожествленных животных. Исследованиями установлено, что идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые изображения обожествленных животных.ревнеегипетское мышление насквозь пронизано магией с ее тремя главными принципами — принцип сходства, принцип замещения целого его частью и вера в чудодейственную силу слова (магия слова). Возникнув в Египте в незапамятные времена, магия стала одним из краеугольных камней древнеегипетского религиозного сознания, неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом религии.

Древнеегипетский пантеон охватывал множество богов. Одним из ' них является бог-сокол Гор, сыгравший важную роль в истории Египта. В конечном счете его имя стало синонимом слова «бог». В гелиополь-ском пантеоне насчитывалось девять божеств, а именно: бог еелнца Ра-Атум, бог ветра Шу, разделяющий небо и землю, богиня Тефнут, персонификация влажности, бог Геб, воплощение земли, богиня Нут, представляющая небесный свод, Сет — бог бури и молнии, богиня Неф-тис, жена Сета, Осирис, ставший со временем владыкой неба и отождествленный с Ра, и его жена Исида. В древнеегипетский пантеон включали также и людей — локальных героев и фараонов, которым после смерти отдавали божественные почести.

жрецы утверждали, что вначале существовал водный хаос в виде неподвижного океана Нун. В этом океане сам возник бог-солнце Атум, Ра, который взошел затем на созданный им холм. Ра путем самооплодотворения породил первую пару божеств: бога Шу и богиню Тефнут, родителей Геба и Нут. Детьми Геба и Нут'были Осирис, Исида, Сет и Нефтис. Таким образом, появилась гелиопольская «великая девятка», затем Ра закончил сотворение мира, а из его слез возникли люди.

Среди древних египтян большой популярностью пользовалась легенда об Осирисе, который был убит Сетом. Однако его жена Исида магическим способом оживила умершего Осириса на время. Эта легенда провозглашает триумф семейной жизни, супружеской верности и материнской любви. Из этой и других легенд следует, что древние египтяне приписывали своим богам человеческую психику вместе со всеми ее изломами, старение, болезни и смерть.

Среди древних египтян широко была распространена вера в загробную жизнь, однако потусторонний мир вызывал у них чувство страха. Их представления о потустороннем мире претерпевали изменения на протяжении многих веков. Самым древним является представление о существовании загробного мира под землей.

В Древнем Египте небывалых размеров достигло обожествление фараона, который считался сыном бога. Более высокая степень централизации древнеегипетского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущественных местных богов. Именно жрецы были служителями древнеегипетского культа, мастерами тщательно разработанного ритуала и осуществления религиозных празднеств.

Фараон-реформатор Эхнатон отверг веру своих пред ков: на двенадцатом году своего царствования окончательно порвал с традиционным египетским многобожием и учредил культ солнечного диска — Атона По. Именно тогда возник своего рода импрессионизм в искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные росписи, среди которых выделяются пейзажные композиции, изящные рельефы; впервые в древнеегипетском искусстве появляются светские образы царя и царицы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...