Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие субъекта административного права




 

Право, как и правовая система Республики Беларусь, призвано точно устанавливать "круг субъектов права, их юридические права, обязанности, гарантии с целью обеспечения социального прогресса"1. Ведь право, в том числе и административное право, обладает социальными свойствами. Нормы последнего существуют не сами по себе, а определяют правовой статус соответствующих субъектов.

В теории административного права вопрос о его субъектах является одним из главных, и ему посвящено немало научных работ2. Однако до настоящего времени нет единства мнений ученых относительно понятия "субъект", видов субъектов, наличия или отсутствия у них административной правоспособности и административной дееспособности, а также того, являются ли субъекты административного права субъектами административно-правовых отношений, и др.

Понятие административного права тесно связано с понятием субъекта вообще, а также с правом как системой. Под термином "субъект" в первую очередь понимается человек как носитель определенных свойств. Рассматриваемый термин имеет обобщающее значение, поэтому под субъектами понимаются граждане и организации. При этом для юриста представляет интерес не субъект вообще, а субъект права, т.е. лицо, связанное с правом. Каждый субъект административного права является участником общественных отношений. Его правовая норма наделяет соответствующими правами и обязанностями. Реализация указанных прав и обязанностей может происходить только в рамках определенных правоотношений.

Субъект административного права, являясь конкретным участником административно-правовых отношений, может вступать в них как по собственному желанию, так и по предписанию правовой нормы. Субъект, вступая в правовое отношение по своему усмотрению, все равно должен действовать в рамках дозволенного административным законодательством. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 267 КоАП, лицу, привлеченному к административной ответственности в виде штрафа, предоставлено право обжаловать постановление в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Из этого вытекает, что, во-первых, гражданин может и не воспользоваться своим правом, во-вторых, может подать жалобу лишь в названные органы, и, в-третьих, в срок, установленный статьей 268. Следовательно, участие субъекта в правоотношении по своему желанию может определяться рядом условий.

Председатель местного исполнительного комитета представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советом, другими государственными органами. Гражданин, организация могут быть подобным субъектом, если обладают административной правосубъектностью.

По мнению большинства ученых, административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности. При этом в административном праве отсутствуют эти термины. В науку административного права они перешли из гражданского права (ст.ст. 16 и 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь) и применяются по отношению к субъектам административного права. Думается, в этом нет необходимости по сравнению с гражданским правом.

Гражданская правоспособность в ряде случаев обеспечивается возможностью быть наследниками по закону детям, родившимся после смерти наследодателя, а наследниками по завещанию — любым лицам, зачатым при жизни наследодателя и родившимся после его смерти. Следовательно, по гражданскому праву и недееспособные граждане пользуются принадлежащим им имуществом, наследуют имущество, оставшееся после смерти родителей или завещанное им, отвечают принадлежащим им имуществом по своим долгам, т.е. оказываются способными иметь гражданские права и обязанности независимо от наличия или отсутствия у них дееспособности.

На практике нередки случаи осуществления гражданами действий, связанных с удовлетворением личных потребностей других граждан (в том числе и малолетних детей): например, вызов скорой медицинской помощи; покупка и доставка больному лекарств; обращение с предложениями, заявлениями и жалобами от имени другого лица; доверие управления своим собственным автомобилем другому лицу; уполномочие другого лица на получение заработной платы или пенсии; участие адвоката в рассмотрении дела об административном правонарушении и оказание юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Государство осуществляет меры по оздоровлению окружающей среды (ст. 45 Конституции) в целях реализации гражданами права на охрану здоровья или проведение ряда мероприятий, в том числе по охране и восстановлению окружающей среды в связи с исполнением права на благоприятную окружающую среду (ст. 46 Конституции).

Родители и другие взрослые лица осуществляют действия по устройству малолетних детей в ясли, детский сад, школу, совершают действия воспитательного характера, потому что это является их родительской, моральной и юридической обязанностью. В соответствии со статьей 162 КоАП злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет административную ответственность.

Исходя из изложенных положений об административной правоспособности и административной дееспособности, а также специфики административного права, можно констатировать: чтобы стать субъектом административного права, необходимо обладать административной правосубъектностью.

     Административная правосубъектность — это юридическое свойство, выражающееся в наличии у лица, организации прав и обязанностей, предусмотренных нормами административного права. «Лицо», «организация» — термины условные, имеющие общий характер, но подчеркивающие, что речь идет о гражданах (людях) и их объединениях, юридически оформленных.

Субъекты административного права могут быть субъектами и других отраслей права (гражданского, трудового, финансового и др.).

Понятие «организация» не тождественно понятию «юридическое лицо». Юридическое лицо — понятие гражданско-правовое и более узкое, чем организация как субъект административного права. Субъектами административного права могут быть и организации, не являющиеся юридическими лицами. В то же время не все юридические лица являются субъектами административного права.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...