Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет и задачи дисциплины «Экономика регионов»
Экономика региона это комплексная дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования хозяйства региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, природно-ресурсных особенностей и места региона в общероссийском и международном разделении труда. задачи: выявление роли региональных факторов в социально-экономическом развитии; овладение теоретическими основами региональной экономики, методами региональных исследований; выявление современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России; анализ зарубежного опыта региональных исследований и региональной политики; изучение современных методов и технологий управления социально-экономическим развитием региона. Предмет «экономики регионов»: экономика отдельного региона; экономические связи между регионами; региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов); размещение производительных сил; региональные аспекты экономической жизни, включая региональные аспекты финансов, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня жизни и т.д.
Совр.теории размещ.деят-ти. Особенностью совр.теории размещ-ия ПС явл.смещ-ие акцента на нематер.сферы произ-ва(объекты кул-ры, рекреац.зоны, инновации, творч.климат, экология и др.). в рамках этих теорий наиб.интерес предст.теор.дуффузий инноваций, автором кот.явл. Т.Хегерстад. согласно этой т.диффузия инноваций м/б 3х видов: 1)диф-ия расшир.(когдаиннов.распр.рав-но по всем напр-ям); 2)диф.перемещ-ия(иннов.распр.в одном напр.); 3)смешан.тип(одно поколение иннов.имеет 4 стадии: возникн., дифф.,накопление,насыщение).Т.отраж.волнообр.хар-ер распр.инов-ий. 2 т.-т.регион.жизн.цикла. Процесс пр-ва товаров предст.нес-ко стадий: появл.нового продукта, рост его пр-ва,зрелость сокр-ие. Исходные понятия дисциплины «Экономика регионов» "территория" - это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли. регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. регион - это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.
Рис. 1.1. Регионы России в мировом сообществе Экономическое пространство - это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети Основными характеристиками экономического пространства являются: плотность (численность населения, объем ввп); размещение (показатели равномерности распределения населения и экономической деятельности,); связанность (интенсивность экономических связей).
4. Территориальное районировании Деление территории на регионы называется районированием Типы:. Административно-территориальное деление В истории Российского государства было проведено множество изменений административно-территориального устройства. С начала 18 века -1917 года основной адм.-тер. единицей была губерния. Петр 1 в 1708 году учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале 20 века -99 губерний и областей. В наст время РФ включает 89 регионов - субъектов федерации. Среди них 21республики, 6края, 49области,10 автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт - петербург).Общее экономическое районирование Наряду с экономическими районами, для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление россии на две макроэкономические зоны: Запад (европейская часть и урал) и восток (Сибирь и дальний Восток). Кроме того в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов. общее экономическое районирование - это не механическое деление территории. Оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, повышении эффективности национального рынка. Проблемное экономическое районирование Выделяются типы регионов по основным проблемам их развития:Отсталые(темпы эк. Роста ниже среднероссийс. Уровня)Депрессивные(темпы эк. Роста в наст. Время ниже среднеросс. Уровня,но в прошлом был выше)Приграничные районы(субъекты в кот. Имеется гос. Граница с сосед. Гос-ми
Теория центральных мест Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В. Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просветов (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания. Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуга и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.) Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |