Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гос управление как сфера административного права. Отличия гос управления от иных видов гос деятельности: законодательной, судебной, прокурорского надзора.
Определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере гос. управления. Государственное управление является одним из видов государственной деятельности. К другим видам относятся: 1) законодательная деятельность; 2) судебная деятельность; 3) прокурорский надзор. Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой гос органов. Наименованию деятельности соответствует наименование осуществляющих её органов. Например, законодательная деятельность воплощается Национальным собранием, состоящим из Палаты представителей и Сове-та Республики. Судебная деятельность (правосудие) осуществляется системой судов (ст. 109 Конституции РБ). В эту систему входят общие и хозяйственные суды, Конституционный Суд. К общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные или городские, а также военные суды. В системе хозяйственных судов – Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска. Конституционный Суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов (ст. 116 Конституции РБ). Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры, в которую входят прокуратура РБ, возглавляемая Генеральным прокурором РБ, и нижестоящие органы – прокуратуры областей, г. Минска, прокуратуры районов городов, межрайонные прокуратуры. Гос управление осуществляют органы государственного управления (исполнительной власти). Центральный орган - Совет Министров РБ, подотчётный Президенту РБ и ответственный перед Парламентом РБ. Отличия: 1. Гос управление носит исполнительно-распорядительный характер. Таким качеством не обладает ни законодательная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. 2. Управленческая деятельность может осуществляться и на основании административных актов. Для судебной, прокурорской и законотворческой деятельности подобное исключается. 3. Гос управление направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своём ведении подобных объектов. 4. Гос управление лишь частично связано с правоохранительной деятельностью, то есть она является сопутствующим явлением в государственном управлении Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранительную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов – разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Подобные задачи имеет и прокурорский надзор. Любые споры, возникающие между гражданами, а также организациями в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, подпадают под нормы гражданского или хозяйственного права и разреш-ются в соответствии с гражданско-процессуальными или хозяйственно-процессуальными нормами в процессе судебной деятельности. Только общими судами рассматриваются дела о преступлениях. Формы государственного управления Форма государственного управления - внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия. Общие черты форм государственного управления: 1) являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления и их должностных лиц; 2) зависят от содержания деятельности органов государственного управления и их должностных лиц; 3) оказывают влияние на содержание деятельности органов государственного управления и их должностных лиц; 4) обусловлены реализацией задач и функций субъектов государственного управления в рамках их компетенций; 5) требуют юридической регламентации в большинстве случаев; 6) выбор форм управленческой деятельности обусловлен спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее эффективный вариант деятельности; 7) влекут за собой определенные последствия. В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые(влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера). По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности. По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии). По способу выражения выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности. Правотворчество – деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых норм. Правоприменение – деятельность уполномоченных субъектов государственного управления в установленном процессуальном порядке по разрешению индивидуальных конкретных дел с вынесением правоприменительных актов. Методы государственного управления Методы госуправления –это способ осуществления функций государственного управления. Метод- способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме). Методы гос управления показывают, каким образом государство решает встающие перед ним задачи в области управления. Виды методов: · Убеждения (организационные, моральные, материальные, устные, письменные). · Принуждение – вспомогательный метод. Находит свое выражение в дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. (например, возместить ущерб, привлечение к уголовной ответственности). · Административные методы – государственно-властные воздействия на поведение объекта управления путем установления для него определенных задач, прав, обязанностей или иного выражения поведения. · Экономические меры – создание таких условий для объектов управления, при которых они сами выбирают под влиянием экономических (материальных) стимулов данный вариант поведения. Например, материальное поощрение, предоставление льгот сотрудникам. · Принципы гос управления Принципы гос управления–основополагающие идеи, в соответствии с которым должен быть построен и функционировать аппарат, осуществляющий гос управление. Существует два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные и специальные. К основным относятся те, которые закреплены в Конституции РБ и иных основополагающих правовых документах и являются общими для всех сфер управления: · социальная направленность - подчеркивается социальная ориентация РБ (ст.1 Конституции); · приоритетность человека, его прав и свобод - человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. (ст. 2 Конституции); · законность - гос управление не только имеет исполнительный характер, но и в процессе осуществления строго основывается на действующем законодательстве, т.е. соблюдаются требования Конституции РБ, актов Президента РБ, законов и иных правовых актов (ст. 7 Конституции + ст. 25-27,29,44,52,602,79 Конституции); · гласность - граждане должны быть информированы об управленческой деятельности государственных органов. (ст. 34 Конституции); · народность- народ является единственным источником гос власти, а следовательно, и исполнительной власти (гос. управления), а также участием граждан в осуществлении гос управления. ( ст. 3,4,13,37-39 Конституции); · интернациональность - т.е. равноправия национальностей в сфере государственного управления (ст. 11, 39 Конституции); · ответственность - означает, что за ненадлежащее осуществление государственного управления предусматриваются различные виды юридической ответственности (ст. 59 Конституции) ; · профессионализм; · научность - наука об управлении направлена на рациональность, экономичность, эффективность государственного управления, достижение наибольших результатов при наименьших затратах. .
Специальные принципы подчиняются основном принципам. Специальные принципы делятся на два вида: 1. принципы построения системы управления ( к нему относятся: отраслевой, функциональный; территориальный). 2. принципы деятельности аппарата управления. Принципами деятельности аппарата управления являются: разделение труда и его нормирование; авторитет и власть; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение личного интереса общему; вознаграждение труда; сочетание стабильности персонала с выдвижением наиболее достойных на высшие ступени; единение персонала; порядок (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем определенном месте — речь идет о гармонии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы); иерархия.
Функции гос управления
Основные функции государственного управления - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления. К основным функциям государственного управления можно отнести: 1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. 2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. 3. Планирование - это определение показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления. 4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. 5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов. Распорядительство в узком смысле - это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами). 6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов. 7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. 8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления. Контроль - это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений). 9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование - это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права с целью обеспечения общественного порядка, безопасности. 10. Учет - это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 338. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |