Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Место АП в правовой системе РБ. Административное право как наука и учебная дисциплина.Стр 1 из 31Следующая ⇒
Управленческое (административное) право как отрасль права. Административно правовые нормы и административно правовые отношения. Административное право – самостоятельная отрасль права, которая регулирует особую группу общественных отношений в сфере деятельности исполнительной власти. В теории права принято считать, что отрасль права должна иметь свой предмет и метод правового регулирования. Предметом административного права является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Административно-правовая норма — это установленное государством и охраняемое от нарушений правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности. Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция. 1. Гипотеза – содержит указания на условия, при которых конкретная норма должна применяться или исполняться. Например, в ст. 10,5 КоАП РБ. 2. Диспозиция – содержит само правило поведения сторон управленческих отношений. Диспозиция содержится во всех АП нормах, это основная часть нормы.Например ст. 17.3 КоАП РБ (распитие спиртных напитков в обществ местах). 3. Санкция – указывает на вид и меру административного, дисциплинарного или морально-общественного воздействия на нарушителя или недобросовестно исполняющего свои обязанности. По целевому назначению и способу воздействия на людей виды АП: 1. Обязывающие нормы – нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. (Наприм, все граждане, достигшие 16лет обязаны иметь паспорт). 2. Запрещающие нормы – предусматривают запрет на совершение определенных действий. 3. Уполномочивающие – предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению. Реализация АП норм: 1. Исполнение АП норм - субъект следует содержащимся в нормах юридическим предписаниям. Лица, которым эти требования адресуются, совершают предусмотренные данной нормой действия, либо воздерживаются от совершения запрещенных ею действий. (Пример: пассажир, едущий в автобусе покупает билет) 2. Применение АП норм – издание индивидуального юрид. акта по конкретному делу. (прим: составление протокола за хулиганство). АП отношения–это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в процессе управления, в которых стороны выступают носителями взаимных юридич. обязанностей и прав. Субъекты АП отношений должны обладать административной правоспособностью и дееспособностью. Административная правоспособность – способность приобретать права и обязанности. Административная дееспособность – это способность реализовать свою управленческую компетенцию. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения, а дееспособность – с достижения определенного возраста (в 14 лет – частичная дееспособность, в 18 лет- полная дееспособность). АП отношения возникают между субъектами на основании юр фактов, под которыми понимаются действия – т.е. активное волеизъявление человека или бездействия, события (не зависят от воли людей) .
Система административного права. Источники АП норм. Система административного права —это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты. Административное право состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть включает: · понятие административного права; · вопросы предмета, метода и системы административного права; · административно-правовые нормы и отношения; · наука административного права; · субъекты административного права; · административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления; · административное правонарушение и административная ответственность и т.п. Структура особенной части АП обусловлена отдельными сферами гос управления, выделяют: · управление экономической сферой, которая, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, связью, жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.; · управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием, в области науки, в области культуры, в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.; · управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны, в области безопасности, внутренними делами, иностранными делами; управление в области юстиции. Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. Имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие правовые нормы, то есть нормативные акты. Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. Источниками АП права являются: · Конституция РБ · Закон РБ «Об органах внутренних дел» · Декреты, Устава Президента РБ · Постановления и распоряжения Совета Министров РБ · Приказы и Инструкции Министров, председателей горкомитетов, руководителей ведомств, предприятий и учреждений. · Решения и распоряжения Местных Советов и их исполкомов · Специальные источники: Кодексы, Положения. Уставы.
Место АП в правовой системе РБ. Административное право как наука и учебная дисциплина. В правовой системе РБ административное право занимает одно из ведущих мест и тесно взаимосвязано с другими отраслями права. АП охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Ни одна правовая отрасль не существует в "чистом" виде. Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, административное, конституционное право. В других случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. 1. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционнымправом. Административное право исходные начала берет в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя правовой механизм. 2. АП взаимодействует с гражданским правом, с которым у АП общий предмет регулирования (имущественные и личные неимущественные отношения). 3. АП и уголовное право. Соотношение между ними обусловлено сходством юридического состава административно-правовых правонарушений и преступлений. Как административная, так и уголовная ответственность наступает в случае совершения деяний, посягающих на установленные общеобязательные правила поведения, которые утверждены органами гос власти. Некоторые административные наказания по КоАП напоминают уголовные. Например, административный арест и штраф. 4. Административное право и Трудовое право. В целях надлежащей организации ТРУДОВЫХ отношений осуществляется государственный контроль и надзор, за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности и т.д. Правовой статус субъектов, призванных осуществлять эту деятельность, регламентируется нормами административного права.
Административное право как наука – это система специальных научных знаний в области юриспруденции, обоснованных теоретически и методологически проработанных положений о закономерностях и особенностях существования и совершенствования системы и механизмов административно-правового регулирования общественных отношений в связи с организацией и функционированием публичной администрации и публичного управления. Наука административного права относится к социальным наукам управленческого профиля, соприкасаясь с ними самым тесным образом. АП следует рассматривать и как учебную дисциплину. В последнем качестве она выступает в учебниках, учебных пособиях, лекциях, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными административно-правовые нормы и отношения. В учебной дисциплине могут быть пробелы, упущения или недостаточная исследованность определенных вопросов, административно-правовых явлений. В учебнике должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, т. е. самые важные сведения, выводы, рекомендации, полученные в научных исследованиях. Построение системы учебного курса по дисциплине «Административное право» зависит от профиля вуза, где она преподается. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 479. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |