Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура девиантного поведения ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Рисунок. 1. Структура девиантного поведения(по Н.Ю. Максимовой)
Структура девиантного поведения, представленная на схеме, имеет три уровня проявлений. Первый уровень девиантного поведения охватывает отклонения, которые не соответствуют стереотипным представлениям общества о тех или иных нормах поведения. Следует отметить, что речь идет именно о стереотипах, а не моральных нормах, то есть лица, поведение которых отклоняется от этих стереотипов, ни в коей мере не затрагивают права окружающих. Просто их действия необычные для других и поэтому могут вызвать удивление, а у некоторых и возмущение. Например, некоторые проявления нарушений психического развития (гиперкинезы, дисморфомании) или проявления определенных форм подростковой субкультуры (пирсинг, группировки рокеров, толкинистов и др.) вызывают у части людей осуждение, негативные эмоции, однако непосредственно не затрагивают их окружение. К этому же уровню относится и нестандартное поведение одаренных, оригиналов, обусловленное личностными чертами, в частности высоким уровнем креативности. Второй уровень девиантного поведения охватывает поступки человека, которые затрагивают права других, что происходит в случае нарушения моральных норм. Такие поведенческие проявления вызывают недовольство и сопротивление окружающих, что делает невозможным приспособление человека к социуму и свидетельствует о социальной дезадаптации. Контингент социально дезадаптированных преимущественно составляют дети, подростки, то есть несовершеннолетние. Во взрослом возрасте социальная дезадаптация приобретает формы поведения, которое определяют как нарушение правовых норм. Это третий уровень девиантного поведения. Как показано на схеме, он охватывает лиц с криминальным поведением. Коррекция их поведения не ограничивается только психологической, а предполагает и правовые санкции. Противоправное поведение по своей сути направлено как на причинение вреда конкретным людям, так и на дестабилизацию общественного порядка - основы социальной жизни. Поэтому этот вид девиантного поведения считается одним из самых опасных для общества. К третьему уровню девиантного поведения мы относим и лиц с делинквентным поведением, нарушение правовых норм которые менее опасны для общества. К ним применяется преимущественно психологическая коррекция, однако возможно и привлечение их к уголовной ответственности. Специальную группу составляют лица с аддиктивным поведением. Они находятся на пересечении между нарушениями моральных и правовых норм. Это алкогольно (наркотически или иным образом) зависимые люди, которые всегда нарушают моральные нормы, а к преступным действиям могут прибегать в случае невозможности удовлетворить свои болезненные потребности законными способами. К лицам с аддиктивным поведением можно применять психологические и социальные виды коррекции в сочетании с медицинской помощью. Отдельная группа - лица, которые нарушают правовые нормы, поскольку уже их «переросли». Они не находят взаимопонимания с подавляющим большинством окружения из-за того, что на данной стадии развития общества их прогрессивная роль еще социально не признано. Это обычно диссиденты, революционеры, которых последующие поколения признают героями. Определение детерминант имеющихся отклонений в поведении с целью различения тех лиц, которые уже «переросли» действующие социальные нормы и пытаются изменить общество, и тех людей, которые, наоборот, еще не смогли в достаточной мере адаптироваться к требованиям общества, является первым шагом в психолого-педагогической коррекции девиантного поведения. Каждому уровню девиантного поведения соответствует определенный вид, который в дальнейшем распределяется на типы. На первом уровне речь идет о нарушении стереотипов поведения лицами с отклонениями в психофизическом развитии и такими, которые называют оригиналами и чудаками. Их поведенческие проявления могут казаться похожими, даже одинаковыми, хотя детерминанты здесь совершенно разные. Так, нестандартное, оригинальное, эпатажное, странное поведение может быть вызвано как высоким уровнем креативности, так и демонстративной акцентуацией характера, то есть разновидностью нарушений психофизического развития. Что касается лиц с нарушением психофизического развития, то различают две группы дефектов - первичный и вторичный. К первичному принадлежат частичные и общие нарушения функционирования центральной нервной системы, несоответствие уровня развития возрастной норме и тому подобное. Вторичный дефект может возникать в ходе развития ребенка с нарушениями психического развития, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, наоборот, усиливает их, что вызывает отклонение уже и в личностном развитии. Аналогично происходит возникновение вторичного дефекта и в случае нарушений в физическом развитии. Например, если у ребенка асимметрия лица или косоглазие или если он тянет ногу или хромает, всегда есть опасность, что такие недостатки станут причиной его социальной депривации, которая, в свою очередь, приводит к отклонениям в развитии личности. Н.Ю.Максимовой выделены три разновидности нарушений психического развития: психическое недоразвитие, поврежденное и дисгармоничное психическое развитие. Психическое недоразвитие присуще детям с задержкой психического развития и дебильностью. Дебильность в начале школьного обучения трудно различить от задержки психического развития. Задержка психического развития - это замедление темпов развития, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормальным развитием и психическим заболеванием - олигофренией в степени дебильности. Поврежденное психическое развитие - это развитие ребенка с органическим поражением ЦНС. К поврежденному психическому развития можно отнести такие состояния, как минимальная мозговая дисфункция (ММД), нарушения межполушарного взаимодействия, локальные поражения головного мозга, органические поражения ЦНС, которые прогрессируют, и тому подобное. Понятием дисгармоничное развитие можно объединить психопатическое и невротическое развитие. Нередко такие варианты развития проявляются в устойчивых поведенческих нарушениях. Сочетание динамических расстройств эмоциональной сферы: повышенной возбудимости, лабильности, инертности, вязкости аффекта и преобладание негативной модальности эмоций и т. д., что порождает многообразие конкретных проявлений дисгармоничного развития личности. Второй уровень девиантного поведения - социальной дезадаптации - целесообразно рассматривать в отношении лиц, которые еще не достигли взрослого возраста, поскольку социальная дезадаптация взрослых (как уже отмечалось) не наблюдается как стабильное длительное состояние. Она может быть только временной, ситуативной. Проявления социальной дезадаптации можно разделить на четыре группы, отражающие типологию этого явления. Социальная дезадаптация, обусловленная педагогической запущенностью. К этой группе относятся дети, у которых сопротивление педагогическим воздействиям вызвано несформированностью определенных личностных структур, низким уровнем развития нравственных представлений и социально одобряемых навыков поведения. Они импульсивны, не склонны к самоанализу и рефлексии и часто не осознают себя субъектами своей жизнедеятельности. В начале школьного обучения такие дети в большинстве своем имеют низкий уровень общей осведомленности, не умеют читать, писать, считать и вообще не готовы к школе. Личностные черты подростков, которые принадлежат к педагогически запущенным, отличаются незрелостью, что объясняется неправильным педагогическим руководством, ненадлежащей организацией жизненного пространства, недостаточностью внимания, любви и поддержки от значимых взрослых, прежде всего родителей. Биологически обусловлена социальная дезадаптация. У детей этой группы сопротивление педагогическим воздействиям обусловлено отклонениями в психофизическом развитии. В функционировании познавательной сферы (не умение распределять внимание, низкий уровень мыслительной деятельности и запоминания) в характерологических особенностях развития (акцентуации характера, эмоциональная неустойчивость и т.д.), в низком уровне общей активности. Такие отклонения являются следствием повреждения или искажения развития материального субстрата психики, то есть недостатков в функционировании высшей нервной деятельности (последствия черепно-мозговых травм, ММД и т.д.). В этом случае социальная дезадаптация выступает как вторичный дефект. Безусловно, наличие первичного дефекта не является фатальной детерминантой дальнейшей социальной дезадаптации. Благоприятное социальное окружение и правильный педагогический подход могут в значительной степени нивелировать влияние первичного дефекта. Итак, психологическая коррекция для детей указанного типа девиантного поведения играет решающую роль в их дальнейшей жизни. Ситуативно обусловлена социальная дезадаптация. К этой группе относятся дети, у которых сопротивление педагогам и / или родителям вызвано неумелыми воспитательными действиями. Исследования психологов показывают, что часто конфликты и другие проявления социально дезадаптированных поведения подростков фактически спровоцированы самими взрослыми. Следовательно, этот вид девиантного поведения можно определить как обусловленный реакцией ребенка на неправильные действия воспитателя. Для коррекции поведения в этих случаях нет необходимости применять определенные средства воздействия на ребенка, наоборот, именно взрослый должен пересмотреть свое отношение к нему. Личностно обусловлена социальная дезадаптация. Эта разновидность социально дезадаптированного поведения связано с возникновением негативных личностных образований, которые формируются в подростковом возрасте, и в основном характерено для подростков, а у младших детей наблюдается достаточно редко. Негативные личностные новообразования возникают преимущественно тогда, когда ребенок не может удовлетворить свои актуальные социальные потребности, что вызывают болезненные эмоциональные переживания. Такие переживания непродолжительны, поскольку срабатывают защитные механизмы личности. Однако вытесненные в подсознание негативные ощущения постепенно образуют афектогенные зоны, фиксация которых приводит к формированию негативных личностных новообразований. Негативные личностные образования подростка, которые приобретают свойства своего рода функциональных органов, искажают информацию, которая поступает, и побуждают подростка к действиям в направлении, что противоречит социально одобряемым нормам, становясь, таким образом, регулятором его поведения. В данном случае причина социальной дезадаптации лежит в личности подростка и не связана с отклонениями в развитии высших психических функций. Такой тип социальной дезадаптации является сложным для установления контакта и дальнейшей работы с подростком. Третий уровень структуры девиантного поведения, представленный преступным, делинквентным и аддиктивным поведением, в основном является продолжением социальной дезадаптации. Однако возможен непосредственный переход от первого уровня девиантного поведения (нарушение стереотипов) к третьему (нарушение правовых норм), то есть минуя уровень социальной дезадаптации. Такой вариант перехода происходит, когда человек, ранее не нарушал моральные нормы, вдруг совершает криминальные действия. Причиной таких неожиданных драматических событий могут быть реакции декомпенсации у акцентуированных подростков, проявления психопатических черт или последствия эмоциональных расстройств, симптомы начала психических заболеваний и тому подобное. Вопросы для подготовки:
1. Выделите и охарактеризуйте основные детерминанты (причины) девиантного поведения личности. 2. Проанализируйте структуру, виды и формы девиантного поведения (по Н.Ю. Максимовой). 3. Проанализируйте этнокультурные и гендерные варианты проявления девиантного поведения. Вопросы для дискуссии: 1. Объясните, почему неадекватная самооценка может привести к девиантному поведению. 2. Объясните, почему низкий статус в коллективе может привести к формированию девиантного поведения личности. 3. Проведение дискуссии «Сказка – этнокультурная особенность народа» или «Кто в доме хозяин?» (гендерные роли современной семьи глазами студентов). Практические задания: 1. Определите возможные факторы, которые способствовали проявлениям девиантного поведения в данной ситуации. Оля в детстве была оживленной, веселой, общительной девочкой. Охотно ходила в школу, но значительных успехов в обучении не проявляла. Сейчас она в 9-м классе, часто пропускает занятия, плохо учится, с одноклассниками практически не общается. Уделяет чрезмерное внимание собственной внешности. Ее видят в обществе старших девушек и взрослых мужчин, с которыми она курит, употребляет алкоголь. Мать, комментируя поведение девочки, отмечает, что главное для женщины - хорошо выйти замуж, поэтому ничего плохого в том, что дочь уже подыскивает себе пару, нет. 2. Определите возможные причины, которые способствовали проявлениям девиантного поведения в этой ситуации. Сергей Н., 16 лет, активно употребляет наркотики. Мать - инженер, по характеру раздражительная, часто повышает голос в общении с сыном. Отец - злоупотреблял алкоголем, воспитанием сына не занимался, не живет с семьей более 10 лет. Сергей в 14 лет из-за длительных командировок матери, в течение года жил у бабушки и дедушки. Практически не учился. Сейчас учится в ПТУ, свободное время проводит в компании сверстников во дворе, с которыми впервые и попробовал наркотики. 3. Определите возможные факторы, которые способствовали проявлениям девиантного поведения в данной ситуации. Дмитрий, 19 лет. Обратился за консультацией к психологу с жалобой на то, что он не знает, как ему жить, все ему не интересно. Нигде не работает, гуляет днями с такими же друзьями. Рассказывает о проблемах со здоровьем, из-за чего его не взяли в армию. Курит, злоупотребляет алкоголем, пробовал употреблять наркотики. В школе плохо учился, часто пропускал уроки, нарушал дисциплину. С родителями не находит общего языка. Утверждает, что они работают с утра до вечера, их интересуют только деньги. 4. Определите тип девиантного поведения. Какой тип воспитания применялся к Владлену? В реанимационное отделение больницы привезли Владлена, 16 лет, с острым отравлением транквилизаторами. Как оказалось, они с другом решили попробовать, что такое «кайф». Друг в последнею минуту испугался и отговаривал Владлена. В ответ Владлен со словами: «Эх ты, слабак! Всего боишься, а я всегда что хочу, то и делаю!»,- растворил таблетку в воде и выпил. Мать Владлена, модно и богато одетая женщина, плакала в кабинете врача: «Почему он это сделал? Что это за игры такие? Мало ему было развлечений, или что? Он же всегда имел все! Любое его желание выполнялось, стоило ему только захотеть!» 5. Определите тип и причину девиантного поведения. Игорь, 14 лет. К школьному психологу обратился классный руководитель с просьбой дать характеристику Игорю по запросу следственных органов. Подросток проходит по делу ограбления киоска. Учительница отметила, что Игорь – мальчик из благополучной семьи. Сообразительный, способный, хоть учиться не ровно, поскольку очень подвижный, любит «побеситься». Во время психологического обследования никаких нарушений со стороны психических процессов не выявлено. Интеллект – выше нормы. При обследовании личности – акцентуация характера по гипнотическо-неустойчквому типу, самооценка завышена, высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально положительные ценности не сформированы. В беседе с матерью выяснилось что Игорь - единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше мамы, постоянно занят на руководящей должности. Мать не работает с того времени, как вышла замуж, по ее словам, она «целиком посвятила себя воспитанию сына». То, что сын брал участие в ограблении киоска, мать объясняет «плохим влиянием улицы»; она всевозможно оправдывает сына, растерянно повторяя «И что ему еще надо было? У него же было все! Что только он захочет, я ему сразу доставала! Ни в чем отказа не знал!» Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу «Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |