Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ




РАЗДЕЛ 5

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ТЕМА 1

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В целом, можно выделить следующие концептуальные подходы к исследованию девиантного поведения: психологический; психиатрический; этнокультурный; возрастной; педагогический; гендерный.

В психологической науке существует достаточно большое количество психологических подходов к объяснению причин девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Речь идет о том, что сущностью девиантности следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию индивида, являющиеся следствием, а иногда и своеобразной целью отклоняющегося поведения. Девиант, согласно данному подходу, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.

Согласно психоаналитической теории, девиантное поведение личности проявляется тогда, когда психологическая защита, направленная на уменьшение напряжения, вследствие неэффективного взаимодействия трех подструктур личности (Ид, Эго и Супер-Эго), является недостаточной для полноценного функционирования личности (3. Фрейд).

Причинами девиантного поведения, по мнению А. Адлера, является недостаточная или искаженная компенсация чувства неполноценности, а по К. Хорни – чувство тревоги, что приводит к неврозам. Е. Фромм объясняет девиантное поведение личности через определенные психологические механизмы (конформизм, разрушительная поведение и др.), с помощью которых человек решает противоречия между стремлением утвердить себя как индивидуальность и стремлением быть включенным в человеческое сообщество.

Представители бихевиоризма (Б. Скиннер, А. Бандура и др.) утверждают, что девиантное поведение социально обусловлено ​​и является реакцией на определенные подкрепления внешней среды, то есть становится результатом социального обучения.

Согласно когнитивному направлению психологии (А. Бек, Г. Келли и др.), основой девиантного поведения является неадекватные схемы мышления, личностные конструкты, которые вызывают неадекватное восприятие и интерпретацию информации, и, соответственно, неадекватные чувства и действия.

В рамках гуманистическогонаправления (А. Маслоу) девиантное поведение может быть следствием блокировки процесса самореализации и фрустрации базовых потребностей, когда самореализация через духовность и творчество трансформируется в самоутверждение в виде девиантного поведения. По К. Роджерсу, эта тенденция усиливается из-за отсутствия «позитивного безусловного внимания», безусловного принятия личности ребенка взрослыми таким, каким он есть. Согласно взглядам В. Франкла, в основе девиантного поведения личности лежит потеря смысла жизни и экзистенциальный вакуум – переживание бессмысленности жизни, его опустошенности.

По мнению Г. Айзенка, склонность к асоциальному (девиантному) поведению определяется сложным соотношением генетически обусловленных особенностей нервной системы: экстраверсией - интраверсией, нейротизмом (уровнем эмоциональной нестабильности) и психотизмом (уровнем ненормальности). Согласно гипотезе Г. Айзенка, наибольшее число преступников, делинквентов и девиантов встречается среди лиц с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и психотизма.

По мнению С. Гроффа, особенности перинатального периода являются определяющим в формировании большинства биопсихических аномалий (психических отклонений, сексуальных извращений, алкоголизма и наркомании и т.п.). Начиная с момента оплодотворения и до рождения, у ребенка формируются определенные образы, на основе которых в будущем возникают все представления об окружающем мире и о себе.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные особенности личности, способствующие формированию тех или других психических расстройств и заболеваний. Под девиациями понимают те отклонение поведения, не достигшие патологической выраженности, выступая в качестве «якобы психических расстройств», которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям диагностики симптомов или синдромов. Однако, несмотря на то, что они не достигли психопатологического уровня, данные отклонения все же обозначаются термином «расстройство».

Этнокультурный подход предполагает, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут значительно отличаться от норм (традиций) иных групп. Вследствие этого существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных ценностей человека. Предполагается, что диагностика девиантного поведения возможна только в случаях, если такое поведение не согласуется с нормами, принятыми в микросоциуме, или человек демонстрирует поведенческую ригидность и неспособность к адаптации в новых этнокультурных условиях (например, в случаях миграции).

Возрастной подходрассматривает девиации с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям. Это могут быть как количественные (гротескные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (акселерация) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии, в том числе полового характера.

Педагогический подход склонен признавать девиантным поведение таким, которое не соответствует задачам и требованиям воспитания.

Гендерный подходисходит из представления о традиционных половых стереотипах маскулинного и феминного поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля.

Таким образом, в самом общем виде девиантное поведение составляет собой систему поступков психически здоровой личности, отклоняющихся от общепринятой нормы (права, морали, культуры и т.д.).

На феноменологическом уровне оценка поведенческой нормы, патологии и девиаций учитывает все отклонения от нормы (а не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Используя феноменологический подход, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (например, аутичное поведение), а также положительно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологическая парадигма позволяет видеть за каждым из отклонений в поведении механизмы психогенеза. Так, например трудоголизм как поведенческая девиация может быть рассмотрено и как аддикция, что сложившаяся на базе стремление к уходу от реальности путем фиксации внимания на строго определенной деятельности, и как проявление психопатологических особенностей, например, в рамках маниакального синдрома.

Однако в целом в случае положительных девиаций, скорее, речь идет о нестандартной личности, для которой характерны оригинальные, творческие идеи, имеющие общественную значимость и, в общем, свидетельствуют об успешном процессе социализации и играют положительную роль в прогрессивном развитии общества (так называемые инновационные девиации).

Отрицательные же девиации, как правило, связаны с тем, что личность не усваивает положительного социального опыта, не способна адаптироваться к моральным ценностям и нормам поведения, соответствующим требованиям общества, хотя и может достаточно хорошо знать эти нормы. По мнению Л. Филонова, в таких случаях могут срабатывать специальные защитные механизмы, с помощью которых человек оправдывает нарушение норм:

- во-первых, это ложные представления о том, что существуют люди, которым все разрешено («Правила существуют только для посредственностей, а я не такой»);

- во-вторых, игнорируются, обесцениваются сами социальные нормы (через смысловые барьеры, когда нормы воспринимаются как поучения, что уже надоели, или как несправедливые, или как потерявшие социальную силу и т.д.).

Таким образом, при отсутствии нормативного контроля соственного поведения, можно говорить и о девиантной личности - совокупность усвоенных личностью асоциальных, аморальных взглядов на жизнь, которые не соответствуют социальным ожиданиям и за определенное время становятся ее социальной позицией, что препятствует самоактуализации личности, ее личностному росту, вызывает девиантный образ жизни. Как отмечает И. Кон, девиантное поведение личности (в негативном смысле этого понятия) можно разделить на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, когда речь идет о наличии предельной психопатологии. В частности, согласно П. Ганнушкину, такое поведение характеризуется тотальностью, указывающей на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, и стабильностью, которая отражает продолжительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сиюминутно и ситуативную обусловленность.

Во-вторых, это поведение, нарушающее социальные, культурные и, особенно, правовые нормы (без признаков психической патологии, так же как и поведенческих эквивалентов психических расстройств и заболеваний).

В частности, Б. Алмазов, анализируя динамику девиантного поведения несовершеннолетних, выделяет следующие три стадии процесса их социальной дезадаптации:

- компенсаторно-постепенная стадия, когда несовершеннолетний стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешнего среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;

- стадия конфликтно-демонстративная, которая возникает, когда предыдущая линия поведения не приносит желаемых результатов;

- стадия изоляции, когда лицо перестает считать себя членом коллектива и ориентируется только на мнение единомышленников.

Таким образом, происходит процесс нормативной поляризации и негативной трансформации поведения личности.

Вопросы для подготовки:

1. Обозначьте основные подходы к исследованию проблемы девиантного поведения личности.

2. Понятие девиантного поведения (Р. Мертон, Т. Шибутани).

3. Характерстика девиантного поведения в ХХ в. (Ж. Пинатель, Д. Дуглас). Охарактеризуйте варианты определения социальных отклонений.

4. Психоаналитическая теория девиантного поведения (З. Фрейд, А. Адлер, Е. Ериксон, К. Юнг, Е. Фром).

5. Со­циокультурный подход в исследовании феномена девинтного поведения (К. Хорни).

6. Диспозициональные взгляды Г. Ол­порта и бихевиоризма Б. Скиннера относительно девиантного поведения личности.

7. Социально-когнитивный подход А. Бандуры и когнитивный подход Дж. Келли, А. Маслоу в исследовании проблемы девиантного поведения. Екзистенциализм.

8. отечественные подходы к изучению девиантного поведения личности.

Практические задания:

1. Проанализируйте связь психологии девиантного поведения с другими науками и законспектируйте.

2. Подготовьте реферат или сочинение-рассуждение на тему «Девиантное поведение и наше время».

Задания для самостоятельной работы:Подготовить тезисы на впросы темы (конспект). Выделить основные термины и понятия.

 

ТЕМА 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 495.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...