Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДЕТЕРМИНАНТЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Детерминанты (с лат. determinans - причина, определяющая возникновение явления) девиантного поведения, то есть совокупность факторов, которые вызывают, провоцируют девиантные проявления, и те, которые усиливают или поддерживают девиантное поведение. Выделяют следующие детерминанты девиантного поведения (Н.Ю. Максимова): 1) условия окружающей среды - экологический, климатический, геофизический факторы и тому подобное; 2) социальные факторы: · общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, язык, влияние средств массовой информации и т.п.); · социальные группы, в которые входит человек (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной или иной референтной группы и т.п.); · микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личность родителей, характер супружеских отношений родителей, стиль семейного воспитания, влияние близких друзей и других значимых людей и т.д.); 3) психофизиологические, наследственно-биологические и конституциональные факторы - наличие отклонений в психическом развитии, которые передаются по наследству или присущи конституционально, а также такие, которые связаны с повреждениями центральной нервной системы (ЦНС) в перинатальном или постнатальном периоде и впервые годы жизни; 4) личностные детерминанты девиантного поведения - отрицательные личностные новообразования, возникшие вследствие неблагоприятных условий жизнедеятельности ребенка (в частности ошибочный тип воспитания в семье), а также внутренние конфликты, неадекватность самооценки, отсутствие или крайне низкий уровень развития рефлексии, целеполагания и функции прогноза и т.д. А. В. Беспалько называет такие причины девиантного поведения детей и молодежи: 1) социально-экономические: · снижение социально-эклномического уровня жизни населения; · имущественное расслоение общества; · ограничение возможностей социально одобренных форм заработка; · безработица; · ослабление общественной функции социального контроля; · доступность алкоголя и табака для несовершеннолетних; · широкая реклама психоактивных веществ; · снижение уровня социальной безопасности. 2) социально-педагогические: · ослабление воспитательной функции семьи; · воспитание в неполной семье; · завышенные требования родителей к ребенку; · авторитаризм родителей; · жестокое обращение с ребенком; · враждебность и конфликты между родителями; · критицизм подростка применительно к школе, семье, отчужденность от них; · низкий социальный статус подростков в классном коллективе; · слабая система внешкольной занятости детей и молодежи. 3) социально-культурные: · девальвация в обществе традиционных нравственных ценностей; · нестабильная политическая ситуация в стране; · снижение морально-этического уровня населения; · распространение криминальной субкультуры; · негативное влияние средств массовой информации; · либерализация половой морали; · доминирование среди молодежи культа силы. 4) психологические: · стремление быть независимым от взрослых; · желание быть признанным в группе сверстников; · стремление к самоутверждению; · несформированность системы нравственных ценностей; · низкий уровень эмоционально-волевого контроля; · желание выглядеть взрослым; · гедонистические мотивации (стремление к наслаждению) · потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации; · повышенная тревожность, низкая самооценка; · инфантилизм · повышенный уровень конформизма; · акцентуации характера, психопатии; · психопатологические синдромы (депрессия, паранойя, мстительность и т.п.); · отрицательные черты характера (зависть, жадность). 5) биологические: · нарушение работы ферментативной и гормональной систем организма; · последствия наследственности; · влияние различных факторов среды (уровень радиации, химический состав воздуха). К общим индивидуально-психологическим факторам девиантного поведения личности относят []: - духовные проблемы, в частности, отсутствие или потерю смысла жизни, переживания внутренней пустоты, блокировка самореализации духовного потенциала и др; - деформацию ценностно-мотивационной сферы, несформированные или редуцированные нравственные ценности (совесть, ответственность, честность), преобладание девиантных ценностей, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты; - эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, преобладание негативных эмоций, алекситимия (осложнения в понимании своих переживаний и неумение сформулировать их вербально), эмоциональное огрубение (потеря способности определять целесообразность, уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), аффективность и тому подобное; - проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей; - искажения в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, неадекватные установки, ограниченность знаний, наличие предрассудков; - негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыта насилия, социальная некомпетентность и тому подобное. Условием построения программ коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями является знание структуры девиантного поведения, то есть связей и иерархии ее составляющих. Только знание структуры девиантного поведения дает возможность понять динамику перехода от незначительных девиаций к более глубоким; понять качественное отличие разновидностей девиантного поведения; найти первоисточники имеющихся нарушений. Установить психологическую сущность девиаций на основе неструктурированного описания негативных поведенческих проявлений малоэффективно, что в свою очередь затрудняет подбор методического инструментария для диагностики и организации коррекционных мероприятий. Построение структуры девиантного поведения возможно при условии выяснения его детерминант. Однако даже при наличии различных детерминант девиантного поведения в практике воспитания до сих пор существуют представления о том, что социальная дезадаптация, которая обусловлена девиантным поведением, является однородным явлением, корни которого - в первую очередь в отсутствии или недостаточности педагогических воздействий. Поэтому ошибочно считается, что социальную дезадаптацию ребенка можно корректировать, усилив педагогическое воздействие. Внешние формы девиантного поведения детей и подростков достаточно хорошо известны. Безответственное отношение к учебе, конфликты с одноклассниками и с педагогами, не выполнение требований взрослых, пропуски уроков. Также совершение и более серьезных преступлений - побеги из дома, кражи, хулиганство, злоупотребление алкоголем или наркотиками и т. д. Поскольку набор этих негативных проявлений повторяется у всех социально дезадаптированных детей, разновидности девиантного поведения кажутся схожими, то есть такими, которые различаются только степенью выраженности отклонений от социальных норм. Приведенные выше классификации девиантного поведения в большинстве случаев является отражением указанного подхода, поскольку построены в соответствии со степенью глубины социальной дезадаптации человека. Таким образом, у педагогов складывается мнение, что «тяжелые» ученики все одинаковые и воспитывать их надо по одной схеме, разве что одних следует наказывать больше, а других меньше. Однако дело здесь гораздо сложнее. В частности, практика воспитания доказывает, что для одних детей с девиантным поведением усиление контроля и санкций является полезным, а для других - либо безрезультативными, либо вредным. Из этого следует, что специфику психолого-педагогических воздействий и степень их интенсивности нужно определять, учитывая вид девиантного поведения и его место в ее структуре. Н. Ю. Максимова предложила следующую структуру девиантного поведения, исходя из ее детерминант и в соответствии с уровнем его проявлений (см. рис. 1.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |