Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕТЕРМИНАНТЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ




Детерминанты (с лат. determinans - причина, определяющая возникновение явления) девиантного поведения, то есть совокупность факторов, которые вызывают, провоцируют девиантные проявления, и те, которые усиливают или поддерживают девиантное поведение. Выделяют следующие детерминанты девиантного поведения (Н.Ю. Максимова):

1) условия окружающей среды - экологический, климатический, геофизический факторы и тому подобное;

2) социальные факторы:

· общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, язык, влияние средств массовой информации и т.п.);

· социальные группы, в которые входит человек (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной или иной референтной группы и т.п.);

· микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личность родителей, характер супружеских отношений родителей, стиль семейного воспитания, влияние близких друзей и других значимых людей и т.д.);

3) психофизиологические, наследственно-биологические и конституциональные факторы - наличие отклонений в психическом развитии, которые передаются по наследству или присущи конституционально, а также такие, которые связаны с повреждениями центральной нервной системы (ЦНС) в перинатальном или постнатальном периоде и впервые годы жизни;

4) личностные детерминанты девиантного поведения - отрицательные личностные новообразования, возникшие вследствие неблагоприятных условий жизнедеятельности ребенка (в частности ошибочный тип воспитания в семье), а также внутренние конфликты, неадекватность самооценки, отсутствие или крайне низкий уровень развития рефлексии, целеполагания и функции прогноза и т.д.

А. В. Беспалько называет такие причины девиантного поведения детей и молодежи:

1) социально-экономические:

· снижение социально-эклномического уровня жизни населения;

· имущественное расслоение общества;

· ограничение возможностей социально одобренных форм заработка;

· безработица;

· ослабление общественной функции социального контроля;

· доступность алкоголя и табака для несовершеннолетних;

· широкая реклама психоактивных веществ;

· снижение уровня социальной безопасности.

2) социально-педагогические:

· ослабление воспитательной функции семьи;

· воспитание в неполной семье;

· завышенные требования родителей к ребенку;

· авторитаризм родителей;

· жестокое обращение с ребенком;

· враждебность и конфликты между родителями;

· критицизм подростка применительно к школе, семье, отчужденность от них;

· низкий социальный статус подростков в классном коллективе;

· слабая система внешкольной занятости детей и молодежи.

3) социально-культурные:

· девальвация в обществе традиционных нравственных ценностей;

· нестабильная политическая ситуация в стране;

· снижение морально-этического уровня населения;

· распространение криминальной субкультуры;

· негативное влияние средств массовой информации;

· либерализация половой морали;

· доминирование среди молодежи культа силы.

4) психологические:

· стремление быть независимым от взрослых;

· желание быть признанным в группе сверстников;

· стремление к самоутверждению;

· несформированность системы нравственных ценностей;

· низкий уровень эмоционально-волевого контроля;

· желание выглядеть взрослым;

· гедонистические мотивации (стремление к наслаждению)

· потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации;

· повышенная тревожность, низкая самооценка;

· инфантилизм

· повышенный уровень конформизма;

· акцентуации характера, психопатии;

· психопатологические синдромы (депрессия, паранойя, мстительность и т.п.);

· отрицательные черты характера (зависть, жадность).

5) биологические:

· нарушение работы ферментативной и гормональной систем организма;

· последствия наследственности;

· влияние различных факторов среды (уровень радиации, химический состав воздуха).

К общим индивидуально-психологическим факторам девиантного поведения личности относят []:

- духовные проблемы, в частности, отсутствие или потерю смысла жизни, переживания внутренней пустоты, блокировка самореализации духовного потенциала и др;

- деформацию ценностно-мотивационной сферы, несформированные или редуцированные нравственные ценности (совесть, ответственность, честность), преобладание девиантных ценностей, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

- эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, преобладание негативных эмоций, алекситимия (осложнения в понимании своих переживаний и неумение сформулировать их вербально), эмоциональное огрубение (потеря способности определять целесообразность, уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), аффективность и тому подобное;

- проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

- искажения в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, неадекватные установки, ограниченность знаний, наличие предрассудков;

- негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыта насилия, социальная некомпетентность и тому подобное.

Условием построения программ коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями является знание структуры девиантного поведения, то есть связей и иерархии ее составляющих. Только знание структуры девиантного поведения дает возможность понять динамику перехода от незначительных девиаций к более глубоким; понять качественное отличие разновидностей девиантного поведения; найти первоисточники имеющихся нарушений. Установить психологическую сущность девиаций на основе неструктурированного описания негативных поведенческих проявлений малоэффективно, что в свою очередь затрудняет подбор методического инструментария для диагностики и организации коррекционных мероприятий.

Построение структуры девиантного поведения возможно при условии выяснения его детерминант. Однако даже при наличии различных детерминант девиантного поведения в практике воспитания до сих пор существуют представления о том, что социальная дезадаптация, которая обусловлена ​​девиантным поведением, является однородным явлением, корни которого - в первую очередь в отсутствии или недостаточности педагогических воздействий. Поэтому ошибочно считается, что социальную дезадаптацию ребенка можно корректировать, усилив педагогическое воздействие.

Внешние формы девиантного поведения детей и подростков достаточно хорошо известны. Безответственное отношение к учебе, конфликты с одноклассниками и с педагогами, не выполнение требований взрослых, пропуски уроков. Также совершение и более серьезных преступлений - побеги из дома, кражи, хулиганство, злоупотребление алкоголем или наркотиками и т. д. Поскольку набор этих негативных проявлений повторяется у всех социально дезадаптированных детей, разновидности девиантного поведения кажутся схожими, то есть такими, которые различаются только степенью выраженности отклонений от социальных норм.

Приведенные выше классификации девиантного поведения в большинстве случаев является отражением указанного подхода, поскольку построены в соответствии со степенью глубины социальной дезадаптации человека. Таким образом, у педагогов складывается мнение, что «тяжелые» ученики все одинаковые и воспитывать их надо по одной схеме, разве что одних следует наказывать больше, а других меньше. Однако дело здесь гораздо сложнее. В частности, практика воспитания доказывает, что для одних детей с девиантным поведением усиление контроля и санкций является полезным, а для других - либо безрезультативными, либо вредным. Из этого следует, что специфику психолого-педагогических воздействий и степень их интенсивности нужно определять, учитывая вид девиантного поведения и его место в ее структуре.

Н. Ю. Максимова предложила следующую ​​структуру девиантного поведения, исходя из ее детерминант и в соответствии с уровнем его проявлений (см. рис. 1.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...