Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. КРИТЕРИИ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [4]. Несмотря на наличие большого количества публикаций в области психологии девиантного поведения ни зарубежные, ни отечественные авторы не пришли к единому мнению относительно сущности этого явления. Термины, которые используют как синонимы (деликвентное, аддиктивное, противоправное, ненормативное, дезадаптированное, асоциальное, антисоциальное, деструктивное, агрессивное и др.) означают разные виды поведения, отклоняющиеся от нормативного, но не харатерезуют девиантное поведение в целом. Например, антисоциальное поведение (демонстративное нарушение социальных норм) и аддиктивное поведение являются отклонениями, однако проявляются они по-разному. Кроме того, один и тот же термин в публикациях исследователей проблем девиантного поведения часто используется в разных значениях. Так, асоциальное поведение рассматривается как делинквентное. В современной научной литературе существуют определенные трудности в конечном определении понятия девиантного поведения и его структуры. Сложность связана с междисциплинарным характером этого явления, то есть с тем, что оно является объектом изучения нескольких отраслей науки. Так, когда девиантное поведение является предметом психологии или педагогики, то рассмотрению подлежат поступки или действия конкретного человека, не соответствующие официально установленным общественным нормам. Если же девиантное поведение рассматривается как социальное явление, то изучению подлежат сравнению массовые и устойчивые формы человеческой деятельности, не соответствующие социальным нормам. Анализ последних исследований и публикаций дает основания констатировать, что термин «девиантное поведение» происходит от латинского devіatio – «отклонение» и употребляется в двух значениях: 1) как индивидуальный акт поведения, поступок человека, который не соответствует социальным и общественнопринятым нормам, которые были установлены или фактически сложились в обществе; 2) как явление, которое исторически возникло и отражается в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, но не соответствует установленным в обществе нормам (пьянство, половые девиации) [2]. Однако, общим подходом во всех науках, изучающих поведение человека, является распределение явлений на «нормальные» или «патологические» (то есть такие, которые не соответствуют норме). И, хотя, обозначить понятие «нормальное» или «патологическое» поведение достаточно сложно, тем не менее, под нормальным поведением обычно понимают нормативное поведение, не связанное с болезненными расстройствами, характерное для большинства людей определенного социума. Существуют разные способы определения нормы и в научной литературе их часто называют еще критериям: · статистический критерий, позволяющий определить норму для любого явления с помощью установления его частотности. Нормой считается то, что случается «часто», то есть не менее чем в 50% случаев. Относительно статистического критерия «нормальное поведение» - это среднестатистическое поведение, которе характерно для большинства людей; · социально-нормативный критерий применяется в сферах, связанных с общественной жизнью человека и имеет приоритетное значение. Поведение каждого человека будет постоянно и оценивается с помощью различных социальных требований: правовых, возрастных, профессиональных, групповых. Социальные нормы формализуются в виде законов, правовых актов, организационных стандартов, учебно-профессиональных требований, групповых правил и тому подобное. С точки зрения социально-нормативного критерия девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ведущим показателем нормальности поведения согласно этому критерию является уровень социальной адаптации личности; · психопатологический критерий используется в медицине. Согласно этому критерию все поведенческие проявления можно разделить на две группы - «нормальные» и «патологические». При этом патология - это общее название конкретных нозологических единиц, то есть того, что точно соответствует случаям, которые перечислены в квалификации болезней и их признаков. В медицинской классификации болезней девиантное поведение не выделено, то есть оно не считается ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. Медицинская наука рассматривает девиантное поведение как явление, лежащее между нормой и патологией и характеризуется сложностью, неопределенностью диагностических признаков и их размытостью (например акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения в развитии и т.п.); · идеальная норма в качестве критерия. Еще один критерий для определения нормальности поведения - это ее оценка через призму так называемой идеальной нормы. Идеал - это определенный культурный эталон, созданный на примере лучших представителей человеческого сообщества или идеальных представлений о человеческой природе. Идеальные культурные предписания можно найти в религиозных вероучениях, философских трактатах, литературных произведениях, произведениях искусства. И хотя идеального человека во всех отношениях просто не существует, однако «нормальный» человек к идеалу стремится, а человек с девиантным поведением отказывается от него; · индивидуально-психологический критерий отражает соответствие поведения индивида или группы интересам и развития индивидуальности. В соответствии с этим критерием современные требования к человеку не ограничиваются только его способностью выполнять социальные предписания, но и предусматривают также производительную самореализацию. Важными качествами личности на данном этапе можно назвать ее внутреннюю позицию по отношению к себе и окружающему миру, способности принимать решения и делать осознанный выбор, а также нести личную ответственность за свои решения. Согласно данному критерию, девиантное поведение - это поведение, которое оказывает вред личности и вследствие этого приводит к трудностям в его развитии и продуктивной самореализации. Ведущим показателем нормальности поведения согласно социально-нормативному критерию является уровень социальной адаптации личности. По определению А. В. Беспалько: социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды. Социальная адаптация личности - это атрибутивное свойство субъектов социальной жизнедеятельности, которое реализуется путем интерпретации внутренних и внешних информационных моделей социального бытия с точки зрения их соответствия адаптивным установкам, которые не противоречат пониманию окружающей действительности и бытия: целенаправленно сформированы снаружи; стихийно усвоены в процессе социализации; выявленные самостоятельно. Нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями его ближайшей социальной среды. Социализация (с лат. «socialis» - общественный) - это процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни определенной системы знаний, социальных норм и культурных ценностей, установок и образцов поведения, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, к которому он принадлежит. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием, что представляет собой комплекс воздействий для планомерного обеспечения социализации индивида. Взрослый человек должен передать ребенку моральные ценности и нормы поведения, которые соответствуют данному обществу. Если же ребенок не усваивает положительного социального опыта, не может адаптироваться к образцам поведения и требований воспитателей, то процесс социализации нарушается, а поведение становится социально дезадаптированным. Социальная дезадаптация - потеря личностью качеств, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе; нарушение нормального хода социализации индивида, потеря или деформация важных функций личности. В школе социально дезадаптированных детей называют трудновоспитуемыми, что отражает сущность процесса социальной дезадаптации личности, формирующейся при наличии трех составляющих: воспитатель, ребенок и их взаимодействие. Общими проявлениями социальной дезадаптации для детей и взрослых являются: · постоянная неуспеваемость в учебе или неспособность зарабатывать собственным трудом; · выраженная неуспеваемость в жизненно важных сферах общения (в семье, учебной или производственной группе, межличностных отношениях) · нарушение моральных и правовых норм; · изоляция от окружения в сочетании с враждебным отношением к нему. К специфическим признакам девиантного поведения можно отнести следующие (А. В. Змановская): - многократные, длительные нарушения не любых, а важнейших для всего общества в настоящее время норм жизни; - поведение не является следствием кризисной, нестандартной ситуации, а обусловлено общей направленностью личности; - поведение, сопровождающееся проявлениями социальной дезадаптации; - поведение не вызвано психическими заболеваниями или патопсихологическими состояниями, хотя может при определенных условиях приобретать патологические формы; - результатом поведения является причинение реального ущерба самой личности или окружающим. В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих отклонений - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Таким образом, под «девиантным поведением» понимают: Систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон). Социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Гилинский). Специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг). Таким образом, в самом общем виде девиантное поведение представляет собой систему поступков психически здоровой личности, отклоняющихся от общепринятой нормы (права, морали, культуры и т.д.). Вопросы для подготовки: 1. Дайте определение понятию девиантного поведения. Специфические признаки девиантного поведения. 2. Охарактеризуйте основные критерии нормативного поведения личности. 3. Что является основным показателем нормальности поведения личности согласно социально-нормативному критерию. 4. Дайте определение понятию социальная адаптация. 5. Социальная дезадаптация личности: психологическая сущность понятия и общие проявления Вопросы для дискуссии: 1. Проанализируйте понятия «социализация», «воспитание», «социальная дезадаптация» и «девиантное поведение». 2. Социальная адаптация личности – это процесс или результат? Задания для самостоятельной работы: Подготовить тезисы на впросы темы (конспект). Выделить основные термины и понятия. ТЕМА 3 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 493. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |