Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Упражнение-самооанализ «Мое отношение к соуиальным нормам и правилам поведения»
Считаете ли вы необходимым всегда соответствовать (придериваться) социальным нормам и правилам поведения? Если вы нарушили какие-либо нормы и и правила, что вы чувствуете? Стараетесь ли вы извиниться или каким-либо образом исправить ситуацию? Как часто вы нарушаете социальные нормы и правила поведения? Относительно, каких сфер жизнедеятельности, и в каких ситуациях это происходит? На самоанализ отводится 15 мин. После чего проводится обсуждение результатов, и подводятся итоги. Задания для самостоятельной работы: Подготовить тезисы на впросы темы (конспект). Выделить основные термины и понятия. ТЕМА 4 УРОВНИ И ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Девиантное поведение разделяют на два уровня: · докриминогенний (делинквентный), когда человек не стал субъектом преступления; · криминогенный, который проявляется в преступно-карательных действиях, когда человек становится субъектом преступления, которое рассматривается следствием и судебными органами и представляет собой большую общественную опасность. Выделяют следующие виды девиантного поведения: · делинквентное поведение (нарушение дисциплины, проступки, преступления); · аддиктивное поведение (никотиновая зависимость, алкогольная зависимость, токсикомания, наркотическая зависимость) · психопатологическое поведение; · проституция; · суицидальное поведение. Делинквентное поведение - поведение индивида, который нарушает нормы общественного правопорядка, угрожает благополучию других людей или обществу в целом. В широком смысле делинквентной поведение - это преступное (криминальное) поведение, правонарушение неуголовного характера, нарушение официально установленных правил поведения и дисциплинарных требований. В узком смысле делинквентным поведением в литературе называют некриминальные правонарушения или противоправное поведение детей и подростков. Противоправное действие, что лежит в основе делинквентного поведения, называют деликтом, а лицо, которому свойственно такое поведение, - делинквент. Среди типичных проступков несовершеннолетних выделяют сквернословие, систематическое нарушение дисциплины в школе, драки со сверстниками, бесчинства (например, бросание с балкона в прохожих различных предметов; звонки по телефону и т.п.), вымогательство, мелкие кражи, похищения автотранспорта и т.п., бродяжничество. Выделяется несколько групп делинквентных личностей: · ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией); · субкультурный правонарушитель (нарушитель, который индетифицировался с групповыми антисоциальными ценностями); · невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги); · «органический» правонарушитель (совершает противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и эффективности); · психотический правонарушитель (который осуществляет деликты вследствие тяжелого психического расстройства - психоза, помутнение сознания); · нтисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособность к близости). Поведение, которое предшествует различным видам химической зависимости, называется аддиктивным поведением. Данный вид поведения возникает в результате употребления различных групп наркогенных веществ и характеризуется наличием связанных с этим проблем. При аддиктивном поведении несовершеннолетнего негативная страсть его к употреблению наркогенного веществ еще не достигла стадии индивидуальной психической или физической зависимости, то есть определенных стадий заболеваний. В результате такого поведения человек существует в своеобразном «виртуальном» мире. Он останавливается в личностном развитии, а в отдельных случаях даже деградирует. Различают три группы разновидностей аддиктивного поведения: · нехимические аддикции (патологическая склонность к азартным играм (гемблинг), компьютерная аддикция, трудоголизм); · промежуточные формы аддикции (анорексия - отказ от пищи, булимия - стремление к постоянному потреблению пищи); · химические аддикции (употребление и вдыхание психоактивных веществ, в частности, табака, алкоголя, наркотиков, медицинских препаратов, веществ бытовой химии). Аддиктивное поведение несовершеннолетних определяют еще как поведение, которое предшествует формированию патологической зависимости от наркогенного вещества. При этой форме поведения отрицательная страсть человека к химическим веществам еще не достигла стадии физической зависимости, то есть заболевания наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией. Всемирная организация здравоохранения рассматривает алкоголизм, токсикоманию и наркоманию как разновидности химической зависимости. Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями определенных психических расстройств и заболеваний. Среди наиболее типичных для детей и молодежи видов такого поведения ученые выделяют аутоагрессивное поведение, дисморфоманию, гебоидный синдром, патологическую застенчивость. Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийство (суицид) и самотравмирование (парасуициды). Суицидальным поведением являются внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениям лишения себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают суицидальные мысли, представления, переживания, суицидальные тенденции, которые делятся на замыслы и намерения. К внешним формам проявления суицидального поведения относят суицидальные попытки и завершенные суициды. Дисморфомания базируется на ложной уверенности подростка о наличии у него физических недостатков. Психическое состояние таких подростков характеризуется комплексом неполноценности, стремлением кардинально изменить свою внешность с помощью радикальных средств (пластическая операция, постоянное голодание, чрезмерные физические нагрузки и т.д.). В поведении таких подростков наблюдается резкое ограничение круга общения, погружение в собственную проблему, постоянный анализ своей внешности. Гебоидный синдром подростков характеризуется инфантильным эгоцентризмом, чрезмерным стремлением к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных норм и ценностей, склонностью к импульсивной агрессии, отсутствием ответственности, интереса к производительной положительной деятельности при усиленном патологическом стремлении ко всему, что связано с насилием, издевательством, террористическими актами. Одним из типичных для подросткового возраста явлений является патологическая застенчивость. Она проявляется робостью, страхом перед общением, неспособностью эффективно действовать в присутствии незнакомых лиц, отказе от знакомства с новыми людьми, страхом быть не понятым другими. Проституция - разновидность девиантного поведения, проявляется во внебрачных, случайных, беспорядочных сексуальных отношениях не основанных на личной симпатии или влечения за оплату. Причины подростковой проституции: 1. Генетические: · влияние наследственных факторов; · нарушения гормонального обмена в организме; · морфоконституционные особенности человека (преобладание лицевых размеров головы над структурой тела). 2. Психолого-педагогические: · желание выглядеть взрослым; · не сформирована система нравственных ценностей; · форма самоутверждения; · низкая половая культура личности; · ориентация на удовлетворение витальных потребностей; · деморализация в сфере полового поведения; · конфликты в семье; · постравматичний синдром сексуального насилия; · желание стать материально независимой. 3. Социальные: · либерализация половой морали в обществе; · ослабление социально-правового контроля со стороны государства; · падение престижа института семьи и материнства; · негативное влияние средств массовой информации; · бесконтрольность и безразличие администрации школ и родителей к внеучебным занятиям детей; · низкий материальный уровень отдельных семей. А. В. Змановская выделяет три группы девиантного поведения: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |