Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение-самооанализ «Мое отношение к соуиальным нормам и правилам поведения»




Считаете ли вы необходимым всегда соответствовать (придериваться) социальным нормам и правилам поведения?

Если вы нарушили какие-либо нормы и и правила, что вы чувствуете?

Стараетесь ли вы извиниться или каким-либо образом исправить ситуацию?

Как часто вы нарушаете социальные нормы и правила поведения?

Относительно, каких сфер жизнедеятельности, и в каких ситуациях это происходит?

На самоанализ отводится 15 мин. После чего проводится обсуждение результатов, и подводятся итоги.

Задания для самостоятельной работы: Подготовить тезисы на впросы темы (конспект). Выделить основные термины и понятия.

ТЕМА 4

УРОВНИ И ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Девиантное поведение разделяют на два уровня:

· докриминогенний (делинквентный), когда человек не стал субъектом преступления;

· криминогенный, который проявляется в преступно-карательных действиях, когда человек становится субъектом преступления, которое рассматривается следствием и судебными органами и представляет собой большую общественную опасность.

Выделяют следующие виды девиантного поведения:

· делинквентное поведение (нарушение дисциплины, проступки, преступления);

· аддиктивное поведение (никотиновая зависимость, алкогольная зависимость, токсикомания, наркотическая зависимость)

· психопатологическое поведение;

· проституция;

· суицидальное поведение.

Делинквентное поведение - поведение индивида, который нарушает нормы общественного правопорядка, угрожает благополучию других людей или обществу в целом. В широком смысле делинквентной поведение - это преступное (криминальное) поведение, правонарушение неуголовного характера, нарушение официально установленных правил поведения и дисциплинарных требований. В узком смысле делинквентным поведением в литературе называют некриминальные правонарушения или противоправное поведение детей и подростков. Противоправное действие, что лежит в основе делинквентного поведения, называют деликтом, а лицо, которому свойственно такое поведение, - делинквент.

Среди типичных проступков несовершеннолетних выделяют сквернословие, систематическое нарушение дисциплины в школе, драки со сверстниками, бесчинства (например, бросание с балкона в прохожих различных предметов; звонки по телефону и т.п.), вымогательство, мелкие кражи, похищения автотранспорта и т.п., бродяжничество.

Выделяется несколько групп делинквентных личностей:

· ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией);

· субкультурный правонарушитель (нарушитель, который индетифицировался с групповыми антисоциальными ценностями);

· невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);

· «органический» правонарушитель (совершает противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и эффективности);

· психотический правонарушитель (который осуществляет деликты вследствие тяжелого психического расстройства - психоза, помутнение сознания);

· нтисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособность к близости).

Поведение, которое предшествует различным видам химической зависимости, называется аддиктивным поведением. Данный вид поведения возникает в результате употребления различных групп наркогенных веществ и характеризуется наличием связанных с этим проблем. При аддиктивном поведении несовершеннолетнего негативная страсть его к употреблению наркогенного веществ еще не достигла стадии индивидуальной психической или физической зависимости, то есть определенных стадий заболеваний. В результате такого поведения человек существует в своеобразном «виртуальном» мире. Он останавливается в личностном развитии, а в отдельных случаях даже деградирует.

Различают три группы разновидностей аддиктивного поведения:

· нехимические аддикции (патологическая склонность к азартным играм (гемблинг), компьютерная аддикция, трудоголизм);

· промежуточные формы аддикции (анорексия - отказ от пищи, булимия - стремление к постоянному потреблению пищи);

· химические аддикции (употребление и вдыхание психоактивных веществ, в частности, табака, алкоголя, наркотиков, медицинских препаратов, веществ бытовой химии).

Аддиктивное поведение несовершеннолетних определяют еще как поведение, которое предшествует формированию патологической зависимости от наркогенного вещества. При этой форме поведения отрицательная страсть человека к химическим веществам еще не достигла стадии физической зависимости, то есть заболевания наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией.

Всемирная организация здравоохранения рассматривает алкоголизм, токсикоманию и наркоманию как разновидности химической зависимости.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями определенных психических расстройств и заболеваний. Среди наиболее типичных для детей и молодежи видов такого поведения ученые выделяют аутоагрессивное поведение, дисморфоманию, гебоидный синдром, патологическую застенчивость.

Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийство (суицид) и самотравмирование (парасуициды).

Суицидальным поведением являются внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениям лишения себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают суицидальные мысли, представления, переживания, суицидальные тенденции, которые делятся на замыслы и намерения. К внешним формам проявления суицидального поведения относят суицидальные попытки и завершенные суициды.

Дисморфомания базируется на ложной уверенности подростка о наличии у него физических недостатков. Психическое состояние таких подростков характеризуется комплексом неполноценности, стремлением кардинально изменить свою внешность с помощью радикальных средств (пластическая операция, постоянное голодание, чрезмерные физические нагрузки и т.д.). В поведении таких подростков наблюдается резкое ограничение круга общения, погружение в собственную проблему, постоянный анализ своей внешности.

Гебоидный синдром подростков характеризуется инфантильным эгоцентризмом, чрезмерным стремлением к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных норм и ценностей, склонностью к импульсивной агрессии, отсутствием ответственности, интереса к производительной положительной деятельности при усиленном патологическом стремлении ко всему, что связано с насилием, издевательством, террористическими актами.

Одним из типичных для подросткового возраста явлений является патологическая застенчивость. Она проявляется робостью, страхом перед общением, неспособностью эффективно действовать в присутствии незнакомых лиц, отказе от знакомства с новыми людьми, страхом быть не понятым другими.

Проституция - разновидность девиантного поведения, проявляется во внебрачных, случайных, беспорядочных сексуальных отношениях не основанных на личной симпатии или влечения за оплату.

Причины подростковой проституции:

1. Генетические:

· влияние наследственных факторов;

· нарушения гормонального обмена в организме;

· морфоконституционные особенности человека (преобладание лицевых размеров головы над структурой тела).

2. Психолого-педагогические:

· желание выглядеть взрослым;

· не сформирована система нравственных ценностей;

· форма самоутверждения;

· низкая половая культура личности;

· ориентация на удовлетворение витальных потребностей;

· деморализация в сфере полового поведения;

· конфликты в семье;

· постравматичний синдром сексуального насилия;

· желание стать материально независимой.

3. Социальные:

· либерализация половой морали в обществе;

· ослабление социально-правового контроля со стороны государства;

· падение престижа института семьи и материнства;

· негативное влияние средств массовой информации;

· бесконтрольность и безразличие администрации школ и родителей к внеучебным занятиям детей;

· низкий материальный уровень отдельных семей.

А. В. Змановская выделяет три группы девиантного поведения:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...