Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические предпосылки появления и развития теории логистики




Становление и развитие рыночных отношений в России про­двигаются крайне медленно. Процесс обращения товаров, ранее регулируемый государством, стал обретать стихийный характер, в то время как радикальные реформы, проводимые в стране, и их успех во многом зависят от эффективности функционирова­ния сферы обращения. В основном все имеющиеся научные разработки, накопленный опыт, материалы статистического анализа, учебные пособия в этой области — либо безнадежно Устарели, либо отражают реалии переходного периода от планово-распределительной системы к рынку. Отсутствуют разработки, Которые давали бы исчерпывающее, непротиворечивое и цельнoe толкование основных теоретических положений и научных обоснований современного процесса товароматериалодвижения и имели бы прикладное значение. Экономика России оказалась еще не готовой работать по формуле — «спрос рождает предло­жение», да и многие государственные институты, обязанные регулировать этот процесс с учетом общенациональных интере­сов, пока не сформировались до конца. Ведущие производствен­ные предприятия страны с многотысячной численностью работа­ющих, которые функционировали в условиях госзаказа и цент­рализованного материально-технического обеспечения, оказались предоставленными самим себе. Традиционные рынки сбыта транс­формировались и получили свободный доступ к импорту, с кото­рым пока ни по качеству, ни по стоимости отечественному про­изводству невозможно конкурировать.

Оптовая торговля в ее логистической интерпретации, то есть в форме процесса оптового товародвижения, в полной мере мо­жет реализоваться только в развитой рыночной среде. Проводимая экономическая реформа представляет собой прежде всего переход от централизованно планируемой, административно-ко­мандной к свободной, рыночной экономике, целью которой яв­ляется создание той самой рыночной среды как необходимого условия функционирования механизма саморегулирования. Од­ной из причин необходимости такой реформы был тотальный товарный дефицит и непропорциональное развитие производства (с преобладанием военно-промышленного комплекса). В наиболь­шей степени дефицит проявлялся в сфере материально-техни­ческого снабжения: каждое предприятие время от времени нахо­дилось в дефицитной ситуации и в то же время каждое предпри­ятие имело сверхнормативные, неиспользуемые и излишние материальные ресурсы в производственных запасах. Выход из такого положения ученые и практики справедливо видели в од­ном — в переходе на оптовую торговлю. Вследствие этого часть продукции передавалась для распределения территориальным органам Госснаба СССР, а некоторые позиции реализовались в порядке оптовой торговли. Однако все эти меры не достигали поставленной цели: дефицит усиливался, а запасы возрастали — требовалась радикальная экономическая реформа. Такая рефор­ма началась 01.01.1992 г. с отпуска цен, одновременно началась приватизация государственной собственности, был открыт внут­ренний рынок для импортной продукции. Последнее обстоятель­ство выявило неконкурентоспособность многих видов отечествен­ной продукции — начался спад производства, а вследствие этого - инфляция. Руководствуясь принципами монетаризма в экономике, правительство все свои усилия направило на подавле­ние инфляции и стабилизацию финансовой системы.

К настоящему времени достигнут главный итог проводимой реформы — создана рыночная среда и сформировалась необхо­димая рыночная инфраструктура, а главное — многие субъекты рынка — товаропроизводители и торговые предприятия — адап­тировались в определенной степени к рыночным условиям, к конкуренции, функционирует оптовый рынок.

В этих условиях появилась острая необходимость поиска но­вых механизмов, нового инструментария управления процесса­ми в экономике и особенно в такой важной ее сфере, как сфера обращения. В начале 90-х годов прошлого века логистика в Рос­сии появилась как научное и практическое направление.

Из истории возникновения логистического направления в экономике

В Древней Греции под логистикой понималось искусство вы­полнения расчетов. Логистами назывались специальные госу­дарственные контролеры. Как свидетельствует Архимед, в V веке до нашей эры, во время наивысшего расцвета и могущества Афин, во всей Древней Греции насчитывалось 10 логистов.

В Древнем Риме под логистикой понималось распределение продуктов. В Византии термин «логистика» использовался как военный термин и обозначал «тыл, снабжение войск». Позже, в XVII-XVIII веках, термин «логистика» нашел другое толкова­ние. Немецкий философ-идеалист, математик, физик и языко­вед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математи­ческую логику. За математической логикой этот термин был официально закреплен на философской конференции в Женеве в 1904 году.

В России первое упоминание в литературе о логистике, как о рациональной системе тылового обеспечения войск, относится к середине XIX века («Военный энциклопедический лексикон», из­данный в Санкт-Петербурге в 1850 г.). Однако в энциклопедиче­ском словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в Санкт-Петербурге в 1896 году, отмечается, что «... слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окон­чательно вышедшим из употребления». В последующих отечест­венных энциклопедических изданиях термин «логистика» либо отсутствует, либо трактуется как математическая логика.

Итак, длительное время «логистика» считалась прикладной военной дисциплиной, и лишь сравнительно недавно ее стали связывать с экономическими процессами, или такими важными из них, как управление товарными, финансовыми и информацион­ными потоками. Первыми, кто стал рассматривать логистику как важнейшую часть бизнеса, были американские специалисты в области распределения Поп Конверс и Питер Дракер. Они уви­дели в ней большие потенциальные возможности, определив их как «последний рубеж экономии» или как «неопознанный мате­рик экономики». В 1955 году в Америке появились первые пуб­ликации, где были изложены теоретические основы логистики и возможности ее использования в экономике.

В 1974 году международное общество инженеров по вопросам снабжения определило логистику как искусство и науку ме­неджмента, техники и технологической деятельности, направлен­ную на выполнение требований планирования, обеспечения и со­хранения вспомогательных средств для поддержки целей, пла­нов и операций.

В 1970—1973 гг. в немецкой литературе также появились впер­вые публикации по проблемам логистики. Основное внимание в немецких трудах уделяется логистике маркетинга.

Английский национальный совет по управлению материаль­но-техническим распределением логистику определил как объе­динение двух или более видов деятельности с целью планирова­ния, внедрения и наблюдения за высоким уровнем сырьевого потока, запасами незавершенного производства и конечной продукцией от ее производства до потребления. В нашей стране проблемам логистики начали уделять внимание, начиная с 1989 года.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...