Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
Становление и развитие рыночных отношений в России продвигаются крайне медленно. Процесс обращения товаров, ранее регулируемый государством, стал обретать стихийный характер, в то время как радикальные реформы, проводимые в стране, и их успех во многом зависят от эффективности функционирования сферы обращения. В основном все имеющиеся научные разработки, накопленный опыт, материалы статистического анализа, учебные пособия в этой области — либо безнадежно Устарели, либо отражают реалии переходного периода от планово-распределительной системы к рынку. Отсутствуют разработки, Которые давали бы исчерпывающее, непротиворечивое и цельнoe толкование основных теоретических положений и научных обоснований современного процесса товароматериалодвижения и имели бы прикладное значение. Экономика России оказалась еще не готовой работать по формуле — «спрос рождает предложение», да и многие государственные институты, обязанные регулировать этот процесс с учетом общенациональных интересов, пока не сформировались до конца. Ведущие производственные предприятия страны с многотысячной численностью работающих, которые функционировали в условиях госзаказа и централизованного материально-технического обеспечения, оказались предоставленными самим себе. Традиционные рынки сбыта трансформировались и получили свободный доступ к импорту, с которым пока ни по качеству, ни по стоимости отечественному производству невозможно конкурировать. Оптовая торговля в ее логистической интерпретации, то есть в форме процесса оптового товародвижения, в полной мере может реализоваться только в развитой рыночной среде. Проводимая экономическая реформа представляет собой прежде всего переход от централизованно планируемой, административно-командной к свободной, рыночной экономике, целью которой является создание той самой рыночной среды как необходимого условия функционирования механизма саморегулирования. Одной из причин необходимости такой реформы был тотальный товарный дефицит и непропорциональное развитие производства (с преобладанием военно-промышленного комплекса). В наибольшей степени дефицит проявлялся в сфере материально-технического снабжения: каждое предприятие время от времени находилось в дефицитной ситуации и в то же время каждое предприятие имело сверхнормативные, неиспользуемые и излишние материальные ресурсы в производственных запасах. Выход из такого положения ученые и практики справедливо видели в одном — в переходе на оптовую торговлю. Вследствие этого часть продукции передавалась для распределения территориальным органам Госснаба СССР, а некоторые позиции реализовались в порядке оптовой торговли. Однако все эти меры не достигали поставленной цели: дефицит усиливался, а запасы возрастали — требовалась радикальная экономическая реформа. Такая реформа началась 01.01.1992 г. с отпуска цен, одновременно началась приватизация государственной собственности, был открыт внутренний рынок для импортной продукции. Последнее обстоятельство выявило неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции — начался спад производства, а вследствие этого - инфляция. Руководствуясь принципами монетаризма в экономике, правительство все свои усилия направило на подавление инфляции и стабилизацию финансовой системы. К настоящему времени достигнут главный итог проводимой реформы — создана рыночная среда и сформировалась необходимая рыночная инфраструктура, а главное — многие субъекты рынка — товаропроизводители и торговые предприятия — адаптировались в определенной степени к рыночным условиям, к конкуренции, функционирует оптовый рынок. В этих условиях появилась острая необходимость поиска новых механизмов, нового инструментария управления процессами в экономике и особенно в такой важной ее сфере, как сфера обращения. В начале 90-х годов прошлого века логистика в России появилась как научное и практическое направление. Из истории возникновения логистического направления в экономике В Древней Греции под логистикой понималось искусство выполнения расчетов. Логистами назывались специальные государственные контролеры. Как свидетельствует Архимед, в V веке до нашей эры, во время наивысшего расцвета и могущества Афин, во всей Древней Греции насчитывалось 10 логистов. В Древнем Риме под логистикой понималось распределение продуктов. В Византии термин «логистика» использовался как военный термин и обозначал «тыл, снабжение войск». Позже, в XVII-XVIII веках, термин «логистика» нашел другое толкование. Немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. За математической логикой этот термин был официально закреплен на философской конференции в Женеве в 1904 году. В России первое упоминание в литературе о логистике, как о рациональной системе тылового обеспечения войск, относится к середине XIX века («Военный энциклопедический лексикон», изданный в Санкт-Петербурге в 1850 г.). Однако в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в Санкт-Петербурге в 1896 году, отмечается, что «... слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления». В последующих отечественных энциклопедических изданиях термин «логистика» либо отсутствует, либо трактуется как математическая логика. Итак, длительное время «логистика» считалась прикладной военной дисциплиной, и лишь сравнительно недавно ее стали связывать с экономическими процессами, или такими важными из них, как управление товарными, финансовыми и информационными потоками. Первыми, кто стал рассматривать логистику как важнейшую часть бизнеса, были американские специалисты в области распределения Поп Конверс и Питер Дракер. Они увидели в ней большие потенциальные возможности, определив их как «последний рубеж экономии» или как «неопознанный материк экономики». В 1955 году в Америке появились первые публикации, где были изложены теоретические основы логистики и возможности ее использования в экономике. В 1974 году международное общество инженеров по вопросам снабжения определило логистику как искусство и науку менеджмента, техники и технологической деятельности, направленную на выполнение требований планирования, обеспечения и сохранения вспомогательных средств для поддержки целей, планов и операций. В 1970—1973 гг. в немецкой литературе также появились впервые публикации по проблемам логистики. Основное внимание в немецких трудах уделяется логистике маркетинга. Английский национальный совет по управлению материально-техническим распределением логистику определил как объединение двух или более видов деятельности с целью планирования, внедрения и наблюдения за высоким уровнем сырьевого потока, запасами незавершенного производства и конечной продукцией от ее производства до потребления. В нашей стране проблемам логистики начали уделять внимание, начиная с 1989 года. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |