Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности предпринимательства в России




Экономические отношения в прежней командной экономике не оставляли места для предпринимательской деятельности. В течение десятилетий люди в нашей стране, имеющие склонность к деловой активности, не могли считаться предпринимателями, по идеологическим соображениям предавались анафеме. В на­стоящее время предпринимательство в Росси находится на ста­дии становления, адаптируясь к новым условиям деятельности, встречаясь с противоречивым влиянием экономических, поли­тических и социальных явлений.

Возврат предпринимательства в стране сопровождается рядом специфических черт и особенностей. Предприниматели России работают в условиях дополнительного риска и неопределеннос­ти. Этому способствуют: падение производства, произошедшее вследствие кризиса в экономике и разрыва хозяйственных свя­зей; неустойчивость политического положения; незавершенность формирования банковской системы, бирж; несовершенство за­конодательных актов; высокий уровень инфляции и т.д.

Все это не могло не сказаться на мотивации предпринимате­лей. Преобладающими мотивами заняться предпринимательством в современных российских условиях являются:

- стремление к сверхприбыльному обогащению через использование неконтролируемой текущей ситуации;

- желание уйти от зависимости со стороны государственных структур, получить свободу действий и независимость существования. Это связано, прежде всего, с тем, что в начале 90-х гг. XX в. понятие российского предпринимательства возникло и приобрело популярность как общее обозначение всякой негосударственной активности в период нынешних реформ;

- стремление реализовать свой потенциал, что невозможно было сделать в условиях командной экономики;

- стремление повысить свой социальный статус;

- вынужденность (например, отсутствие работы) и т.д.

В российском предпринимательстве на современном этапе про­слеживается преобладание непроизводительного торгово-ростовщического характера экономической жизни; ставка на спекуля­тивную прибыль. Для многих предпринимателей характерны:

- неконкурентный тип поведения, в частности, связи с коррумпированными представителями власти. Экономическая слабость предпринимательства в России объективно подталкивает его к сотрудничеству с местной исполнительной властью;

- отсутствие рыночной культуры и деловой этики, эрозия нравственности и морали.

Все это свидетельствует о наличии нецивилизованных мето­дов предпринимательской деятельности.

Последние годы в нашей стране выявили простой алгоритм — предпринимательство развивается, если государство создает усло­вия. Однако во многих случаях это далеко от желаемого. Во-пер­вых, медленно, а нередко и бессистемно формируется законода­тельная база предпринимательства. Это особенно относится к не­совершенству налоговой системы. Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений зачастую противостоит монополизм, который нельзя отменить только воле­вым решением, поскольку экономические структуры России ос­тавались как монополии. В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции. Одной из характер­ных особенностей для России является тесное переплетение част­ного и государственного капитала, заметная роль государственно­го предпринимательства. Одновременно наблюдается сильная зависимость частных предпринимателей от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих боль­шие возможности для контроля за деятельностью частного бизне­са, его разрешение или запрещение, часто небескорыстно.

Специфичен и состав формирующегося российского предпри­нимательского класса. Большая часть отечественных предпри­нимателей — выходцы из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущи­ми ей традициями классовой закрытости, специфической мора­лью и привычкой функционировать в контролируемой государ­ством высокомонополизированной экономике. Часть из них про­должает руководить предприятиями во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

Нельзя не учитывать и того, что немалая часть нового предпринимательства находится под прямым контролем криминаль­ных структур. Рэкет стал почти неотъемлемой частью россий­ского предпринимательства конца XX — начала XXI века. Это­му имеется ряд объяснений. Определённая доля лиц, занимавшихся ранее незаконной предпринимательской деятель­ностью, была тесно связана с криминальным миром и, особенно в первоначальный период, формировала предпринимательский слой. Следует учитывать и то, что именно криминальные эле­менты располагали необходимыми для предпринимательской деятельности ресурсами. Наконец, распространение в предпри­нимательской среде нелегальной деятельности, недостаточная действенность правовой базы также способствовали привлека­тельности для криминала в предпринимательстве.

Определённая часть предпринимательской активности наце­лена не на длительную перспективу, а рассматривается как вре­менное средство, связанное с получением сиюминутной выгоды. Это создаёт обстановку нестабильности в данной сфере деятель­ности.

Для немалой части российских предпринимателей характер­на низкая социальная ответственность, размытость нравствен­ных норм, стремление к обогащению по принципу «урвать и уд­рать!». Отсюда не случайно распространение таких негативных явлений в отечественном предпринимательстве, как неисполне­ние коммерческих обязательств, «финансовые пирамиды» и т.д.

Очевидно, что одной из насущных задач в современной рос­сийской экономике является формирование слоя цивилизован­ных предпринимателей, создание условий для добросовестного предпринимательства, уменьшения влияния теневой экономики. Следует принимать во внимание и то, что, в отличие от началь­ной стадии становления рыночных отношений, ныне в стране наблюдается почти полное исчерпание возможностей для сверх­прибыльной торгово-посреднической деятельности. Понимая это, всё большее число предпринимателей начинают отдавать пред­почтение вложению капитала в реальный сектор, в сферу произ­водства материальных благ. Это также нацеливает российское предпринимательство на цивилизованные формы развития.

Как видим, развитие предпринимательской деятельности — сложный и противоречивый процесс, имеющий свои особенности, которые непременно следует учитывать. За предприниматель­ством в России будущее.

Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...