Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суперсегментная (супрасегментная) морфема




Суффикс –Разновидность аффикса, располагающаяся после корня и выполняющая словообразовательную или словоизменительную функцию.

Трансфикс– Аффикс, «разрывающий» корень из согласных определенными гласными по схеме соответствующей парадигмы.

Унивалентные морфемы

Флексия –Окончание слова; автономный формальный компонент формальной структуры слова.

Циркумфикс –То же,конфикс.

 

Тема «Грамматическое значение слова и способы его выражения»

 

Агглютинация –Способ слово- и формообразования, при котором к основе или корню, в преобладающем количестве случаев сохраняющим стабильный звуковой состав, присоединяются однозначные стандартные аффиксы.

Аффиксация – Один из способов выражения грамматического значения слова, состоящий в присоединении к корням (или основам) аффиксов.

Внутренняя флексия – Разновидность чередования гласных, фонетически не обусловленного и выражающего (самостоятельно или вместе с аффиксацией) словоизменительные и словообразовательные значения.

Грамматическое значение – Обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение.

Грамматическая категория –Система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями.

Редупликация –Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога или целого корня.

Словоформа –Слово (лексема) в некоторой грамматической форме.

Супплетивизм –Соединение в одну пару (или в один грамматический ряд) разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений.

Фузия –Морфонологически обусловленное формальное взаимопроникновение контактирующих морфем, при котором проведение морфологических границ (прежде всего между основой и аффиксом) становится затруднительным.

Языки с синтетическим грамматическим строем –Языки, в которых для выражения грамматического значения используется преимущественно синтетический способ (русский язык).

 Языки с аналитическим грамматическим строем –Языки, в которых для выражения грамматического значения используется преимущественно аналитический способ (английский язык).

 

 

Тема «Части речи»

 

Адъективация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд прилагательных.

Адъвербиализация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд наречий.

Вербализация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд глаголов.

Конъюнкционализация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд союзов.

Модаляция –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд модальных слов.          

Интеръективация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд междометий.

Нумерализация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд числительных.

Партикуляция –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд частиц.

Предикативация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в категорию состояния.            

Препозиционализация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд предлогов.

Прономинализация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд местоимений.

Трансформация (транспозиция, переходность) –Перевод слова (или основы слова) из одной части речи в другую или его употребление в функции другой части речи.

Субстантивация –Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд существительных.

Часть речи –Классы слов языка, выделяемые не основании общности их синтаксических, морфологических и семантических признаков.

 

Тема «Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Предложение. Словосочетание»

 

Модальность –Функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого.

Парадигма –1). Любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями; 2). Модель и схема организации такого класса.

Парадигматика –1). Один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка – парадигматических и синтагматических; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и группировок; 2). Языковая система, понимаемая как совокупность лингвистических классов парадигм.

Предикативность –Синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику предложения; ключевой конституирующий признак предложения, относящий информацию к действительности и тем самым формирующий единицу, предназначенную для сообщения.

Предложение –Единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматическому образцу, обладает значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов.

Примыкание – Подчинительная связь, при которой форма подчиненного компонента словосочетания не зависит от главенствующего компонента и не подвергается каким-либо изменениям.

Синтагма –Сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющий.

Синтагматика –1). Один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых синтагматических отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике; 2). Синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между единицами языка, так как С. рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте.

Словосочетание –Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух и более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи согласования, управления или примыкания.

Согласование –Подчинительная связь компонентов словосочетания, при которой в зависимом слове повторяются грамматические признаки или часть грамматических признаков главного слова.

Управление –Подчинительная связь, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем изменение формы главенствующего слова не вызывает изменение формы управляемого слова.

 

 

                                   Словарь персоналий

Богородицкий Василий Алексеевич(1857 – 1941) – знаменитый российско-советский языковед. Один из представителей казанской лингвистической школы, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Основные труды «Очерки по языковедению и русскому языку» (1901), «Лекции по общему языковедению» (1911).

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845 – 1929) – крупнейший русский и польский языковед. Основатель знаменитой казанской школы. Автор ряда оригинальных работ по фонетике (создатель теории фонем и фонетических чередований), теории письма.

Буслаев Федор Иванович (1818 – 1897) – один из самых ярких русских филологов середины 19 в. Занимался изучением широкого круга вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики, искусствоведения. Академик, профессор Московского университета.

Виноградов Виктор Владимирович (1895 – 1969) – знаменитый филолог, академик, ученик Л.В. Щербы. Создатель двух лингвистических наук – истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Одна из самых значительных работ «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947).

Востоков Александр Христофорович (1781 – 1864) – выдающийся русский языковед. Наибольшую ученую славу принесли исследования по истории славянских языков. Автор «Русской грамматики» (1831).

Гумбольдт Вильгельм фон(1767 – 1835)– выдающийся немецкий лингвист, основоположник общего языкознания и создатель теоретических основ исторического изучения языка.

Де Соссюр Фердинанд(1857 – 1913) – выдающийся швейцарский лингвист. Основатель социологической школы в языкознании. Заложил основы структурной лингвистики (цикл лекций «Курс современной лингвистики»).

Ломоносов Михаил Васильевич(1711 – 1765) – замечательный русский филолог, естествоиспытатель, поэт. Создатель первой научной грамматики русского языка «Российская грамматика» (1757), а также теории трех стилей.

Пешковский Александр Матвеевич(1878 – 1933) – видный русский языковед, автор знаменитой работы «Русский синтаксис в научном освещении» (1914).

Потебня Александр Афанасьевич(1835 – 1891) – выдающийся украинский и русский филолог. Основной труд «Из записок по русской грамматике» в 4-х т.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890 – 1938) – выдающийся российско-чехословацкий ученый. Один из создателей пражской лингвистической школы. Ему принадлежит первый опыт систематизации типов фонологических оппозиций (1936).

Фортунатов Филипп Федорович(1848 – 1914) – один из ведущих ученых рубежа 19-20 в.в. автор знаменитых трудов по сравнительно-историческому языкознанию. Создатель оригинального учения о грамматической форме слова.

Шахматов Алексей Александрович(1864 – 1920) – выдающийся языковед и историк рубежа 19-20 в.в. научные интересы сосредоточены в области истории и диалектологии русского о других славянских языков.

Шлегель Август Вильгельм фон(1767 – 1845), Шлегель Фридрих фон(1772 – 1829) – знаменитые немецкие языковеды, создатели оригинальной типологической (морфологической) классификации языков.

Щерба Лев Владимирович(1880 – 1944) – известный русский советский языковед, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Фонолог и фонетист, создатель ленинградской (санкт-петербургской) фонологической школы. Много работал в области грамматики, лексикологии и лексикографии.

 

       

 

Экзаменационные билеты по курсу «Введение в языкознание»

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«» _________2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

                                            

                            ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1

 

1. Предмет и задачи науки о языке. Структура современной науки  о языке. Место языкознания в системе наук.

2. Основные компоненты интонации и их взаимодействие

( мелодика, интенсивность, паузы, тембр речи).

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«»_________200 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2

 

1. Понятие о внутренних и внешних законах развития языка. Общие и частные законы. Процессы интеграции и дифференциации языков.

2. Понятие о словосочетании. Проблема природы словосочетания. Типы словосочетаний.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«__» _____ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3

 

1. Сущность теории Ф. Энгельса о происхождении языка.

2. Исторические сдвиги в морфологической структуре слова. Явление опрощения, переразложения, усложнения.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» ______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4.

 

 

1. Социальные гипотезы происхождения языка.

2. Грамматические значения и их формальные показатели. Специфика формальных показателей грамматического значения в разных языках мира.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5

 

1. Биологические гипотезы происхождения языка.

2. Грамматическая категория. Типы грамматических категорий.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» _________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6

 

1. Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония.

2. Понятие о грамматической форме. Полифункциональность грамматических форм.

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7

 

1. Понятие о литературном языке. Пути формирования литературных языков. Функции литературного языка в разные исторические эпохи.

2. Понятие о частях речи. Принципы выявления частей речи. Специфика частей речи в разных языках мира. Процесс переходности в системе частей речи.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8

 

1. Функционально-стилистическая дифференциация языка, его основные стилистические пласты.

2. Генеалогическая классификация языков. Понятия о сравнительно-историческом методе. Индоевропейская семья языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9.  

        

1. Различие в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива. Понятие о социальном и территориальном диалекте.

2. Генеалогическая классификация языков. Понятие о сравнительно-историческим методе. Финно-угорская семья языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10.

 

1. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык как особая знаковая система.

2. Основные типы словесного ударения. Специфика ударения в разных языках мира.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11.

 

1. Язык и мышление.

2. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в потоке речи.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12.

 

1. Язык и речь.

2. Моносемия и полисемия. Прямое и переносное значение. Типы переносных значений.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«_____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13.

 

1. Природа и сущность языка. Функции языка.

2. Слова мотивированные и немотивированные. Понятие о «внутренней форме» слова. Задачи научной этимологии. Явление «народной» (ложной) этимологии.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___»________2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14.

 

1. Структура языка и его системный характер.

2. Генеалогическая классификация языков. Понятие о сравнительно-историческом методе. Тюркская семья языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15.

 

1. Фразеологические единицы языка. Понятие устойчивости и идиоматичности. Типы фразеологических единиц.

2. Фонологические оппозиции. Типы фонологических оппозиций.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» __________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16.

 

1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ, ПОНЯТИЕ О СУБСТРАТЕ, СУПЕРСТРАТЕ И АДСТРАТЕ. 

2. Синонимия. Типы синонимов, их функции.   

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой _______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17.

 

1. Историческое развитие языка в связи с развитием устойчивых объединений людей. Языковые процессы на ранних этапах развития человеческого общества (первобытнообщинная общность, эпоха зарождения классового общества, рабовладельческое общество).

2. Антонимы. Типы антонимов и их роль в языке.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» _________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18.

 

1. Образование языков народностей. Языки и диалекты в рамках языка народности.

2. Грамматика как наука. Грамматическое значение, его отличие от лексического.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19.

 

1. Возникновение и развитие национальных языков. Языки и диалекты в рамках национального языка. Языки межнационального и международного общения.

2. ОМОНИМИЯ. ТИПЫ ОМОНИМОВ. ОТЛИЧИЕ ОМОНИМОВ ОТ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ. ОМОНИМЫ И ПАРОНИМЫ.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20.

 

1. Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения. Фонетика и фонология.

2. Формальное и актуальное членение предложения.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» ______2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21.

 

1. Акустический аспект изучения звуков.

2. Лексическое значение, его основные компоненты. Типы лексических значений.

   

       КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«____» ______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22.

 

1. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ. УСТРОЙСТВО И РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ЗВУКОВ.

2. Понятие о морфеме. Типы морфем. Функции морфем.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23.

 

1. Принципы классификации звуков. Классификация гласных.

2. Типологическое языкознание. Понятие « языковые универсалии». Типологическая (морфологическая) классификация языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«__» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24.

 

1. ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА, НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПЛАСТОВ СЛОВАРЯ, ПОНЯТИЕ ОБ АКТИВНОМ И ПАССИВНОМ СЛОВАРНОМ ФОНДЕ.

2. Происхождение и этапы развития письма.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» _____ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25.

 

1. Лексикология как наука. Её предмет, основные разделы. Понятие о слове. Основные признаки слова. Слово и лексема.

2. Чередование звуков и их основные типы.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» декабря 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26.

 

1. Понятие фонемы.  Основные функции фонем. Фонемы и разновидности фонем.

2. Устаревание части словарного состава. Причины устаревания.

ТИПЫ УСТАРЕВШИХ СЛОВ: ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» _____ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27.

 

1. Алфавит. Виды алфавитов.

2. Обогащение словарного состава путём заимствования. Способы и виды заимствования, освоение языком заимствованных слов.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» ______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28

 

1. Фонетическое членение речевого потока: слог, такт, фраза и т. д.

Просодические явления (слоговой акцент, словесное ударение, фразовая интонация).

2. Неологизмы. Пути возникновения неологизмов. ТИПЫ НЕОЛОГИЗМОВ.

    

          КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29

 

1. Системные связи между словами. Лексико-семантические группировки слов. Понятие лексико-семантической, тематической группы и лексико-семантического поля.

2. Синтаксис как учение о связной речи. Проблема определения предложения. Основные признаки предложения.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

«Утверждаю»       

Зав. кафедрой_______________

«__» _______2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30.

 

1. Принципы классификации звуков. Классификация согласных.

2. Грамматическая структура слова. Слова многоформенные

(изменяемые) и одноформенные (неизменяемые). Слова

производные и непроизводные.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ: РАЗДЕЛ ФОНЕТИКА»

 

 

Вариант - 1

1. Какие свойства звука являются артикуляционными?

а) место образования, способ преодоления преграды, палатализация,

б) высота, долгота, краткость,

в) диффузность, компактность, диезность.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных звуков по ряду?

а) голосовых связок,

б) языка,

в) губ.

3. Мгновенной выдержкой характеризуются звуки:

а) [з], [с], [г],

б) [т], [ш], [ж], 

в) [б], [п], [д].

4. Лабиализованными называются звуки, артикуляция которых сопровождается:

 а) выпячиванием вперед или округлением губ, за счет чего удлиняется общий объем резонаторной полости,

б) дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу,

в) дополнительным подъемом задней части языка к мягкому небу.

5. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [и]?

а) гласный переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный,

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный,

в) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «чувство»?

а) метатеза,

б) диереза,

в) эпентеза.

7. Где дана правильная характеристика ассимиляции в слове «пробка»?

а) полная, по глухости, контактная, прогрессивная,

б) частичная, по глухости, контактная, регрессивная,

в) частичная, по глухости, контактная, прогрессивная.

8. Какие фонемы образуют градуальную оппозицию?

а) [ж] : [ш] : [ф],

б) [д] : [т] : [з],

в) [а] : [о] : [у].

9. В каких парах слов имеет место грамматическое чередование звуков?

а) треск – трещать,

б) избегать – избежать,

в) лоб – лба.

10. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «книга»?

а) прикрытый, открытый,

б) прикрытый, закрытый,

в) неприкрытый, открытый.

     Вариант – 2

1. Какие свойства звуков являются акустическими?

а) ряд, подъем, лабиализованность,

б) диффузность, компактность, диезность,

в) место образования, способ преодоления преграды, назализованность.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных по подъему?

а) языка,

б) губ,

в) небной занавески.

3. Взрывными называются согласные звуки, при артикуляции которых:

а) смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается,

б) смычка взрывается под напором струи воздуха, и струя воздуха выходит из ротовой полости,

в) смычка сама раскрывается для прохода воздушной струи в щель, воздух проходит через эту щель с трением и мгновенно.

4. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [б]?

а) губно-губной, щелинный, твердый, звонкий,

б) губно-зубной, взрывной, твердый, звонкий,

в) губно-губной, смычно-взрывной, твердый, звонкий.

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «мрамор» (от латинского «marmor»)?

а) эпентеза,

б) метатеза,

в) протеза.

6. Где дана правильная характеристика ассимиляции в слове «отдых»?

а) частичная, по звонкости, регрессивная, контактная,

б) полная, по звонкости, регрессивная, контактная,

в) полная, по звонкости, прогрессивная, контактная.

7. Какая оппозиция фонем является коррелятивной?

а) [р] : [ш],

б) [а] : [у],

в) [г] : [к].

8. Энклитик – это:

а) два или несколько слогов, объединенных ударением,

б) безударное слово, примыкающее к предшествующему слову,

в) безударное слово, примыкающее к последующему слову.

9. Какой аспект звуков речи изучает фонология?

а) функциональный,

б) биологический,

в) акустический.

10. Где дана правильная характеристика русского словесного ударения?

а) динамическое (силовое),

б) квантитативное,

в) квантитативно-динамическое.

Вариант – 3

1. Гласными называются звуки, при артикуляции которых:

а) на пути воздушной струи возникает та или иная преграда, обычно в надгортанных полостях,

б) речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт, и ток воздуха не встречает препятствия,

в) возникает дополнительная к основной артикуляция звука, состоящая в подъеме средней части спинки языка к твердому небу.

2. Артикуляция звука – это:

а) работа органов речи, необходимая для произнесения звука,

б) совокупность органов речи, необходимых для произнесения звука,

в) совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

3. Дрожащими называются согласные звуки, при артикуляции которых:

а) смычка взрывается под напором струи воздуха, и струя воздуха выходит прямо из ротовой полости,

б) смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается,

в) смычка сама раскрывается для прохода воздушной струи в щель, воздух проходит через эту щель с трением и мгновенно.

4. Определите согласный звук, имеющий следующую артикуляцию: переднеязычный, зубной, смычно-проходной, боковой, сонорный, твердый?

а) [л],

б) [м],

в) [н].

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «восемь» (из осьмь)?

а) диэреза,

б) эпентеза,

в) протеза.

6. Сингармонизм – это фонетическое явление, при котором:

а) наблюдается выпадение отдельных согласных в середине слова,

б) в слове могут быть гласные только переднего или только непереднего ряда,

в) наблюдается появление приставочного звука в слове.

7. Какие фонемы образуют привативную оппозицию?

а) [б] : [п],

б) [р] : [л], 

в) [в] : [з].

8. Проклитик – это:

а) безударное слово, примыкающие к предшествующему слову,

б) безударное слово, примыкающее к последующему слову,

в) два или несколько слогов, объединенных ударением.

9. Какие варианты фонем называются фонетическими?

а) варианты, обусловленные индивидуальными оттенками произношения,

б) варианты, отражающие хронологические и стилевые колебания произносительной нормы,

в) варианты, обязательные для всех говорящих на данном языке, так как вызываются фонетическими процессами и чередованиями звуков данного языка.

10. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «актёр»?

а) открытый,

б) закрытый,

в) прикрыто-закрытый.

    Вариант – 4

1. Консонантизм – это:

а) система гласных звуков данного языка,

б) система согласных звуков данного языка,

в) фонетическая система данного языка.

2. Работа какого органа лежит в основе деления согласных на шумные и сонорные?

а) голосовых связок,

б) небной занавески,

в) языка.

3. Палатализованными называются согласные звуки, артикуляция которых сопровождаются:

а) дополнительным подъемом задней части языка к мягкому небу,

б) выпячиванием вперед или округлением губ, за счет чего удлиняется общий объем резонаторной полости,

в) дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу.

4. Определите согласный звук, образованный с помощью следующей артикуляции: губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена.

а) [б],

б) [п],

в) [м].

5. В каком из нижеследующих слов нарушен закон слогового сингармонизма?

а) лошадь,

б) аршин,

в) чердак.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «февраль» (из феврарь)?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) аккомодация.

7. В чем сущность перцептивной функции фонемы?

а) в доведении фонем до восприятия,

б) в способности различать морфемы и слова, участвуя в их обозначении,

в) в том, чтобы быть строительным материалом экспонентов морфем.

8. Какая пара звуков образует пропорциональную оппозицию?

а) [ц] : [ш],

б) [г] : [к],

в) [щ] : [ч].

9. Какое слово получится, если первый согласный звук в слове «жесть» произнести без напряжения голосовых связок?

а) весть,

б) месть,

в) шесть.

10. Какими дифференциальными признаками различаются первые звуки в словах моль: боль?

а) палатализованностью / непалатализованностью,

б) способом образования,

в) местом артикуляции.

     Вариант – 5

1. Вокализм – это:

а) система согласных звуков данного языка,

б) система гласных звуков данного языка,

в) фонетическая система данного языка.

2. Что служит основанием для классификации согласных по способу артикуляции?

а) характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного,

б) работа активного органа, образующего смычку или щель, которая преодолевается воздушной струей,

в) дополнительное поднятие средней части спинки языка к твердому небу.

3. Фрикативными называются согласные, образующиеся путем:

а) трения воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости,

б) взрыва воздушной струей преграды,

в) сближения средней части спинки языка с твердым небом.

4. Определите гласный звук, образованный с помощью следующей артикуляции: голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык задней частью спинки высоко поднят к мягкому небу:

а) [у],

б) [а],

в) [ы].

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «бантик»?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) субституция.

6. Диэреза – это:

а) вставка звука в определенных сочетаниях,

б) выпадение звука в сложном сочетании звуков,

в) выпадение одного из двух одинаковых или близко звучащих слогов.

7. В чем сущность сигнификативной функции фонемы?

а) в способности различать морфемы и слова, участвуя в их обозначении,

б) в доведении фонем до восприятия,

в) в том, чтобы быть строительным материалом экспонентов морфем.

8. Какой из вариантов является основным для фонемы [а]?

а) [ь],

б) [ъ],

в) [а].

9. Какие фонемы образуют привативную оппозицию?

а) [у] : [о],

б) [з] : [с],

в) [б] : [д].

10. Словесное ударение в русском языке является:

а) разноместным,

б) одноместным,

в) фиксированным.

       Вариант – 6

1. Артикуляционная база – это:

а) работа органов речи, необходимая для произнесения звука,

б) совокупность органов речи, необходимых для произнесения звука,

в) совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

2. К гласным переднего ряда относятся:

а) [и], [э],

б) [ы], [а],

в) [у], [о].

3. Работа какого органа лежит в основе выделения назальных звуков?

а) голосовых связок,

б) небной занавески,

в) языка.

4. К комбинаторным фонетическим процессам относится:

а) оглушение согласных на конце слова перед паузой,

б) диссимиляция,

в) апокопа.

5. Какой фонетический процесс отражен в просторечном слове «ндрав» (ср. литературное слово «нрав»)?

а) протеза,

б) диэреза,

в) эпентеза.

6. Как иначе называются функционально важные звуковые признаки?

а) фонологические,

б) нефонологические,

в) орфоэпические.

7. Где представлены только сильные позиции согласных фонем по глухости-звонкости?

а) вода, дружба, сказка,

б) дома, земля, нива,

в) дворняжка, извозчик, книга.

8. В каких парах слов имеет место историческое чередование звуков?

а) вода́ - во́ды,

б) водить – вождение,

в) пруд – пруды.

9. Какие фонемы образуют изолированную оппозицию?:

а) [ч] : [ц],

б) [ж] : [ш].

в) [м] : [м’].

10. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «изба»?

а) открытый,

б) закрытый,

в) прикрыто-закрытый.

Вариант – 7

1. Рассмотрение звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме человека при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет сущность:

а) биологического аспекта в изучении звуков речи,

б) акустического аспекта,

в) собственно лингвистического аспекта.

2. Аффрикатами являются звуки:

а) [ч], [ц],

б) [ш], [ж],

в) [д], [т].

3. Работа какого органа лежит в основе выделения сонорных согласных:

а) небной занавески,

б) голосовых связок,

в) языка.

4. Веляризованными называются согласные звуки, артикуляция которых сопровождается:

а) дополнительным подъемом задней части языка к мягкому небу,

б) выпячиванием вперед или округлением губ, за счет чего удлиняется общий объем резонаторной полости,

в) дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу.

5. Какая редукция называется качественной?

а) редукция, которой подвергаются гласные верхнего подъема,

б) редукция, при которой гласный звук теряет долготу, силу, сохраняя тембровую окраску,

в) редукция, при которой гласный звук изменяется по долготе, силе и тембру.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «власть»?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) субституция.

7. Перцептивно сильной является позиция, при которой:

а) фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции,

б) фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции,

в) фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка.

8. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «пастух»?

а) неприкрытый, открытый,

б) прикрытый, открытый,

в) прикрытый, закрытый.

9. В каких парах слов имеет место фонетическое чередование звуков?

а) хотеть – хочу,

б) носить – ношу,

в) стога – стог.

10. В слове «борода» ударение является:

а) подвижным,

б) неподвижным,

в) связанным (фиксированным).

     Вариант – 8

1. Что изучает частная фонетика?

а) природу звуковых явлений, общие условия образования звуков речи, их акустические характеристики и виды взаимодействия и др.,

б) звуковые явления с точки зрения их развития на протяжении более или менее длительного временного периода,

в) артикуляционные и акустические свойства звуков речи, виды их взаимодействия, особенности интонации и ударения применительно к тому или иному конкретному языку.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных на лабиализованные и нелабиализованные?

а) языка,

б) губ,

в) небной занавески.

3. Какую оппозицию образуют фонемы [л] : [р]?

а) пропорциональную,

б) изолированную,

в) тернарную.

4. Место образования согласного звука – это:

а) характер прохода воздушной струи при образовании звука речи,

б) точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути воздушной струи и где при прямом преодолении преграды возникает шум,

в) дополнительная артикуляция, состоящая в подъеме средней части спинки языка к твердому небу.

5. Субституция – это фонетический процесс, при котором наблюдается:

а) взаимное перемещение звуков или слогов в составе слова,

б) выпадение звука,

в) замена при заимствовании чужого звука своим звуком.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «лёгкий»?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) субституция.

7. Что представляет собой слоговой акцент?

а) движение основного тона голоса (повышение/понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее речь,

б) различные регулярные изменения высоты основного тона голоса или интенсивности звучания, которые, противопоставляясь друг другу, могут выполнять различную функцию,

в) выделение с помощью тех или иных звуковых средств одного вполне определенного слога (реже еще и другого или других слогов).

8. В каких парах слов имеет место фонетическое чередование звуков:

а) дом : домашний,

б) лететь : лечу,

в) чистить : чищу.

9. Нейтрализация противопоставления согласных [г] : [к] отражается в словах:

а) лук :луг,

б) луга : лука,

в) луговой : луковый.

10. Что собой представляет квантитативное ударение? 

 а) выделение ударного слога большей интенсивностью произношения,

 б) выделение ударного слога путем его удлинения (чаще за счет его гласного),

 в) выделение ударного слога путем повышения или понижения тона.

 

     Вариант – 9

1. В чем состоит собственно лингвистический аспект в изучении звуков речи?

а) в рассмотрении звуков как физических явлений, т. е. как определенных колебательных движений, передаваемых через упругую среду (воздух) и воспринимаемых на слух,

б) в рассмотрении звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии,

в) в рассмотрении функций звуков, которые звуки выполняют в языке и речи.

2. К звукам с более или менее продолжительной выдержкой относится:

а) [д],

б) [к],

в) [ш].

3. Гласный [а] является:

а) широким,

б) средним,

в) узким.

4. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [л]?

а) переднеязычный, небной, смычный, боковой, твердый, сонорный,

б) переднеязычный, зубной, смычный, боковой, твердый, сонорный,

в) переднеязычный, межзубной, смычный, боковой, твердый, сонорный.

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «верблюд» (из велблюд)?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) аккомодация.

6. К позиционным фонетическим процессам относится:

а) редукция,

б) сингармонизм,

в) субституция.

7. В каком из нижеследующих слов зафиксирован основной вариант фонемы [в]?

а) в саду,

б) улов,

в) ваза.

8. Какие фонемы образуют привативную оппозицию?

а) [в] : [ф],

б) [ч] : [ц],

в) [о] : [у].

9. Нейтрализация противопоставления согласных [т]: [д] отражается в словах:

а) ко́да : кота,

б) код : кот,

в) мода : вот бы.

10. В слове «горох» ударение является:

а) подвижным,

б) неподвижным,

в) фиксированным.

     Вариант – 10

1. В чем сущность биологического аспекта в изучении звуков речи?  

а) в рассмотрении функций звуков, которые звуки выполняют в языке и речи,

б) в рассмотрении звуков как физических явлений, т. е. как определенных колебательных движений, передаваемых через упругую среду (воздух) и воспринимаемых на слух,

в) в рассмотрении звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии,

2. Способ образования согласного звука – это:

а) характер прохода воздушной струи при образовании звука,

б) точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути воздушной струи и где при прямом преодолении преграды возникает шум,

в) дополнительный к основной артикуляции звука подъем средней части спинки языка к твердому небу.

3. Смычно-фрикативными являются звуки:

а) [ч], [ц],

б) [в], [ф],

в) [г], [к].

4. Протеза – это фонетический процесс, при котором наблюдается:

а) перестановка звуков в слове,

б) выпадение звука,

в) подстановка звука к началу слова.

5. В каком из нижеследующих слов отражен процесс ассимиляции?

а) новость,

б) гусеница,

в) честный.

6. Дистрибуция фонем – это:

а) распределение фонем по произносительным условиям,

б) противопоставление фонем,

в) фонетический процесс.

7. Какие фонемы образуют коррелятивную оппозицию?

а) [а] : [о],

б) [и] : [э],

в) [э] : [у].

8. Какой звук получится, если согласный [д] произнести с опущенной небной занавеской?

а) [н],

б) [д’],

в) [т].

9. Какими дифференциальными признаками различаются первые звуки в словах был: бил?

а) палатализованностью /непалатализованностью,

б) назализованностью /неназализованностью,

в) местом образования.

10.  Где дана правильная характеристика второго слога в слове «ива»?

а) прикрытый, открытый,

б) неприкрытый, открытый,

в) неприкрытый, закрытый.

     Вариант – 11

1. В чем сущность акустического аспекта в изучении звуков речи?

а) в рассмотрении функций звуков, которые звуки выполняют в языке и речи,

б) в рассмотрении звуков как физических явлений, т. е. как определенных колебательных движений, передаваемых через упругую среду (воздух) и воспринимаемых на слух,

в) в рассмотрении звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии.

2. Речевой аппарат – это:

а) совокупность органов речи, необходимых для произнесения звука,

б) работа органов речи, необходимая для произнесения звука,

в) совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

3. Как называется дополнительная артикуляция, состоящая в подъеме средней части спинки языка к твердому небу?

а) веляризация,

б) палатализация,

в) назализация.

4. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [э]?

а) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный,

б) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный,

в) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «трагикомедия» (из трагикокомедия)?

а) сингармонизм, 

б) субституция,

в) гаплология. 

6. Редукция – это фонетический процесс, при котором наблюдается:

а) ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов,

б) уподобление одного звука другому в каком-либо компоненте артикуляции,

в) взаимное перемещение звуков или слогов в составе слова.

7. Какие фонемы образуют коррелятивную оппозицию?

а) [д] : [т],

б) [ш] : [ф],

в) [а] : [о].

8. Мелодика – это

а) движение основного тона голоса (повышение/понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее речь,

б) различные регулярные изменения высоты основного тона голоса или интенсивности звучания, которые, противопоставляясь друг другу, могут выполнять различную функцию,

в) выделение с помощью тех или иных звуковых средств одного вполне определенного слога (реже еще и другого или других слогов).

9. В каких парах слов имеет место фонетическое чередование звуков?

а) вода – во́ды,

б) пень – пня,

в) треск– трещать.

10.  Что собой представляет динамическое (силовое) ударение? 

а) выделение ударного слога большей интенсивностью произношения,

б) выделение ударного слога путем его удлинения (чаще за счет его гласного),

в) выделение ударного слога путем повышения или понижения тона.

      Вариант – 12

1. Почему термин «речевой аппарат» является условным?

а) потому что у человека от природы нет органов, прямой биологической функции которых было бы производство звуков речи,

б) потому что этот термин может употребляется в широком и узком смысле слова,

в) потому что в речевой аппарат входят различные органы речи.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех звуков на сонорные (звучные) и шумные?

а) небной занавески,

б) голосовых связок,

в) губ.

3. Непалатализованными называются согласные звуки, при артикуляции которых отсутствует:

а) дополнительный подъем задней части спинки языка к мягкому небу,

б) дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу,

в) выпячивание вперед или округление губ.

4. Определите согласный звук, образованный с помощью следующей артикуляции: губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева:

а) [б],

б) [м],

в) [п].

5. Какое получится слово, если в слове «мыть» первый согласный произнести с поднятой небной занавеской?

а) шить,

б) быть,

в) выть.

6. Процесс аккомодации может происходить между:

а) гласными звуками,

б) согласными звуками,

в) гласным и согласным звуками.

7. Какой фонетический процесс отражен в слове «сладкий»?

а) диссимиляция,

б) ассимиляция,

в) сингармонизм.

8. Сигнификативно сильной является позиция, при которой:

 а) фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка,

 б) противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка,

 в) фонемы меняют свое звучание в зависимости от позиции и выступают в виде своей вариации.

9. Нейтрализация противопоставления гласных [а]: [о] отражается в словах:

а) вал: вол,

б) кашку: кошку,

в) волы: валы.

10.  Какие фонемы образуют изолированную оппозицию?

а) [б]: [п],

б) [ц]: [ч],

в) [д’]: [д].

 

 

 

 

 

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общего языкознания и славянских языков

 

 

Контрольная работа

По курсу «Введение в языкознание»

Раздел «Фонетика»

 

Кемерово 2008

Составитель: к.ф.н., доцент Рабенко Т.Г.

 

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» содержит варианты заданий, связанных с повторением теоретического и практического материалов раздела «Фонетика».

 

Утверждено на заседании кафедры общего языкознания и славянских языков «»             2008 г. _                            _ Зав. кафедрой М.В. Пименова Утверждено методкомиссией факультета филологии и журналистики «»             2008 г. _                            _ Председатель методкомиссии       И.В. Ащеулова  

 

Данная контрольная работа выполняется студентами первого курса дневного отделения факультета филологи и журналистики по учебному графику, определенному «Рабочей программой курса» Введение в языкознание»

Настоящая работа имеет своей целью отработать на практике и закрепить теоретические сведения, полученные студентами при изучении раздела «Фонетика».

Перед выполнением заданий предполагается повторение теоретического материала по рекомендованной литературе.

Список рекомендованной литературы.

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов, 1973. – Глава II «Фонетика».

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Глава II «Фонетика».

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. – Глава II «Фонетика».

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. – Глава II «Фонетика».

5. Записи лекций.

Вариант I

1. Укажите, какие звуки и слова получаться, если первый звук в названиях ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: зову, бар, ваза, дело, жара,

б) с опущенной небной занавеской: бак, бал, дог, доска, дочь.

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [а], [о], [м], [м’].

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный верхнего подъема, среднего ряда, … ?;

б) согласный, шумный, заднеязычный, щелевой, … ?, мягкий;

в) согласный, близкий к сонорным, … ?, … ?, … ?;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические варианты фонем, основным вариантом которых является: [а], [с’], [б].

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яма, день, уж.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их употребление в словах:

Уж побледнел закат румяный

Над усыпленною землей;

Дымятся синие туманы,

И всходит месяц золотой…

                         (А.С. Пушкин)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах: вокзал, городки, в театре, жесткость, ложь, к другу, солнце, улов, поздний, февраль, Италия, счастье.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно услышать такие формы: скорпиён (из скорпион), хто (из кто), здря (из зря). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой, твердый;

б) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

в) шумный, губно-зубной, щелевой, глухой, твердый;

г) согласный, заднеязычный, взрывной, глухой, твердый;

д) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

10. Даны предложения и слово. Определите сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении: А Васька слушает, да ест. (Вестник).

 

 

Вариант II 

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных
ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: гора, вал, дам, жил, вол;

б) с опущенной небной занавеской: боль, дам, док, бал, бак;

2.  Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков:
[и], [ы], [л], [р];    

3.  Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, назовите звуки:

а) гласный нижнего подъема,...? ...?;

б) согласный, ...?, ..?, аффриката, ...?, твердый;

в) согласный, переднеязычный, щелевой,...?, ...?, всегда мягкий;

4.  Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [э], [о], [д].

5.  Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: ехать, ошибка, ночь.

6.  В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

(М.Ю. Лермонтов)

7.  Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
 Мудрость, близко, высший, в школе, проповедь, сердце, гусеница, улов,
яблоко (ср. болг. абълка, лаг. abella), праздник, гейзер (от нем. heij
 «горячий»), арбуз, к дочери.

 

8.  В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы: транвай (из трамвай), радиво (из радио), гумага (из.
бумага). Объясните их возникновение.

9.  Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный, переднеязычно-небный, смычно-щелевой, глухой, мягкий;

б) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

г) согласным, переднеязычно-зубной, взрывной, глухой мягкий.

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова
встречаются в предложении:

Аппетит приходит во время еды. (Отход).














Вариант III

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных
ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: дом, жил, вол, дочка, бока;

б) с поднятой средней частью спинки языка: воз, ваза, суда; лот, мать;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [о] [у] [з] [с];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный заднего ряда, среднего подъема, ...?;

б) согласный, губно-губной, носовой, ...?, мягкий;

в) согласный, шумный, ...?, аффриката, ...?, твердый;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные; фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [а], [э], [ж];

5.  Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: чай, несчастье, ум;

6.  В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился...

                     (А.С. Пушкин)

7.  Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
сливки, молодость, Леонтий, блюдце, в стакане, футляр (ср. нем. Futteral),
дождь, проснувшись, к дому, трагикомедия, рог, вместе;

8.  В диалектной речи или просторечия носителей русского языка можно
услышать такие формы: ндравится (из нравится), левольвер (из револьвер),
куфня (из кухня). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий твердый;

б) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

в) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый;

г) гласный среднего ряда, нижнего подъема, не лабиализованный;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...