Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мотивация поведения. Функции СМИ и потребности аудитории.




 

Мотивация – это совокупность факторов, которые побуждают человека к активности: мотивы, потребности, стимулы и ситуативные факторы. Также слово «мотивация» обозначает характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Потребность – состояние нехватки в чем-либо, которую человек стремится компенсировать, источник активности. А. Маслоу утверждал, что любое поведение определяется несколькими или даже всеми базовыми потребностями одновременно. Привлечение большого количества потребностей повышает общий уровень мотивации.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Мотив - от французского слова «motif» в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Это то, ради чего выполняется деятельность (деньги, самоутверждение, долг, интерес к процессу деятельности и пр.).

Потребность побуждает к активности, а мотив определяет направление деятельности.

Любая деятельность является полимотивированной, побуждается несколькими мотивами.

Цель- это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Иными словами, цель - это то, чего мы стремимся достичь.

Цель организовывает, побуждает человека к деятельности. Как утверждал А.Леонтьев, развернутая деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности). Чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию человека. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив

Цель, как правило, детерминируется несколькими мотивами.Конкретизация цели, разработка промежуточных целей (этапов) и средств их достижения - важный мотивационный фактор. Сильнее, как правило, нас побуждают к деятельности близкие цели. Например, цель - проработать завтра определенный раздел учебника - будет побуждать вас сильнее, чем цель - прочитать две книжки для сдачи экзамена. В последнем случае можно постоянно откладывать работу "до следующего понедельника".

Ситуативные факторы – влияние различных людей, специфика ситуации: сложность задания и пр. Ситуативные факторы динамичны, быстро меняются, поэтому на них можно относительно легко влиять. Интенсивность мотивации в том или ином случае зависит от силы мотива и ситуативных факторов.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

 

ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВИДЫ МОТИВАЦИИ

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной. Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут».

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Общий уровень мотивации зависит от:

- количества мотивов;

- ситуативных факторов;

- побуждающей силы каждого мотива.

 

Выделяют 2 компонента мотивации.

Процессуальный компонент – человека может привлекать сам процесс деятельности – занятия спортом, умственная активность и пр. Этот компонент представлен в играх.

Результативный компонент – цели и намерения, которые мобилизируют энергию человека. Выходит на 1 план, когда процесс деятельности вызывает негативные эмоции.

Экстринсивные (внешние) мотивы – такие, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности (мотив долга перед обществом, самоопределение и самосовершенствование, стремление получить одобрение или выский социальный статус, мотив избегания неприятностей). Экстринсивные мотивы должны быть подкреплены интринсивными, чтобы деятельность была наиболее эффективной.Интринсивные (внутренние, процессуально-содержательные) – связанные с самим процессом деятельности.

Кроме того, большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения:

1) внешней мотивации и соответственно внешне мотивированного поведения,

2) внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения.

Внешняя мотивация — факторы, которые инициируют и регулируют поведение, находятся вне Я личности или вне поведения. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Внутренняя мотивация — инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Награда -чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями.Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивацияхкак аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Диспозиции – синонимическое понятие мотивов.

Соотношение между мотивами (диспозициями), потребностями и целями и общая структура мотивационной сферы человека представлены схематически на рисунке:

 

ДИСПОЗИЦИИ (МОТИВЫ)

 

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Болеегибкойявляется мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива, потребности может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Наконец, иерархированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархированность мотивационной сферы.

 

Виды мотивов

 

Все мотивы, побуждающие человека к деятельности, образуют мотивационный комплекс. Одни мотивы в этой системе – ведущие, часто актуализируются (усиливаются). Это действующие мотивы. Те мотивы, которые влияют на поведение человека меньше – потенциальные. Каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов, но под влиянием различных факторов (разговор, серьезное происшествие, прочитанная книга и пр.) иерархия мотивов может изменяться.

 

Выделяют следующие основные виды мотивов (по содержанию):

· Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

· Мотив идентификации - стремление быть похожим на другого.

· Мотив власти. Едва ли не единственный мотив, активность которого не следует специально усиливать, принимая во внимание нежелательного влияния этого мотива на личность и возможный вред для коллектива.

· Мотив саморазвития – стремление к полной реализации возможностей, ощущение своей компетентности.

Мотив достижения – стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

· Просоциальные мотивы – связанные с осознанием общественного значения деятельности. Долг и ответственность перед обществом, альтруистическая помощь ближним.

· Мотив аффилиации – стремление к установлению и поддержанию отношений с другими людьми.

· Негативная мотивация – побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые последуют из-за невыполнения деятельности. В этом случае человеком двигает страх. Основной недостаток негативных санкций: кратковременность влияния, они мотивируют, пока есть страх.

 

ОПТИМУМ МОТИВАЦИИ

 

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень напряжения, что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего. Оптимум – не всегда средний уровень, все зависит от данного человека в конкретной ситуации. Но экспериментально установлено, что при слабой и чрезвычайно сильной мотивации эффективность деятельности невысока. Закон Еркса-Додсона - зависимость качества (производительности) выполнения деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Согласно этому закону, вследствие увеличения интенсивности мотивации качество деятельности сначала увеличивается, но после прохождения точки наиболее высоких показателей успешности деятельности (оптимума мотивации) постепенно уменьшается.

В 1908 г. Еркс и Додсон провели экспериментальное исследование, чтобы установить зависимость эффективности работы от уровня мотивации, в ходе которого использовали три уровня мотивации: слабые, средние или сильные разряды электрического тока как наказание за ошибки. Кроме того варьировалась и сложность заданий: сложное, средней сложности и легкое.

Результаты исследования показали, что в каждом из трех случаев существует свой оптимум мотивации, при котором эффективность деятельности является наивысшей. Таким образом, оптимум мотивации зависит также от сложности задания.

В случае выполнения "легкой" деятельности чрезвычайная сила мотивации не вызывает нарушений поведения и деятельности, но такая опасность существует при выполнении сложных заданий. Если при выполнении сложных заданий задать сильную мотивацию, то может возникнуть перенапряжение, волнение, стресс и как следствие этого дезорганизация деятельности, ухудшение ее эффективности.

 

ФУНКЦИИ СМИ И ПОТРЕБНОСТИ АУДИТОРИИ

 

Для установления диалога и реализации своих целей журналисту нужно учитывать потребности, интересы, мотивы, установки аудитории. Исследователи выделяют множество функций СМИ. Все они предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей аудитории.

Гарольд Лассуэлл (Lasswell, 1948) выделяет три основных функции , которые средства массовой информации выполняют в обществе.

1) масс-медиа держат членов аудитории в курсе происходящих событий посредством наблюдения за внешней средой;

2) рассматривая различные фрагменты внешней среды, масс-медиа помогают членам аудитории понять ее структуру в целом. Эта вторая функция , связывание воедино фрагментов внешней среды, позволяет потребителям массовой информации составить более адекватное представление об окружающем мире.

3) СМИ служат для передачи социальных норм.

К. Райт (Wright, 1960) назвал развлечениев качестве одной из функций, выполняемых масс-медиа. Эта важная функция свидетельствует о том, что многие члены социума используют средства массовой информации для удовольствия.

Е. П. Прохоров выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.);

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Еще одна функция - парасоциалъного взаимодействия (Horton & Wohl, 1956), основана на следующем феномене: зрителям может казаться, что они лично знакомы с определенными теле- и киноперсонажами только потому, что часто видят и слышат их.

Уход от реальности или эмоциональная разрядка — функция СМИ , которая предполагает, что телевидение позволяет зрителям забыть о проблемах повседневной жизни {Pearlin, 1959). Сюда относятся функции редукции тревоги (Mendelsohn, 1963) и игры (Stephenson, 1967), позволяющие членам аудитории забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышленном мире, созданном СМИ. С помощью СМИ человек может решать конкретные, в т.ч. бытовые проблемы – это утилитарная функция.

В массовой коммуникации в целом велика роль социальных функций, потому что МК – общение больших социальных групп, особ ярко выражена социальная направленность коммуникации. В классификации социальных функции МК исследователи выделяют три: информационная, образовательная, развлекательная.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 589.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...