Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические и социально-психологические функции СМИ.
В психологии общения принято различать три основные вида общения: 1) межличностное (лицом к лицу) - общение двух-трех или более людей, состоящее во взаимодействии, обмене идеями, чувствами и информацией, 2) межгрупповое (коллективное) - общение в малых группах, 3) массовая коммуникация как общение больших социальных групп и общества в целом. Для двух первых форм общения характерна непосредственная обратная связь, в которой субъект и объект постоянно меняются позициями, а общение носит преимущественно личностный, субъект-субъективный, а не социально-ролевой характер. Исторически так сложилось, что межличностную форму более широко изучают психологи, межгрупповое общение — социологи и социальные психологи, а массовые коммуникации — теоретики массовых коммуникаций, психологи и теоретики журналистики. На разных стадиях практической деятельности журналист имеет дело со всеми формами социального общения, а поэтому в задачу психологии журналистики входит изучение всех указанных видов общения. Однако главным полем функционирования журналистики является массовая коммуникация, которая отличается от межличностной и межгрупповой форм общения. Сущность массовой коммуникации можно лучше понять через особенное. Особенное в массовой коммуникации как одного из видов общения состоит в следующем: 1) массовая коммуникация — это общение в больших социальных группах; 2) массовая коммуникация реализуется через специальные каналы; 3) общение осуществляется через знаковую систему, учитывающую специфику каналов и массовой коммуникации, породившей, по определению социолингвистов, «новый род словесности»; 4) «отсроченная, гомеостатическая» обратная связь, так как журналист и аудитория разделены в общении пространством и временем (отсроченную, медленно протекающую обратную связь Н. Винер характеризует как гомеостаз). В отличие от межличностного и межгруппового общения массовая коммуникация может осуществляться в больших социальных группах только через специальные каналы, которые превращают непосредственное общение в массовое со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими последствиями. Каналы можно сравнить со «знаковым опосредствованием» в культурно-исторической теории JI. B. Выготского, который говорил, что «знак (наиболее развитым знаком является слово) — это нечто вроде специального аппарата — это есть значение, в соответствии со структурой которого мир преломляется, в нем выделяется видимое». И далее он пояснял: «Значение — это внутренняя структура знаковой ситуации. Это то, что лежит между мыслью и словом. Значение есть повсюду, где есть знак. Смыслообразование есть главная функция знака» (Выготский Л.С. Собр. соч. T.L С. 160-162). Если каналы в нашем сравнении выступают в качестве «специального аппарата», то «значение» — это сама журналистика, в которой «мир преломляется». Из наличия каналов в общении вытекают и такие социальные особенности массовой коммуникации, как социальная ориентированность, институциональность, организационно-управленческий характер и «отсроченная гомеостатическая обратная связь». Именно эти особенности позволяют СМИ «преломлять мир» и создавать виртуальную реальность. Сколько бы усилий не тратили некоторые представители коммуникативистики, доказывая возможность существования «чисто информационных», социально неангажированных СМИ, сам факт того, что информация в массовой коммуникации предназначена для общения больших социальных групп, подтверждает тезис о том, что ей имманентно (т.е. внутренне) присуща социальная ориентированность и неизбежно вытекающие отсюда институциональность, организация и управление. Все средства массовой информации независимо от форм собственности выражают интересы определенных социальных групп. Известно, что в основе социально-психологических функций СМИ лежат потребности аудитории. Психологи дают следующую классификацию функций: · функция социальной ориентировки: отношение индивид — общество, социализация и коммуникация; · функция аффилиации: индивид — группа, соединение индивида (Я) с группой (Мы), идентификация, реферетные группы, установки и ценностная ориентация; · функция контакта с другими лицами: индивид—другой человек, двухступенчатый характер массовой коммуникации, «лидеры мнений»; · функция самоутверждения: индивид — он сам, поддержка в МК своих ценностей и идей, самоидентификация; · функция эмоциональной разрядки: мир виртуальной действительности, искусственное становится более реальным, чем сама реальность. К социальным функциям массовой коммуникации относятся: 1) информационная функция – основная, непосредственная для массовой коммуникации; 2) социализирующая функция (или функция социального воспитания) связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально- политических установок, ценностей или ценностных ориентаций аудитории, с которой осуществляется коммуникация; 3) организационно-поведенческая функция связана с прекращением или, напротив, инициированием каких-либо действий массовой аудитории, а так же с изменением конкретного действия или всей деятельности населения; 4) эмоционально-тонизирующая функция. Массовая коммуникация пробуждает оптимизм или, напротив, вгоняет в тоску, радует или раздражает. Она создает и поддерживает определенный эмоциональный уровень аудитории, стимулируя ее эмоциональные реакции (как известно, массовых политических процессов без эмоций не бывает); 5) коммуникативная функция, с одной стороны связана с усилением, поддержанием или, напротив, ослаблением связей между разными индивидами или частями аудитории. К психологическим функциям массовой коммуникации относятся: 1) функция формирования массовой психологии и массы как субъекта социально-психологического действия является стратегической. Это зависит от того, в каких именно формах она будет осуществляться. Остальные функции выполняют роль инструментов в решении основной задачи; 2) интеграционно-коммуникационная функция связана с формированием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории; 3) информационная функция обеспечивает аудиторию определенным набором информации, создает единую систему координат для восприятия происходящего; 4) социализирующе-воспитательная функция формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации; 5) функция организации поведения стимулирует конкретные действия сформированной массы в определенном направлении. В основе социальных функций лежат объективные потребности общества. Однако, массовая коммуникация – это общение социальных групп, состоящих из отдельных людей, наделенных разумом, волей, чувствами желаниями. Функции Массовой коммуникации: · Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
· Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которое проявляется в форме различных видов обратной связи.
· Функция социальной идентификации имеет своей основой потребность человека чувствовать свою причастность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности повышает у человека чувство защищенности и уверенности в своих силах. СМИ предоставляют практически неограниченные возможности для выбор реципиентом своих референтных групп.
· Функция контакта с вязана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудитории сообщений СМИ создает некую информационную общность, что облегчает установление контакта с незнакомыми людьми и закрепление связей со знакомыми.
· Функция самоутверждения и познания проявляется в том, что в сообщениях СМИ реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.
· Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью СМИ человек находит информацию с практической направленностью, заимствует эффективные модели поведения.
· Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако, в определенных условиях развлекательные передачи и публикации оказывают своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, отгораживая их от реальных и повседневных забот.(Бодалев А.А. Сухов А.Н. Основы социально–психологической теории. - М., 1995. с.384-389.)
Обозначая социально–психологические функции массовой коммуникации, мы помимо представления о характеристиках массовой коммуникации, определили и сферу воздействия СМИ на социально–психологические процессы. Это, в свою очередь, одновременно и сфера, в рамках которой возможно осуществление манипуляции. Все возрастающие потоки сообщений, передаваемыми различными СМИ, делают процессы восприятия, понимания и оценки их все более сложными. Вместе с тем, как справедливо подчеркивает Ю.А. Шерковин с усложнением структуры внешнего мира, с ускорением проходящих в нем процессов, человек все больше зависит от информации, которая практически превращается для него в своего рода "вторую реальность".(Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов". - М., 1973, с.13-351.) Которая, заметим, создается через СМИ и через них же может контролироваться. Это к вопросу о том, как журналист создает ОМ! |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 518. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |