Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-психологические функции




У всех людей, являющихся членами общества, есть потребности , разум, воля, свои чувства, желания, эмоции. Поэтому, чтобы МК могла эффективно выполнять свои социальные функции , необходимо учитывать ее социально-психологические функции. Иначе сообщения, передаваемые СМИ , могут быть не поняты, или не приняты аудиторией . Этот вопрос очень мало изучен исследователями. Богомолова предлагает классифицировать соц-псих функции , используя систему индивид-группа-общество

Системы отношений Функции
Индивид – общество Соц. ориентировки; Участия в формировании общественного мнения
Индивид – группа Соц. идентификации
Индивид – другой индивид Контакт с другим человеком
Индивид – он сам Самоутверждение и самопознание

Функция соц. ориентировки. – опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в широком мире соц. явлений. Благодаря МК людям важно знать не только то, что происходит в их ближайшем окружении, но и во всем мире.

Функция участия в формировании общественного мнения – основывается на потребности аудитории не только быть пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности в создании определенного общественного мнения по значимым для общества и его членов вопросам. Проявляется в обратной связи.

Функция социальной идентификации с группой – потребность человека чувствовать единение с одними группами и разобщенность с другими. Человек выбирает группу в зависимости от собственных взглядов и убеждений. Удовлетворение этой потребности повышает у человека чувство защищенности, уверенность в собственных силах. Именно поэтому СМИ всегда определяют целевую аудиторию .

Функция контакта – потребность человека в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов с взглядами других людей. Люди обращаются к СМИ в том числе и для того, чтобы получить информацию, которую можно обсудить со знакомыми. «Двухступенчатый характер» восприятия информации из СМИ (об этом у Березнякова, кажется, написано подробно). Иногда массов коммуник. Заменяет межличностный контакт тем, кто страдает от дифицита общения (подростки, старики)

Функция самоутверждения и самопознания – нахождение в сообщениях СМИ прямой или косвенной поддержки своих взглядов, идей, ценностей.Самопознание – СМИ как зеркало отражают действительность, и люди могут взглянуть на себя со стороны.

Информационные потребности

В широком смысле СМИ призваны удовлетворятьинформационные потребности т. е. как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п.

Тематические интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.

Сейчас отмечают следующие тенденции:

Рост потребностей в событийной и иной оперативной информации актуализирует информационные жанры, расширяет объем публикаций репортажного, новостного характера.

Тематика информационных программ телевидения имеет тенденцию сближения с потребностями аудитории, но не по всем ее разделам. Наибольший интерес вызывает информация на темы внутренней политики (32,4%), семьи (18,3%) и культуры (8,9%). Вместе с тем объем новостей имеет тенденцию сокращаться.

Аналитические жанры пока еще слабо влияют на структуру программ телевидения и радио. Так, на телевидении аналитические передачи не пользуются большой популярностью зрителей. Предпочтение отдается программам, основанным на историко-архивных документах, а также различным ток-шоу. Журнальная периодика, относящаяся к разряду аналитических изданий, понесла самые большие потери при переходе к информационному рынку. Реакцией на потребность в аналитических журналах стало появление целой группы изданий: «Итоги», «Профиль», «Власть», «Эксперт» и др. Однако они не стали пока массовыми и в большей степени сориентированы на экономическую и политическую элиту.

СМИ демонстрируют значительный рост популярности художественных теле- и радиопередач и снижение популярности художественных изданий.

С развитием развлекательных функций СМИ резко увеличилось количество соответствующих изданий и передач, возросла их популярность у аудитории.

Заботясь о росте рейтинга передач и соответственно о рекламных поступлениях, все крупнейшие телеканалы акцентируют внимание на программах, адресуемых широкой аудитории, и отказываются от низкорейтинговых, узкоцелевых. В результате общая доля кинопоказа, информационных и развлекательных программ стала занимать 55–60% всего эфирного времени.

Одновременно страдают другие передачи: о культуре, научно-популярные, детские, религиозные. Ответом на эти проблемы стало, например, создание канала «Культура».

Классификация

Существует классификация поведения журналистов на основе соотношения интересов и потребностей аудитории, которые учитываются. Интересы находятся на поверхности, они руководят поиском информации. Потребности в этой трактовке понимаются как то, что необходимо и полезно аудитории, но не всегда может ей осознаваться. В этой связи выделят 3 типа поведения СМИ по отношении к аудитории:

· Лобовой – удовлетворение потребностей, не связанное с интересом

· Хвостисткий – удовлетворение интересом при полном невнимании к потребностям

· Реалистический – наиболее оптимальное сочетание внимания к интересам и потребностям

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...