Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Степень научной разработанности проблемы




Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 Н.М. Пушкина

 

 

Выпускная квалификационная работа

По психологии как научноЕ исследованиЕ

 

Учебно-методическое пособие

 

Казань, 2015


УДК 159.9 (075.8)

ББК 88в7

    П 91

 

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом

Института социальных и гуманитарных знаний

 

 

Рецензенты:

Ю.Н. Кузнецова, канд. псих. наук, доцент кафедры теории и методологии обучения праву К(П)ФУ;

О.А.Хабибрахманова ,  канд ист наук, доцент, заведующая кафедрой философии и гуманитарных дисциплин ИСГЗ

 


Пушкина Н.М.

 

П 91  Выпускная квалификационная работа по психологии как  научное

 исследование: учебно-методическое пособие / Н.М. Пушкина. – Казань: Изд-во ИСГЗ, 2015. –  100 с.

 

 

 

В пособии излагаются основные требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы по психологии, даются методические рекомендации по организации, планированию и проведению психологического исследования, порядку изложения и оформления его результатов.

Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и адресовано студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Квалификация (степень) выпускника – бакалавр.

 

 

Охраняется действующим законодательством об авторских и смежных правах (Гражданский кодекс РФ, ч. 4, гл. 70). Воспроизводство всей книги или ее частей на любых видах носителей запрещается без письменного разрешения издательства.

ISBN                                                                        © Пушкина Н.М.,  2015

© ЧОУ ВПО «ИСГЗ» , 2015

© Оформление изд-ва ИСГЗ


 


СОДЕРЖАНИЕ

.....ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………....................... …. 4

 

1. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  КАК  научноЕ

исследованиЕ ……….……………………………………………………5

1.1. Выбор темы работы …………………………………………………..  6

1.2. Планирование и организация исследования в рамках ВКР……….. 9

1.3. Научный уровень работы ................................................................ 11

1.4. Сроки выполнения работы ............................................................... 11

1.5. Структура работы ............................................................................ 12

1.6. Титульный лист ................................................................................. 12

1.7. Содержание ....................................................................................... 13

1.8. Введение ............................................................................................ 13

1.9. Основная часть работы .................................................................... 17

1.10. Заключение ...................................................................................... 19

1.11. Список использованной литературы ………………………………. 20

1.12. Приложение …………………………………………………………… 22

 1.13.  Оформление  текста,  таблиц,  рисунков,  схем . ………………….  23

 

2. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ………………………………………………………………. 31

2.1.  Методика конструирования        методологического          аппарата

научного исследования ……………………………………………………….31

2.2. Методы исследования и требования к их применению ……………...41

2.3. Методы сводки и обработки результатов исследований ……………50

2.4.Требования к оформлению выпускной квалификационной работы.. 67

2.5. Критерии оценивания работы …………………………………………71

2.6. Литература, рекомендуемая для выполнения ВКР.......................... ..72

2.7. Глоссарий………………………………………………………………. 75

 

3.  ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................. .. 81    

3.1. Образец оформления титульного листа……………………………………………. 81

3.2.Образец оформления содержания ………………………………………….. .. 82

3.3. Форма отзыва на ВКР научного руководителя …………………………83

3.4. Анкета …………………………………………………………………… . 85

3.5.   Структура и примерная схема написания введения…………………….. 87

3.6. Пример оформления таблицы…………………………………………...90

3.7. Пример Презентации на защите ВКР…………………………………. .. 91

3.8. Пример доклада на защите ВКР………………………………….. ......... 96

 

 

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

 Выпускная квалификационная  работа представляет собой более или менее самостоятельное научное исследование  какой-либо  психологической  проблемы   в   избранной студентом области психологической науки и практики. Она позволяет выяснить уровень подготовленности будущего бакалавра психологии к профессиональной деятельности.  При этом  ВКР  способствует углублению и систематизации теоретических знаний и закреплению практических умений и навыков выпускника, их применению    в процессе планирования, организации и осуществления исследования по конкретной теме. 

Подготовка к исследованию, его организация и проведение, грамотное оформление результатов предполагают выполнение студентом заданий научного руководителя и соблюдения требований, предъявляемых Государственной аттестационной комиссией к научным работам подобного рода.

 Цель данного пособия – помочь выпускникам   – бакалавр психологии,  обучающимся  по очной форме  или заочной форме обучения, правильно выполнить, грамотно оформить дипломную (выпускную квалификационную) работу, почувствовать интерес к исследовательской деятельности и желание заниматься ею.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

КАК научноЕ исследованиЕ

    Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это результат всей учебной и научно-исследовательской деятельности студента. Она подводит итоги обучения студента и является показателем его квалификационной компетентности и профессиональной подготовленности к самостоятельной работе в современных условиях.

    ВКР представляет собой более или менее самостоятельное научное исследование  какой-либо  психологической  проблемы   в   избранной   студентом области психологической науки и практики. Выполняется такая работа с применением соответствующих методов  и методик исследования. В ней выпускнику нужно продемонстрировать теоретические и практические знания, умения и навыки, полученные  на протяжении всего периода обучения в вузе.

    Являясь научным исследованием, выпускная квалификационная работа должна обладать достаточной степенью актуальности, новизны, теоретической или практической значимости, опираться на научные психологические знания и научные методы эмпирического исследования.

    Общие требования к объему, содержанию и порядку оформления ВКР диктуются Федеральным Государственным Образовательным стандартом, а частные – определяются  кафедрой, на которой  выполняется  работа,  и утверждаются Ученым советом ВУЗа. Научное руководство ВКР осуществляют преподаватели кафедры, имеющие необходимую квалификацию и опыт научно-исследовательской деятельности.

    ВКР в готовом виде с отзывом руководителя представляется на кафедру не позднее, чем за две недели до защиты.

    В ВКР должны полно отражаться и обосновываться но­визна и значимость со­держащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у автора работы первоначальных умений и навыков научно-исследовательской  деятельности в избранной области профессиональной деятельности.

 

Выбор темы работы

    Выбор темы для выпускной квалификационной работы (ВКР) имеет большое значение. Правильно выбранная тема – это, как показывает практика, в определенной степени залог ее успешного выполнения. При выборе темы работы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана, чтобы можно было ее достаточно глубоко проработать. Выбрав тему, автор должен уяснить, насколько эта тема актуальна, какова ее теоретическая и практическая значимость, в чем заключается сущность предлагаемой им идеи и выдвигаемой гипотезы.

При оценке актуальности выбранной темы следует исходить из уровня ее изученности в психологической науке и степени важности для психологической или образовательной практики. При обосновании значимости работы могут быть сформулированы те положения исследования, которые способствуют дальнейшему развитию педагогики как науки в целом или ее отдельных направлений. Необходимо также определить практическую значимость выпускной квалификационной работы, сказав о том, в чем или как она может служить  совершенствованию   практики. В случае если работа носит методический характер, практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы методических рекомендаций по использованию системы методов (технологий, средств) для совершенствования, например,  учебно-воспитательного  процесса в среднем учебном заведении или развития личности ребенка в семье т. п.  

Тема является одновременно названием ВКР, а потому она представляет основное содержание исследования и указывает на то, что исследуется автором. Обычно в основу формулировки темы берется   предмет  или гипотез  исследования. Тема может выбираться самим студентом в соответствии с его профессиональными и научными интересами  либо предлагается кафедрой.

Темы могут быть связаны со следующими направлениями научных изысканий:

·  Описание характеристик психического явления

Основанием для выбора такой темы может быть отмечаемая в литературе или выявленная вами неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Другой причиной, по которой может выбираться такого рода тема может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов, не позволяющее составить целостное представление об изучаемом психическом явлении.

·   выявление взаимосвязей психических явлений

При такой теме исследования изучается наличие и степень связей, их направленность и устойчивость; структура взаимосвязей или место изучаемой связи среди множества других. При выборе такой темы необходимо проверить достоверность связей и попытаться объяснить их природу.

·   изучение возрастной динамики психического явления

Проведение такого рода исследований носит специфический характер и предполагает использование двухосновных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда),что встречается в случаях, если студент работает над темой несколько лет, постепенно «выращивая» ее по схеме «реферат - реферат - курсовая работа - курсовая работа - выпускная квалификационная работа».  или использование контрольных группы испытуемых.

·   Описание  нового психологического феномена, эффекта

Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпиричес­кого исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, по­скольку таковой был ожидаем, а может оказаться  и неожиданным, а замеченным, увиденным исследователем при решении иных задач.

Задачами исследования с целью описания нового феномена могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, раз­нообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

· открытие новой (другой) природы психического явления

В качестве критериев новизны могут выступать:

- введение нового термина (понятия) или изменение понимания ряда терминов и определений, используемых в изучаемой области психологии;

- установление новых соотношений понятий;

- наличие возможности на основе нового описания или объяснения предсказывать новые, еще неизвестные феномены и неизвестные закономерности.

Выбор такой темы для исследования требует наличия у исследователя фундаментальной теоретической подготовки и, как правило, редко встречается в студенческих работах.

·  Обобщение  научных представлений

Цель работы при такой теме состоит в обнаружении более общих закономерностей, чем описанные в научной литературе. Часто это осуществляет­ся либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием им стату­са терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия.  

Целью исследования может быть и построение новой классификации, которая предполага­ет, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчива­ние области явлений, охватываемых классификацией. В подобном случае классификация дол­жна быть определенным образом соотнесена с существующими теориями и концепциями.

·  Создание  новой  психодиагностической методики

Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют:

- повысить точность измерения, надежность;

- давать более дифференцированную или более полную харак­теристику качеств;

- сократить время обследования;

- расширить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т. д.);

- облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).

    Такие работы обычно выполняются как коллективные проекты, осуществляемые с непосредственным участием научного руководителя.  

· адаптация психодиагностической методики

Необходимость в адаптации методики возникает в связи с ее использованием в но­вой культурно-исторической, этнической, языковой среде. Адаптация методики включает в себя не только редакцию содержания, но и весь комплекс обычных процедур психометрической проверки на валидность, надежность, объективность, дискриминативность. Такие работы обычно выполняются как коллективные проекты, осуществляемые с непосредственным участием научного руководителя. 

 Тема является одновременно названием ВКР, а потому она представляет основное содержание исследования и указывает на то, что исследуется автором. Обычно в качестве темы берется формулировка предмета или гипотезы исследования. Как отмечалось выше, тема может выбираться самим студентом в соответствии с его профессиональными и научными интересами, либо предлагаться кафедрой.

Темы ВКР и их научные руководители утверждаются на заседании кафедры.

Планирование и организация исследования в рамках ВКР

    Работа студента, выполняющего ВКР,  начинается с составления рабочего плана. Первоначально этот план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем он может уточняться, однако основная цель в целом должна оставаться неизменной. Рабочий план имеет произвольную форму или составляется по схеме, соответствующей структуре ВКР, которая ниже рассматривается подробно.

    Знакомство с литературой по теме  ВКР  начинается с учетом замысла предполагаемого исследования. Это позволяет прицельно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать идеи, содержащиеся в опубликованных работах ученых. Просмотру должны быть подвергнуты все виды документов и других источников, содержание которых связано с темой исследования (официальные материалы, документы, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и авторефераты диссертаций, депонированные рукописи и др.). Однако, чтобы не «утонуть» в море информации, нужно начинать изучение литературы по выбранной теме с общих работ монографического характера, а затем уже вести поиск нового.

 Изучение научной литературы, отбор из нее необходимых научных фактов – это не механический, а творческий процесс. Делая выписки, формулируя мысль своими словами или дословно приводя цитаты, следует их тщательно оформлять, сопровождая точными ссылками на источники, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Собирать для своей работы нужно не любые факты, а только научные факты.

Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Говоря о научных фактах, обычно их понимают как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяют закономерности явлений, строят теории и выводят законы. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Следует отбирать только последние данные из самых авторитетных источников, точно указывая, откуда взяты материалы.

Научный уровень работы

ВКР  является самостоятельным научным исследованием и  относится к категории учебно-исследовательских работ. Ее научный уровень должен отвечать программе обучения. В отличие от диссертаций, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, выполнение ВКР должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился видеть профессио­нальные проблемы, знает наиболее общие методы и приемы их решения, умеет самостоятельно вести научный поиск, четко разграничивая понятия «научное познание» и «обыденное познание».   

 

Сроки выполнения работы

К середине ноября научный руководитель совместно со студентом разрабатывают и представляют на кафедру календарный план работы на год и  периодически отчитываются перед кафедрой о состоянии работы.  Если студент систематически не выполняет план работы без уважительных причин, руководитель вправе отказаться от  руководства. В этом случае кафедра может отказать выпускнику принимать работу к защите.

Не позднее, чем за две недели до защиты работа должна пройти предварительную защиту на кафедре.  

Предварительная защита ВКР происходит на кафедре и предполагает:

· представление студентом на кафедру отчета о выполнении календарного плана  выполнения  работы;

· выступление студента с докладом по теме выпускной квалификационной работы, подготовленного на основе реферата по ВКР.

Доклад  представляет собой предельно краткое изложение содержания работы, являясь ее своеобразной «визитной карточкой».

В нем указываются:

· объем работы, количество приложений, рисунков, таблиц, библиографических источников;

· ключевые слова, по совокупности которых можно составить общее представление о содержании и направленности работы;

· объект и предмет исследования;

· гипотеза исследования;

· цели и задачи исследования;

· методы и методики, с помощью которых проводилось исследование;

· контингент испытуемых, принимавших участие в исследовании;

· основные результаты исследования.

 Пример  доклада представлен в Приложении  (приложение 8).

 

Структура работы

 Традиционно сложившуюся композиционную структуру выпускной квалификационной работы  можно представить следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Содержание. (Образец оформления содержания см. в приложении 2).

3. Введение.

4. Главы основной части: 1 глава – теоретическая, 2 глава – эмпирическая. Каждая глава сопровождается выводами.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

Композиция (структура) – это в определенной степени свидетельство общеметодологического уровня проведенного исследования, что в выпускной квалификационной работе оценивается наряду актуальностью темы, теоретической ценностью, практической значимостью полученных автором результатов.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы. Здесь указываются:

 – наименование учебного заведения, факультета и кафедры, на которой осуществляется выполнение и защита выпускной квалификационной работы;

– фамилия, имя и отчество студента, выполнившего работу;

– наименование (тема) работы;

– ученое звание, должность, фамилия, имя и отчество научного руководителя.

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенной форме (см. приложение 1).

Содержание

После титульного листа помещается содержание (оглавление), в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной  работы и указываются номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Пример оформления Содержания приводится в Приложении (приложение 2).

Введение

Введение – очень ответственная часть работы, поскольку оно не только ориентирует  в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, излагается суть исследуемой проблемы и степень ее научной разработанности, теоретическая и (или) практическая значимость исследования, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования и выборка испытуемых. Здесь же представляется основной понятийный аппарат по теме, который использован автором в работе, сообщается, в чем заключается теоретическая и практическая значимость работы.

 Рассмотрим более подробно основные положения, которые должны быть отражены во введении, рассматриваются в следующих подразделах.

  Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения обозначенной проблемы (задачи, вопроса).

Актуальность – обязательное требование к любой работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Обоснование актуальности должно быть кратким и убедительным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главное.

Актуальность работы обосновывается через раскрытие ее теоретической, практической, социальной значимости, степени научной разработанности проблемы. Необходимо показать суть проблемной ситуации (показать границу между знанием и незнанием), из чего и будет видна актуальность темы.

Степень научной разработанности проблемы

Через краткий обзор литературы следует показать, что избранная проблема еще недостаточно изучена или раскрыта не в полной мере и поэтому нуждается в разработке. Описание степени научной разработанности проблемы предполагает  оценку того, кем, насколько глубоко и многосторонне исследовалась выбранная проблема, обоснование того, что в данном исследовании изучаются мало освещенные ранее аспекты проблемы.  

Теоретическая значимость исследования

Обоснование теоретической значимости исследования заключается раскрытии важности теоретического анализа проблемы исследования.

Практическая значимость исследования

Обоснование практической значимости исследования требует указания на прикладные области психологии, в которых возможно применение результатов исследования.

Социальная значимость исследования

Обоснование социальной значимости исследования предполагает указание на связь исследования с поисками решения важных социальных проблем.

  Формулировка целей и задач исследования

Формулировка цели исследования (как предполагаемого результата) должна соотноситься с гипотезой, на проверку которой, собственно, и направлено исследование.

Сформулировав цель исследования, необходимо указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, и т. п.). Формулировать эти задачи необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Заметим, что конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии поставленной целью, обычно перечисляются в форме предложений, начинающихся с глаголов, например, 1) изучить…, 2) описать…, 3) установить…, 4) выявить…, 5) разработать…

Формулировка объекта и предмета исследования

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Напомним, что объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект исследования – это не испытуемые! В качестве объекта исследования указывается процесс или явление, которое подлежит исследованию; то, что исследуется, а не у кого.

Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования – это   свойство объекта, на которое направлено исследование в соответствии с принятой гипотезой.  Предмет исследования – это  частное,  на которое указывается в гипотезе, на что в исследовании направлено основное внимание, и для исследования чего подбираются конкретные методики исследования. Как правило, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...