Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации по развитию психологической готовности к обучению в школе
Подготовка ребенка к обучению в школе стоит перед педагогами, психологами, медиками и родителями достаточно остро. В своей работе я исследовала некоторые рекомендации готовности детей к обучению в школе. Таким образом, для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации: · Формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности; · Для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям; · Руководство деятельностью детей шестилетнего возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов; · В педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения; · Необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их междуличностного общения; · Использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности; · Формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности; · При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др. Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Я считаю, что ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте - игровая. Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами. 1. Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. 2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. 3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. 4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения. 5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. 9. Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п. 10. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 11. Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п. 12. Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу. 13. Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах. 14. Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. 15. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете. 16. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением. 17. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно. 18. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Учитывая особенности физического развития детей взрослым необходимо: – дополнить упражнения по физической подготовке детей к обучению в школе комплексом упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики; – организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепкой; – проводить закаливающие процедуры, включающие воздушные ванны, хождение босиком, полоскание рта холодной водой, обливание ног, посещение бассейна и др.; – сопровождать занятия физической культурой с комплексом средств фитотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, ароматерапии и физиотерапии. Выводы по главе 2
Что касается проведённого исследования, было выяснено, что дети группы 6-летнего возраста не имеют должной подготовки к школьному обучению. Хотелось бы обратить внимание на то, что все дети 6-летнего возраста подтверждают данную нами характеристику, т.е. познавательные мотивы этих детей неустойчивы и ситуативны, у большинства ребят существуют трудности с произвольным поведением, дети постоянно отвлекались и при ситуации, когда у них что – либо не получалось, они отказывались продолжать работу. У многих детей еще завышена самооценка, и поэтому им трудно понять критерии педагогической оценки. После проведение исследования, воспитателям были даны некоторые рекомендации по поводу того, что среди 5-ти испытуемых детей 6-летнего возраста есть ребенок, чье развитие явно отстает от остальных, у этого ребенка все показатели были очень низкими, полностью отсутствовала мотивация к обучению, он вел себя очень активно, нервничал, ерзал, ему хотелось играть. А не выполнять какие – либо задания. Также, среди 5-ти детей 7-летнего возраста было выявлено, что у одного ребенка развитие, наоборот, опережает сверстников. У этого ребенка адекватная самооценка, достаточно развито волевое поведение, усидчивость, внимание и другие психические процессы. Все испытуемые группы 7 лет имеют достаточно высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. Из этого был сделан вывод, что в детском саду имеется достаточно хорошая программа по подготовке детей к школе. Готовность к обучению - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования. Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу. Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хотелось бы отметить, что шестилетние дети, в силу своих психологических особенностей и по уровню своего развития еще не готовы к начальному обучению в школе, т.е. они пока не могут гармонично развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий - «дошкольного» режима, игровых методов обучения и т.д. Вопрос о поступлении ребенка в первый класс с шести лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, волевой, интеллектуальной, социальной сфер. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других. Исходя из сделанной работы, можно сказать, что поставленные изначально нами задачи выполнены в полной мере. Выдвинутая нами гипотеза доказана, о чем свидетельствуют данные исследования. Проблема психологической готовности к школьному обучению очень популярна среди исследователей различных специальностей. Хотелось бы отметить, что эта проблема требует больших исследований, т.к. не смотря на то, что сторонников раннего обучения в нашей стране становится все больше, тем не менее, продолжают не учитываться особенности психического развития детей шести лет. По возможности данная проблема будет исследоваться нами более углубленно, и, возможно, будут найдены пути ее решения. Комплексное исследование разных сторон развития 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее, увереннее и психологически комфортно при обучении в подготовительных группах детского сада, в сравнении с первыми классами школы. Главная причина заключается в том, что детсадовский режим жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой, больше отвечает уровню развития психики ребенка – дошкольника.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |