Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии




Психологические основы готовности к школе детей шестилетнего возраста

Курсовая работа

по психологии

студентки 3-го курса, гр. «А» ЗФПО

ф-та начального и музыкального образования

Головчук Марии

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры психологии

Арсений ЗурабовичДжанашиа

 

Могилёв, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………………………..5

1.1 Понятие о психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии …………………….…..5

1.2 Структура психологической готовности к обучению в школе……………………………………..............................................................9

1.3 Проблема формирования психологической готовности к обучению в школе у детей дошкольного …………………………..12

Выводы по главе 1…………………………………………………….15

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ…..16

2.1 Методика исследования и характеристика испытуемых……16

2.2 Обработка и интерпретация результатов……………………..20

2.3. Рекомендации по развитию психологической готовности к обучению в школе……………………………………………………23

Выводы по главе 2…………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность.

Моя работа является актуальной, т.к. в настоящее время многие дети поступают в школу с 6 лет, а не с 7. При этом не учитываются особенности развития 6-летних детей, а это приводит к тому, что ребенок, не имеющий достаточной готовности к школьному обучению, быстро теряет интерес к обучению и школе.

Поэтому, для того чтобы показать, что общая психологическая готовность детей в 6-летнем возрасте отличается от готовности в 7-летнем возрасте, мною было проведено исследование психологической готовности детей 6-летнего и 7-летнего возраста в детском саду.

Психологическая готовность к школьному обучению – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер развития. Мотивационная готовность – включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Интеллектуальная – достаточное развитие познавательных интересов и умственной активности, ребенок должен научиться различать разные стороны действительности. Эмоциональная готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. В данной работе я исследовалатолько интеллектуальную и личностную готовность.

Наличие отличий в развитии 6-летних детей не означает, что они совершенно не готовы к школьному обучению. Многие дети по своему развитию опережают и 7-летних.

Большое значение в подготовке к школьному обучению имеет отношение родителей, т.к. они считают, что, чем больше информации дают ребенку в 6 лет, тем лучше. Но у ребенка может произойти процесс перенасыщения информацией, когда теряется интерес к обучению. Следовательно, нужно отметить, что при правильной и целенаправленной подготовке детей не только в детском саду, но и дома, их психологическая готовность к школьному обучению, может быть достаточно высока.

Цель -выявить особенности психологической готовности к школьному обучению детей в 6-летнем возрасте.

Объект.

Объектом данной исследовательской работы является психологическая готовность к школьному обучению детей в 6-летнем возрасте.

Предмет.

Предметом являются особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6-ти лет.

Задачи:

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы.

2. Изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей в 6-летнем и 7-летнем возрасте.

3. Осуществить подборку методик для проведения исследования.

4. Провести исследование.

Методы.

В данной работе использованы такие методы как:

⦁   методика на определение уровня ориентировки в окружающем и положительном отношении к школьному обучению («Беседа»);

⦁   методика на наличие способности к комбинированию и развития у детей образных представлений («Собирание разрезных картинок»);

⦁   методика на определение уровня сформированности наглядно – образного мышления;

⦁   ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека.

 

ГЛАВА 1

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Понятие о психологической готовности к обучению в школе в отечественной и зарубежной психологии

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович; Д. Б. Эльконина; Н. Г. Салминой; Е.Е. Кравцовой.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.

Н. Б. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:

1. Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности.

2. Уровень сформированности семиотической функции.

3. Личностные характеристики, включающие особенности общения, развитие эмоциональной сферы и др.

В работах Е. Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер - критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная).

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

мотивационная (личностная),

интеллектуальная,

эмоционально - волевая.

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были поняты.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

В.В. Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.

Исследования Е.Е. Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий:

необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,

учитывать возрастные особенности ребенка,

использовать игры с правилами.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. На данном этапе появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Действия ребенка уже не связаны с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...