Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика исследования и характеристика испытуемых




 

В литературе описываются различные методики для определения уровня психологической готовности к школьному обучению, направленные на исследование различных сфер: личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, социальной.

Для проведения данного исследования мною были взяты некоторые из методик, которые являются наиболее распространенными.

 Во – первых, использовалась методика на определение уровня ориентировки в окружающем и положительном отношении к школьному обучению. Методика называется «Беседа» - детям задавалось 11 вопросов, на которые они должны были отвечать:

1.Как тебя зовут?

2.Сколько тебе лет?

3.Как зовут твоих родителей?

4.Как называется город, где ты живешь?

5.Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?

6.В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8.Чем отличается день от ночи?

9.Хочешь ли ты идти в школу?

10.Как ты думаешь, что хорошего и интересного будет в школе?

11.Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

Оценка результатов. После номера каждого вопроса ставится знак «+» или «-».

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «+» по вопросам 1 – 8: «высокий» - 7-8 «+»; «средний» - 5-6 «+»; «низкий» - 4 и менее «+».

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам 9 – 11: «высокий» - 3 «+»; «средний» - 2 «+»; «низкий» - один или ни одного «+».

Во – вторых, методика на наличие способности к комбинированию и развития у детей образных представлений.

Методика называется «Собирание разрезных картинок». В этой методике ребенку предлагается сложить картинку из частей (была выбрана картинка с изображением чайника). Картинка разрезана на 5 частей – треугольники и квадраты. Перед началом ребенку говорится: «Смотри, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с этим заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (картинка, на которой изображен медведь, разрезана только на квадраты). В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.

Оценка результатов. Сборка разрезной картинки оценивается знаком «+» в том случае, когда ребенок правильно сложил первую (сложную) картинку. Если она сложена неверно, а вторая картинка (более простая) – верно, то ставится знак «+/-». Если обе картинки собраны неправильно, ставится знак «-».

В – третьих, использовалась методика на определение уровня сформированности наглядно образного мышления.

Задание теста заключается в том, что детям предлагается за определенное время (время на каждую серию картинок 1 минута) упорядочить предложенные им в неправильном порядке серии картинок.

Приготовив все необходимое, выложить по отдельности сложенные серии картинок, лежащие лицевой стороной вниз. Далее, сказать ребенку: «Я положила эти картинки в неправильном порядке. Тебе нужно попытаться сложить их правильно по моей команде, сначала я скажу «Начинай!», и ты начнешь складывать картинки, а потом я скажу «Стоп!», и ты сразу остановишься и расскажешь о том, что у тебя получилось». Перед началом уточнить, все ли ребенок понял, если нет, то объяснить ещё раз.

Результатов проводится так: на каждую серию пишется то количество баллов, которое соответствует тому, насколько правильно ребенок собрал картинку. Результат за каждую серию заносится в специальный бланк. Интерпритация проводится по общей сумме баллов.

Четвертая методика – ориентировочный тест Керна – Йирасека. Данный тест состоит из 3 заданий, но было использовано только два задания.

1.Срисовывание письменных букв

2.Срисовывание группы точек.

Эти задания выявляют умения ребенка подражать образцу, что необходимо в школьном обучении при начальной стадии обучения письму.

Ребенку дается подготовленный бланк теста, на котором в верхней, левой части изображен образец письменных букв, а в нижней, левой части - образец группы точек. Правая часть оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком.

Перед началом выполнения задания на срисовывания письменных букв, ребенку говорят: «Посмотри, здесь что-то написано, ты еще не умеешь писать такие буквы, но попробуй, может быть, у тебя получится точно также. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Ребенку обязательно показывается, где именно он должен рисовать.

Перед заданием на срисовывание группы точек, ребенку говорят: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом показываем, где рисовать.

Во время выполнения заданий, следим за детьми, делая при этом записи.

Оценка результатов.

Срисовывание письменных букв.

1балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован образец письменных букв. Буквы превышают размер образца не более, чем в 2 раза. Первая буква явно соответствует прописной букве. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30 градусов.

2балла – все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3балла – явная разбивка надписи на 3 части, можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4балла – с образцом совпадают хотя бы 2 буквы.

5баллов – каракули.

Срисовывание группы точек.

1балл – почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение 1 точки от строки или колонки. Уменьшение допустимо, а увеличение не должно быть более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллельно образцу.

2балла – число и расположение точек соответствует образцу. Не учитывается отклонение не более 3-х точек на половину, ширину зазора между стороной или колонкой.

3балла – точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается разворот на 180 градусов.

4балла – контур не соответствует образцу, но состоит из точек

5баллов - каракули.

Интерпритация проводится по общей сумме баллов.

В детском саду из двух групп было взято 5 детей 6-ти лет и 5 детей – 7-ми лет. С ними была проведена индивидуальная работа.

Исследование проводилось в 2 этапа:

1.Ознакомительный этап, т.к. дети при первой встрече очень стеснялись. С детьми было проведено знакомство, а также беседа на интересные для них темы.

2.Непосредственно исследование. При второй встрече, дети с радостью и нетерпением вышли на встречу. Большинство отнеслось к выполнению предложенных заданий серьезно.

Время на работу не ограничивалось, если только этого не требовалось в методике (например, определение уровня сформированности наглядно – образного мышления). Некоторые дети испытывали трудности при выполнении всех методик, некоторые выполняли все с легкостью.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...