Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Не все то золото, что блестит. 17 страница




Исторический конфликт выражается в смертельном бою купца с царским опричником. В нем сошлись не только представитель исконного русского населения и потомок монголо-татарских завоевателей, но и обычный человек, живущий своим трудом, и царский слуга – «лукавый раб» по слову гусляров. Характеры героев определяются их позицией и поведением. Кирибеевичу не дорога русская старина, он вторгается в православную семью, дерзко пренебрегает христианскими законами, ему чужд народ и служит он только царю. Сравните, как кланяются перед поединком бойцы. Кирибеевич «царю в пояс молча кланяется», а Калашников, выйдя на бой

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Если Кирибеевич – царский «раб», то Калашников – подданный, человек из русского народа. Поэтому его назначение состоит в защите всего, что для народа свято, что установилось в русской жизни веками. Оба героя обречены, но живут они по-разному и по-разному встречают смерть. Кирибеевич выступает как романтический герой, действующий для себя и своей страсти, Калашников – личность героическая, стоящий за общую правду. У Кирибеевича неровный, эмоциональный характер, у Калашникова характер цельный, эпический.

Образ царя в поэме складывается на основе народных представлений и преданий о Иване Грозном. Поэтому государь у Лермонтова величественный, легко впадает в гнев, скор на казнь и на милость, способный осознать происходящее. Именно государь выносит решение, однако это решение уже сложилось в жизни – он лишь соглашается с ним.

Центральным образом поэмы является образ героини – Алены Дмитриевны, жены Калашникова. Этот образ появляется в поэме в ее трех частях: в первой части описывает Алену Дмитриевну и говорит о своей страсти к ней Кирибеевич, во второй – возникает противоположный образ – обесчещенной жены, а в третьей с образом Алены Дмитриевны связан образ поднимающейся на Москвой зари. Автор, помещая героиню в центр конфликта, показывает, что будущее России зависит от любви и верности женщины и способности героя ее защитить.

В поэме изображается вся историческая жизнь России. Род Калашникова ведет начало с Киевской Руси, удар Кирибеевича пришелся к грудь, на которой «висел медный крест/ Со святыми мощами из Киева». Бой Калашникова с Кирибеевичем напоминает Куликовское сражением, перед которым на поединок вышли два богатыря. События поэмы относятся ко времени Ивана Грозного, а исполняется песня перед боярином Ромодановским во время Петра I. И, наконец, написана она тридцатые годы XIX века, когда доктрина самодержавие – православие – народность уже стала лишь формой.

Каково же будущее Руси в поэме? Калашников казнен, но уходят ли с ним в историю нация, народ? Вот как описывается могила героя:

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосанится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Могила Калашникова безымянная, но все люди знают, что в ней лежит русский человек-богатырь. Это означает, что может измениться страна, жизнь людей, сами люди, но останется Россия, ибо жив ее дух. О русской земле сказал Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»: «Там русский дух, там Русью пахнет».

 

В

1. В чем особенность выражения авторской позиции в поэме? Какова роль гусляров и их припевов?

2. Как жизненная позиция и поведение раскрывают характеры героев поэмы? Дайте развернутый ответ, приводя примеры из текста произведения.

3. Что общего в характерах Калашникова и Кирибеевича? Чем различаются герои?

4. Каким предстает царь в изображении Лермонтова? Чье отношение к государю выражает поэт? Подтвердите свою мысль примером из текста.

5. В чем заключается роль образа Алены Дмитриевны в композиции и идейном содержании поэмы?

6. Почему Лермонтов называет произведение «Песней»? При ответе на вопрос, используйте текст.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

1. «Лемонтовский человек» в лирике и поэме «Песня про… купца Калашникова».2. Мотив поединка в творчестве Лермонтова.3. Особенности произведений Лермонтова на историческую тему.

 

 


Александр Николаевич Островский

Портрет

(1823-1886)

АЧитая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Согласны ли вы с утверждением исследователя: «Бесприданница» становится пьесой, исполненной сильного драматизма благодаря противоречивым и потому неожиданно проявляющим себя характерам Паратова, Ларисы, Карандышева»?

Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:

· В чем заключается основной конфликт пьесы? Почему он разрешается трагически?

· Все ли указанные критиком герои, по-вашему, обладают противоречивым характером? Обоснуйте свою точку зрения.

· В чем проявляется главное противоречие в характере каждого героя? Проиллюстрируйте свой ответ текстом драмы.

 

---------------

 

Александр Николаевич Островский – русский драматург. Он родился в Москве, в семье чиновника на Замоскворечье, районе Москвы, в котором селились средние слои населения: купечество, чиновничество и мещанство. Хорошее знакомство с жизнью этих слоев с детства, особенно купечества, определило содержание будущего творчества Островского и социальную среду, из которой происходят персонажи многих пьес. Успешно окончив гимназию, Островский учился два года в Московском университете, затем служил в суде. В 1840-е годы Островский занялся литературной деятельностью, в эти годы он ищет свою писательскую манеру, сочиняет рассказы, делает наброски пьес.

Первая пьеса Островского «Банкрот» была опубликована в 1849 году. Талант молодого драматурга привлек внимание в литературном мире, и он был приглашен к сотрудничеству в известном московском журнале «Москвитянин». В этом журнале были появлялись первые драматургические работы Островского. В этот период творчества Островский создает комедии, а к концу 1850-х годов приступает и к другим драматическим жанрам – драме и трагедии. В 1859 году Островский пишет свою великую драму-трагедию «Гроза», а через год не менее значительную многоплановую комедию с высоким героем «Лес». В этих произведениях писатель отразил эпоху реформ, отмены крепостного права 1861 года и сложных перемен в русском обществе.

Островский написал около пятидесяти пьес. Все они отличаются глубоким знанием русской жизни, правдивым изображением национального характера и судьбы русских людей. Например, в пьесе «Гроза» Островский показывает начало кризиса нравов в купеческой среде, порыв к любви молодой героини – Катерины и ее катастрофу, а комедии «Лес» изображены необратимые перемены в жизни поместного дворянства, вызванные крестьянской реформой. Среди других творческих вершин выделяются сказочная, насыщенная народным духом и фольклорными образами, феерия «Снегурочка» (1873) и драма «Бесприданница» (1879).

Пьесы Островского отражают широкие пласты русской жизни и живого, разговорного языка, который писатель слышал еще в молодости от жителей Замоскворечья. Даже названия многих его пьес представлены русскими половицами: «Не все коту масленица», «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты» и другие. Драматическое творчество Островского знаменует эпоху в русском театре, его пьесы уже полтора столетия составляют основную часть театральных репертуаров во всех городах России. В Москве перед знанием Малого театра можно видеть большой памятник сидящего в кресле Островского, словно бы расположившегося перед своим домом. Малый театр так и называют – Дом Островского.

 

Б

1. Почему жизнь купечества и мещанства становится главной темой творчества Островского?

2. Какие драматические жанры были созданы Островским?

3. Почему в качестве названия многих своих пьес Островский избирает русские народные пословицы?

 

Пьеса А.Н.Островского «Бесприданница»

Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году. Еще за несколько лет до ее написания Островский рассказывал о своих впечатлениях об одной истории, связанной с судьбой девушки, не имевшей приданого для замужества. Позже эти впечатления послужили основой для пьесы «Бесприданница». Однако тема судьбы бедной девушки возникла у Островского значительно раньше, в начале его творчества: одной из первых пьес была «Бедная невеста» (1852), в 1859 году – пьеса «Воспитанница». Мотив приданого как препятствия на пути влюбленных к счастью является одним из ведущих в драматургии Островского. Важной особенностью пьес Островского явилось то, что сюжет многих из них строился на случае из реальной жизни.

Действие в пьесе, как обычно у Островского, происходит в небольшом городе на берегу Волги. Персонажи пьесы – купцы и мещане-обыватели, обычная среда в пьесах драматурга. В центре конфликта находится молодая девушка – Лариса Огудалова, красивая, умная, душевно развитая, но бедная невеста на выданье. Это жизненное противоречие носит социальный и моральный характер, поскольку вокруг Ларисы Дмитриевны сталкиваются интересы и желания мужских персонажей – купцов Паратова, Кнурова, Вожеватова и незначительного чиновника Карандышева. Благодаря такому строению конфликта Островскому удается широко показать нравы и характеры жителей города: три типа купцов, мелкого служащего, семью Огудаловых – мать и дочь, остальное население.

В драме «Бесприданница» Островский поднимает вопрос эмансипации женщины на новый уровень. Идея о равноправном положении женщины в обществе уже была принята в России, однако настоящего равенства, душевного освобождения, свободы личности у женщины не было. Поэтому Островский изображает Ларису Огудалову не только как жертву социальных обстоятельств, но и как натуру гордую, ранимую, чуткую, богатую – истинную женщину, нуждающуюся в понимании. Островский иногда посвящал свои пьесы определенным актерам. Так «Бесприданницу» он писал для исполнения роли Ларисы молодой актрисы М.Г.Савиной, рассчитывая, что актриса своими быстрыми переходами от «душевного холода к жаркой страсти» сможет передать характер героини.

 

Б

1. Почему мотив приданого как условия счастья часто встречается в пьесах Островского?

2. В чем особенность сюжетов большинства пьес Островского?

3. Почему проблема эмансипации женщин становится актуальной в литературе 50-60-х годов XIX века?

 

Возьмите в библиотеке текст драмы А.Н.Островского «Бесприданница». Прочитайте его и выполните задания:

1. Перед чтением произведения рассмотрите список действующих лиц. Попробуйте предположить, в чем заключается основной конфликт пьесы, какими будут взаимоотношения героев. Подтвердились ли ваши предположения в ходе чтения?

2. Почему история жизни и любви Ларисы закончилась трагично? Кто в этом виноват: она сама или окружающие ее люди? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Сопоставьте образы Паратова и Карандышева. Чем различаются герои? Есть ли между ними что-то общее? Почему Лариса полюбила Паратова и не замечает Карандышева? Все свои ответы подтверждайте текстом пьесы.

___________________________

 

Трагическая участь Ларисы Огудаловой предрешена заранее, и Островский в «Бесприданнице» не разворачивает действие неторопливо, как в других пьесах, а показывает героиню сразу же в решительный момент ее жизни. Завязка конфликта совпадает с его бурным развитием. Лариса на следующий день должна венчаться, а купцы Кнуров и Вожеватов уже обсуждают ее будущую измену мужу. Они относятся к девушке как к товару, и главная их забота – его стоимость. Жених Карандышев видит в Ларисе женщину, которая должна способствовать его самоутверждению, тешить его уязвленное самолюбие, поднять из ничтожества. Для промотавшегося купца Паратова Лариса – потеха, минутная страсть. Все эти стороны конфликта проявляются сразу, в первом действии. Следовательно, задача Островского состоит не в том, чтобы показать гибель Ларисы, а в том, чтобы изобразить мир, условия, в которых гибнет героиня.

Лариса Огудалова талантлива, у нее глубокий, страстный женский голос, и поет она так же – со страстью и самозабвением. И вся пьеса словно представляет собой многоголосое музыкальное произведение: у героев свои голоса, свои интонации, все вместе они составляют пеструю палитру характеров. Для образа Ларисы характерный лирические и трагические интонации, для ее жениха Карандышева – трагикомические, мать Ларисы погрязла в быту и хитростях, Паратов – холодный и дерзкий клоун, под стать ему шутовская фигура Робинзона, а купцы Кнуров и Вожеватов представляют пару людей, каждый из которых извлекает по-своему выгоду из обстоятельств. Фоном в этом обществе является хор цыган и угодничество слуг.

В пьесе выразительность характеров достигается во многом благодаря их четкой речевой характеристике: Лариса говорит искренне и эмоционально, речь Карандышева нервная и истеричная, Паратов говорит раскованно, самоуверенно, Кнуров произносит что-нибудь только с практической целью, Вожеватов многословен. Поведение каждого героя определяет их денежное состояние – так Островский показывает мир, порядки которого определяются купцами, то есть деньгами: Старшая Огудалова заискивает перед богатыми, Паратов цинично пользуется всем и всеми, Кнуров приценивается к Ларисе, Вожеватов признает, что она ему пока не по средствам, Карандышев унижен. И только Лариса способна освободиться от денежной зависимости, но на мгновенье, а потом погибнуть.

Островский хорошо знал купеческую среду, в которой человек, товар и деньги нераздельны, он вырос в ней. Как художник, изображая эту среду, он мог представить конфликт человека и денег с особой остротой, и на фоне этого конфликта отчетливо показать отчаянное положение беззащитных людей, так как бесприданница Лариса Огудалова.

 

В

1. Как в пьесе раскрывается тема воли? С кем из героев она связана? Дайте развернутый ответ на вопросы.

2. Раскройте смысл названия пьесы. В чем неоднозначность и символизм этого названия?

3. Докажите, подтверждая свою точку зрения примерами из текста произведения, что речевая характеристика – главное средство создания образов героев в пьесе.

 

Е

Какую роль играет в пьесе музыка? Как пение Ларисы характеризует героиню? Согласны ли вы с режиссером Э.Рязановым, назвавшим свою экранизацию пьесы Островского «Жестокий романс»? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ

Тема любви и бедности в русской литературе («Бедная Лиза» Карамзина и «Бесприданница» Островского)

 


Лев Николаевич Толстой

Портрет

(1828-1910)

А

Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Немецкий публицист и переводчик Вильгельм Генкель утверждал, что Лев Толстой «всегда выступает как моралист. Он пишет, чтобы воспитывать». Согласны ли вы с этим утверждением?

Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:

· Что такое мораль? Какие морально-нравственные проблемы раскрываются в повести «Два гусара»?

· Какова авторская позиция в оценке героев и их поступков? Какими средствами автор раскрывает свое отношение к изображаемому?

· Каков характер взаимоотношений «автор – читатель» в этой повести? Поучает ли автор читателя? Обоснуйте свою точку зрения.

 

----

 

Лев Николаевич Толстой вступает в русскую литературу как самобытный писатель в середине 1850-х годов. Толстой сразу же после своего литературного дебюта привлек к себе внимание общественности и занял место в отечественной литературе наряду с лучшими писателями того времени: Иваном Александровичем Гончаровым, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Николаем Алексеевичем Некрасовым, Александром Николаевичем Островским и другими. Первые рассказы и повести Толстого публиковались в одном из самых передовых журналов эпохи – «Современнике», издававшемся Н.А.Некрасовым и печатавшем самые заметные и актуальные литературные произведения и статьи.

Новизна литературного стиля Толстого состояла в том, что внимание писателя прежде всего было обращено на личность своего героя, его внутренний мир. В раннем творчестве Толстого выделяются два цикла произведений: это повести и рассказы, изображающие чувства человека на войне («Севастопольские рассказы», появлявшиеся в «Современнике» в 1855-1856 годах), и автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» о становлении личности молодого героя – Николеньки Иртеньева (1852-1857). Своеобразие писательской манеры при изображении героя определил писатель и критик Н.Г.Чернышевский, назвав ее «диалектикой души»: «Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого». По мнению критика, Толстого интересует «всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».

Тематику произведений, образы героев во многом определяет жизненный опыт Толстого. В начале 1850-х годов начинающий писатель три года живет на Кавказе, наблюдает жизнь кавказцев и русских, характеры людей, столкновение взглядов, разницу в обычаях, психологии народов, что дает ему богатый материал для первых литературных опытов. Толстой на новом историческом этапе продолжает традиции русской литературы о Кавказе А.С.Пушкина, А.А.Бестужева-Марлинского, М.Ю.Лермонтова. «Севастопольские рассказы» – следующий период ранней прозы Толстого, в них отразились его впечатления и мысли как участника Крымской войны. Свою автобиографическую трилогию Толстой создает в течение 6 лет, охватывающих Кавказский и Севастопольский периоды. Таким образом, эти периоды явились благоприятной жизненной средой для глубоких наблюдений над самим собой, которые помогли писателю лучше понять и описать внутренний мир своих героев. Творчество 1850-х годов заложило основу описания войны и человеческих характеров в романе-эпопее «Война и мир» (1863-1869).

 

Б

1. Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: в чем состоит новизна литературного стиля Толстого. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из рассказа «После бала».

2. Почему Н.Г. Чернышевский назвал принципы изображения внутреннего мира человека Толстым «диалектикой души»? Отвечая на этот вопрос, уточните в словаре, что означает термин «диалектика».

 

 

Повесть Л.Н.Толстого «Два гусара»

Повесть «Два гусара» была написана весной 1856 года в течение одного месяца. Это свидетельствует о том, что замысел повести возник у Толстого раньше, ее сюжет и идея были хорошо продуманы автором. Повесть вызвала одобрение и интерес: известно, что Толстой читал ее по окончании Тургеневу, который восторженно к ней отнесся. Высоко оценил повесть Некрасов, напечатавший ее в «Современнике». Первоначально Толстой хотел назвать произведение «Отец и сын», но позже изменил название. Этим писатель перенес внимание с проблемы поколений внутри одного рода на конфликт двух времен, представленный в определенной социальной группе людей.

Сюжет повести основан на двух ситуациях: однодневное пребывание в городе К. гусара, графа Федора Турбина и такая же короткая остановка в этих местах через двадцать лет его сына, молодого графа Турбина, тоже гусара. Благодаря этому сюжетному приему Толстой сравнивает не только два времени, жизнь и нравы, но прежде всего людей этих времен. Благодаря тому что отец и сын оказываются в сходных ситуациях, сходство и различие между ними представлено отчетливо и ярко. Толстой сравнивает героев по их отношению к чести, любви, дружбе, деньгам, слугам. Благодаря тонкому изображению и точной передаче личностей отца и сына писатель показывает, что между двумя поколениями проходит некая историческая граница, разделяющая эпохи в России.

Повесть «Два гусара» знаменует переход Толстого от описания конкретных впечатлений, углубленного самоанализа к моральным и социальным обобщениям при изображении жизни общества. Помимо повести «Два гусара», в которой Толстой создает подробную картину уездного общества и показывает изменение жизни во времени, писатель обращается к теме отверженности искусства в повести «Люцерн» (1857), проблемам семьи в повести «Семейное счастье» (1859), а также к другим насущным вопросам человеческой жизни.

 

Б

1. Как в окончательном варианте названия повести отразился ее центральный конфликт?

2. В прочитанном вами тексте утверждается, что Толстой в повести показывает историческую границу, разделяющую эпохи в России. Каковы основания для такого утверждения?

3. Как вы понимаете выражение «моральные и социальные обобщения»? Что означает понятие «мораль»? В случае затруднения при ответе на вопрос обратитесь к словарю или энциклопедии.

 

 





Два гусара

Повесть

(Посвящается графине М. Н. Толстой)

А










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...