Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Не все то золото, что блестит. 16 страница




Печальна и поучительна кончина Дон Кихота: вернувшись к своему прежнему имени и образу идальго Кехано, герой понимает и признает свое бывшее безумие. Он дает кроткие, добрые наставления, оставляет свое нехитрое имущество любимым людям, прощается со своим слугой. С глаз Кихано словно бы спадает пелена, он просит прощения за свою ошибку и разочаровывается в своих иллюзиях. Однако остается сожаление, что прошло великое безумие Дон Кихота. Это объясняется тем, что Дон Кихот, какие бы поступки он ни совершал, всегда боролся за мечтуи идею.Поэтому Дон Кихот, образ комический и трагический, является высоким героем.

 

В

1. В чем, на ваш взгляд, главное противоречие в личности и образе мыслей Дон Кихота? Подтвердите свою точку зрения текстом романа.

2. Каково значение в романе парных образов главных героев? Меняются ли эти герои и взаимоотношения между ними на протяжении романа? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.

3. Почему история жизни Дон Кихота в романе заканчивается его смертью? Почему автор устами священника подчеркивает мысль о том, что герой находится в здравом уме? Каков символический смысл завещания Дон Кихота?

4. Приведите примеры авторской иронии, гиперболы (преувеличения), языковой игры в романе. С какой целью эти приемы используются Сервантесом?

 

Д

Возможно ли, по мнению Сервантеса, гармоничное соединение мечты и реальности в личности и судьбе человека? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Е

Прочитайте стихотворение Дмитрия Сергеевича Мережковского «Дон Кихот». Как вы думаете, почему русский поэт в конце XIX века обратился к образу героя романа испанского писателя XVI века? Чем похож образ Дон Кихота в стихотворении на образ Дон Кихота в романе, в чем состоит их отличие? Какие стороны личности Дон Кихота восхищают поэта? Почему Мережковский сравнивает героя со «всеми пророками и поэтами»?

 

Шлем – надтреснутое блюдо,

Щит – картонный, панцирь жалкий...

В стременах висят, качаясь,

Ноги тощие, как палки.

Для него хромая кляча –

Конь могучий Россинанта,

Эти мельничные крылья –

Руки мощного гиганта.

Видит он в таверне грязной

Роскошь царского чертога,

Слышит в дудке свинопаса

Звук серебряного рога.

Санчо Панса едет рядом;

Гордый вид его серьезен:

Как прилично копьеносцу,

Он величествен и грозен.

В красной юбке, в пятнах дегтя,

Там, над кучами навоза –

Эта царственная дама –

Дульцинея де Тобозо...

Страстно, с юношеским жаром

Он толпе крестьян голодных,

Вместо хлеба, рассыпает

Перлы мыслей благородных:

«Люди добрые, ликуйте, –

Наступает праздник вечный:

Мир не солнцем озарится,

А любовью бесконечной...

Будут все равны; друг друга

Перестанут ненавидеть;

Ни алькады, ни бароны

Не посмеют вас обидеть.

Пойте, братья, гимн победный!

Этот меч несет свободу,

Справедливость и возмездье

Угнетенному народу!»

Из приходской школы дети

Выбегают, бросив книжки,

И хохочут, и кидают

Грязью в рыцаря мальчишки.

Аплодируя, как зритель,

Жирный лавочник смеется;

На крыльце своем трактирщик

Весь от хохота трясется.

И почтенный патер смотрит,

Изумлением объятый,

И громит безумье века

Он латинскою цитатой.

Из окна глядит цирюльник,

Он прервал свою работу,

И с восторгом машет бритвой,

И кричит он  Дон Кихоту:

«Благороднейший из смертных,

Я желаю вам успеха!..»

И не в силах кончить фразы,

Задыхается от смеха.

Он не чувствует, не видит

Ни насмешек, ни презренья:

Кроткий лик его так светел,

Очи – полны вдохновенья.

Он смешон; но сколько детской

Доброты в улыбке нежной,

И в лице простом и бледном

Столько веры безмятежной.

И любовь, и вера святы.

Этой верою согреты

Все великие безумцы,

Все пророки и поэты!

1887 г.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Изображение взаимопроникновения реального и фантастического в произведениях русской и зарубежной литературы.

 

 


Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

(1814-1841)

А

Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Согласны ли вы с утверждением исследователя: «И в языке, и в стиле, и в стихе Лермонтов не подражал фольклору, а создал свое произведение на основе органически усвоенных им народно-поэтических традиций»?

Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:

· «Подражание – литературное произведение, сознательно воспроизводящее некоторый литературный образец» (словарь Ушакова). Применим ли этот термин к поэме Лермонтова?

· Какие жанры фольклора нашли отражение в поэме?

· Чем похожи герои поэмы на героев фольклора? На каких именно. Проиллюстрируйте свою позицию примерами из текста.

· Проанализируйте композицию, язык, стиль поэмы. Какие фольклорные традиции вы можете отметить? Объясните их роль.

· Какова роль гусляров и их припевов в поэме?

-----------

Михаил Юрьевич Лермонтов выделяется в русской и мировой литературе тем, что он создал уникальный тип героя. Образ героя является самой заметной и значительной художественной особенностью в творчестве Лермонтова. Герой ранней лирики Лермонтова и его юношеских драм (1828-1832) – личность живая, страстная, почти биографическая. Даже названиями некоторых стихотворений Лермонтова служат даты дней, когда поэт писал их или испытывал определенное состояние, например «1831-го июня 11 дня». А в драмах Люди и страсти» и «Странный человек» главный герой воспринимается как сам автор.

Герои многих произведений Лермонтова имеют много общего между собой. Их объединяет сильный и целеустремленный характер, несокрушимая воля и жажда правды. Таким был главный герой юношеского романа «Вадим» (1832-1834), герой драмы «Маскарад» Арбенин, юноша-беглец, герой поэмы «Мцыри» (1839), и, наконец, противоречивый и загадочный Печорин в романе «Герой нашего времени» (1837-1840). Эти разные личности получили в литературоведении объединяющее название – «лермонтовский человек», потому что каждый из них нес в себе что-то от самого автора, и его безошибочно можно было узнать среди героев других писателей.

Главная черта героя Лермонтова – верность себе, своему назначению, своей вере в жизнь. Он утверждает свою правоту и идет в этом до конца, невзирая на опасности и верную гибель. Так юноша-инок в поэме «Мцыри» бежит из монастыря, совершая безнадежную попытку обрести родину и дом, или Печорин из романа «Герой нашего времени» бестрепетно становится под дуло пистолета на дуэли, защищая честь девушки и свое достоинство. Героя Лермонтова также отличает богатая палитра переживаний и чувств, что ярко выражено в лирике поэта: нежность в стихотворении «Ангел», стремление к покою в «Парусе», горечь от участи своего поколения в «Думе», гражданский пафос в «Поэте и другие.

Последний, зрелый период творчества Лермонтова начался в 1837 году и завершился смертью поэта на дуэли 15 июля 1841 года. В этот период были созданы главные шедевры его прозы и поэзии. Если в раннем творчестве герой Лермонтова был в основном романтиком и бунтарем, то позже он не утратил этих качеств, но личность его обогатилась пониманием жизни, глубокой грустью и надеждой. Кажется, что в произведениях Лермонтова тех лет мало можно найти жизнеутверждающих мотивов, однако даже самые печальные из них наполнены добром и внутренним светом. Такой была и душа героя Лермонтова: каким бы ни было горьким его состояние, она всегда хранит идеал любви.

Б

1. В каком значении в литературоведении употребляется термин «лермонтовский человек»?

2. В чем заключаются главные черты лермонтовского героя?

3. Как изменился герой Лермонтова на протяжении творчества поэта?

 

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1837 год был переломным в творчестве Лермонтова: его начало ознаменовалось написанием двух значительных произведений – стихотворения «Смерть поэта» и поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Стихотворение «Смерть поэта», написанное на гибель Пушкина, стало причиной ссылки поэта, определив его дальнейшую жизнь, творчество и смерть. Оно также возвестило, что в русской литературе появился второй великий поэт. Подтверждением этому явилась поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…» переносит читателя в XVI век, эпоху Ивана Грозного. Лермонтов выбирает историческое время перехода от средневековой Руси, еще хранящей древние обычаи и веру русского народа, к новому государству. Конфликт поэмы отражает столкновение изначального населения Руси в лице купца Калашникова, защищающего русскую старину, и нового, пришлого люда, представителем которого становится опричник Кирибеевич, посягающий на вековые традиции. Рассудить их должен царь Иван Васильевич, и его суд станет решением конфликта. Причиной столкновения Калашникова и Кирибеевича явилась любовь-страсть опричника к молодой жене купца.

Лермонтов придает поэме фольклорную форму, подражая стилю народной песни. Такой выбор обусловлен тем, что поэт хочет представить развязку конфликта в поэме как следствие народного мнения, а само повествование вести в манере народного сказания. Подражание какому-либо стилю в литературе и использование в произведении присущих ему художественных средств называется стилизацией. Таким образом, «песня про царя Ивана Васильевича…» является стилизацией народной песни, хотя в поэме можно обнаружить черты и других фольклорных жанров. Создавая поэму, Лермонтов обнаружил хорошее знание фольклора и народных обычаев.

«Песня про царя Ивана Васильевича…» явилась результатом долгого поиска автора: еще в юношеском творчестве Лермонтов пытался написать поэму, героем которой стал бы народный защитник. В 1830 году поэт пишет поэму «Последний сын вольности» о таком защитнике – Вадиме Новгородском, погибшем за исчезающие идеалы древнего Новгорода. Однако Вадим остался один, его подвиг не был замечен людьми, и его протест носил романтический характер одиночки. Купец Калашников тоже живет в период смены эпох, и от него требуется героизм, чтобы противостоять поруганию русской народной жизни.

Б

1. Какой главный общественно-исторический конфликт XVI века отражен в лермонтовской поэме?

2. Какую форму Лермонтов придает своей поэме? С какой целью поэт прибегает к стилизации?

 

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

А

Прочитайте поэму. В ходе чтения отмечайте фрагменты, в которых Лермонтов прибегает к числу 3 при организации поэмы, создании образов и использовании речевых приемов.

 

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярский звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею тешился,А боярин Матвей РомодановскийНам чарку поднёс мёду пенного,А боярыня его белолицаяПоднесла нам на блюде серебряномПолотенце новое, шелком шитое.Угощали нас три дни, три ночиИ всё слушали не наслушались. IНе сияет на небе солнце красное,Не любуются им тучки синие:То за трапезой сидит во златом венце,Сидит грозный царь Иван Васильевич.Позади его стоят стольники,Супротив его всё бояре да князья,И пирует царь во славу божию,В удовольствие своё и веселие. Улыбаясь, царь повелел тогдаВина сладкого заморскогоНацедить в свой золоченый ковшИ поднесть его опричникам.– И все пили, царя славили. Лишь один из них, из опричников,Удалой боец, буйный молодец,в золотом ковше не мочил усов;Опустил он в землю очи темные,Опустил головушку на широку грудь –А в груди его была дума крепкая. Вот нахмурил царь брови черныеИ навел на него очи зоркие,Словно ястреб взглянул с высоты небесНа младого голубя сизокрылого, –Да не поднял глаз молодой боец.Вот об землю царь стукнул палкою,и дубовый пол на полчетвертиОн железным пробил оконечником –Да не вздрогнул и тут молодой боец.Вот промолвил царь слово грозное –И очнулся тогда добрый молодец. «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,Аль ты думу затаил нечестивую?Али славе нашей завидуешь?Али служба тебе честная прискучила?когда входит месяц – звезды радуются,что светлей им гулять по поднебесью;А которая в тучу прячется,Та стремглав на на землю падает...Неприлично же тебе, Кирибеевич,Царской радостью гнушатися;А из роду ты ведь Скуратовых,И семьёю ты вскормлен Малютиной!..» Отвечает так Кирибеевич,Царю грозному в пояс кланяясь: «Государь ты наш, Иван Васильевич!Не кори ты раба недостойного:сердца жаркого не залить вином,Думу черную – не запотчевать!А прогневал тебя – воля царская;Прикажи казнить, рубить голову,Тяготит она плечи богатырские,И сама к сырой земле она клонится». И сказал ему Царь Иван Васильевич:«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?Не истерся ли твой парчевый кафтан?Не измялась ли шапка соболиная?Не казна ли у тебя поистратилась?Иль зазубрилась сабля закаленная?Или конь захромал, худо кованный?Или с ног тебя сбил на кулачном бою,На Москве-реке, сын купеческий?» Отвечает так Кирибеевич,Покачав головою кудрявою: «Не родилась та рука заколдованнаяНи в боярском роду, ни в купеческом;Аргамак мой степной ходит весело;Как стекло горит сабля вострая;А на праздничный день твоею милостьюМы не хуже другого нарядимся. Как я сяду поеду на лихом конеЗа Моску-реку покатитися,Кушачком подтянуся шелковым,Заломлю на бочок шапку бархатную,Черным соболем отороченную, –У ворот стоят у тесовыихКрасны девушки да молодушкиИ любуются, глядя, перешептываясь;Лишь одна не глядит, не любуется,Полосатой фатой закрывается... На святой Руси, нашей матушке,Не найти, не сыскать такой красавицы:Ходит плавно – будто лебедушка;Смотрит сладко – как голубушка;Молвит слово – соловей поет;Горят щеки ее румяные,Как заря на небе божием;Косы русые, золотистые,В ленты яркие заплетенные,По плечам бегут, извиваются.во семье родилась она купеческой,Прозывается Аленой Дмитревной. Как увижу ее, я сам не свой,Опускаются руки сильные,Помрачаются очи буйные;Скучно, грустно мне, православный царь,Одному по свету маятьсяОпостыли мне кони легкие,Опостыли наряды парчовые,И не надо мне золотой казны:С кем казною своей поделюсь теперьеПеред кем покажу удальство свое?Перед кем я нарядом похвастаюсь?Отпусти меня в степи приволжские,На житье на вольное, на казацкое,Уж сложу я там буйную головушкуИ сложу на копье бусурманское;И разделят по себе злы татаровьяКоня доброго саблю оструюИ седельце бранное черкасское.Мои очи слезные коршун выклюет,Мои кости сирые дождик вымоет,И без похорон горемычный прахНа четыре стороны развеется!..» И сказал, смеясь, Иван Васильевич:«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,Твоему горю пособить постараюся.Вот возьми перстенек ты мой яхонтовыйДа возьми ожерелье жемчужное.Прежде свахе смышленой покланяйсяИ пошли дары драгоценныеТы своей Алене Дмитревне:Как полюбишься – празднуй свадебку,Не полюбишься – не прогневайся». Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Обманул тебя твой лукавый раб,Не сказал тебе правды истинной,Не поведал тебе, что красавицаВ церкви божией перевенчана,Перевенчана с молодым купцомПо закону нашему христианскому. * * *Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!Ай, ребята, пейте – дело разумейте!Уж потешьте вы доброго бояринаИ боярыню его белолицую! IIЗа прилавкою сидит молодой купец,Статный молодец Степан Парамонович,По прозванию Калашников;Шелковые товары раскладывает,Речью ласковой гостей он заманивает,Злато, серебро пересчитывает,Да недобрый день задался ему:Ходят мимо баре богатые,В его лавочку не заглядывают. Отзвонили вечерню во святых церквах;За Кремлем горит заря туманная;Набегают тучки на небо, –Гонит их метелица распеваючи;Опустел широкий гостиный двор,Запирает Степан ПарамоновичСвою лавочку дверью дубовоюДа замком немецким со пружиною;Злого пса-ворчуна зубастогоНа железную цепь привязывает,И пошел он домой, призадумавшись,К молодой хозяйке за Москва-реку. И приходит он в свой высокий дом,И дивится Степан Парамонович:Не встречает его молода жена,Не накрыт дубовый стол белой скатертью,А свеча перед образом еле теплится.И кличет он старую работницу:«Ты скажи, скажи, Еремеевна,А куда девалась, затаиласяВ такой поздний час Алена Дмитревна?А что детки мои любезные –Чай забегались, заигралися,Спозаранку спать уложилися?» «Господин ты мой, Степан Парамонович,Я скажу тебе диво дивное:Что к вечерне пошла Алена Дмитревна;Вот уж поп прошел с молодой попадьей,Засветили свечу, сели ужинать, –А по сю пору твоя хозяюшкаИз приходской церкви не вернулася.А что детки твои малыеПочивать не легли, не играть пошли –Плачем плачут, все не унимаются». И смутился тогда думой крепкоюМолодой купец Калашников;И он стал к окну, глядит на улицу –А на улице ночь темнехонька;Валит белый снег, расстилается,Заметает след человеческий. Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули,Потом слышит шаги торопливые;Обернулся, глядит – сила крестная! –перед ним стоит молода жена,Сама бледная, простоволосая,Косы русые расплетенныеСнегом-инеем пересыпаны;Смотрят очи мутные, как безумные;Уста шепчут речи непонятные. «Уж ты где, жена, жена шаталася?На каком подворье, на площади,Что растрепаны твои волосы,Что одежда твоя вся изорвана?Уж гуляла ты, пировала ты,Чай, с сынком всё боярским!..Не на то пред святыми иконамиМы с тобой, жена, обручалися,Золотыми кольцами менялися!..Как запру я тебя за железный замок,За дубовою дверь окованную,Чтобы свету божьего ты не видела,Моя имя честное не порочила...» И услышав то Алена ДмитревнаЗадрожала вся, моя голубушка,Затряслась как листочек осиновый,Горько-горько она восплакалась,В ноги мужу повалилася. «Государь ты мой, красно солнышко,Иль убей меня или выслушай!Твои речи – будто острый нож;От них сердце разрывается.Не боюся смерти лютыя,Не боюся я людской молвы,А боюсь твоей немилости. От вечерни домой шла я нонечеВдоль по улице одинешенька.И послышалось мне, будто снег хрустит;Оглянулась – человек бежит.Мои ноженьки подкосилися,Ш?лковой фатой я закрылася.И он сильно схватил меня за рукиИ сказал мне так тихим шепотом:«Что пужаешься, красная красавица?Я не вор какой, душегуб лесной,Я слуга царя, царя грозного,Прозываюся Кирибеевичем,А из славной семьи из Малютиной...»Испугалась я пуще прежнего;Закружилась моя бедная головушка.И он стал меня целовать-ласкатьИ, целуя, всё приговаривал:«Отвечай мне, чего тебе надобно,Моя милая, драгоценная!Хочешь золота али жемчугу?Хочешь ярких камней аль цветной парчи?Как царицу я наряжу тебя,Станут все тебе завидовать,Лишь не дай мне умереть смертью грешною;Полюби меня, обними меняХоть единый раз на прощание!» И ласкал он меня, целовал меня;На щеках моих и теперь горят,Живым пламенем разливаютсяПоцалуи его окаянные...А смотрели в калитку соседушки,И кому на глаза покажусь теперь? Ты не дай меня, свою верную жену,Злым охульникам в поругание!На кого, кроме тебя, мне надеяться?У кого просить стану помощи?На белом свете я сиротинушка:Родной батюшка уж в сырой земле,Рядом с ним лежит мою матушка,А мой старший брат, ты сам ведаешь,На чужой сторонушке пропал без вести,А меньшой мой брат – дитя малое,Дитя малое, неразумное..." Говорила так Алена Дмитревна,Горючими слезами заливалася. Посылает Степан ПарамоновичЗа двумя меньшими братьями;И пришли его два брата, поклонилисяИ такое слово ему молвили:«Ты поведай нам, старшой наш брат,Что с тобой случилось, приключилося,Что послал ты за нами во темную ночь,Во темную ночь морозную?» "Я скажу вам, братцы любезные,Что лиха беда со мною приключилася:Опозорил семью нашу честнуюЗлой опричник царский Кирибеевич;А такой обиды не стерпеть душеДа не вынести сердцу молодецкому.Уж как завтра будет кулачный бойНа Москва-реке при самом царе,И я выйду тогда на опричника,Буду насмерть биться, до последних сил;А побьет он меня – выходите выЗа святую правду-матушку.Не сробейте, братцы любезные!Вы моложе меня, свежей силою,На вас меньше грехов накопилося,Так авось вас господь помилует!» И в ответ ему братья молвили:«Куда ветер дует в поднебесьи,Туда мчатся и тучки послушные,Когда сизый орел зовет голосомНа кровавую долину побоища,Зовет пир пировать, мертвецов убирать,К нему малые орлята слетаются:Ты наш старший брат, нам второй отец;Делай сам, как знаешь, как ведаешь,А уж мы тебя, родного, не выдадим". * * *Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!Ай, ребята, пейте – дело разумейте!Уж потешьте вы доброго бояринаИ боярыню его белолицую! IIIНад Москвой великой, златоглавою,Над стеной кремлёвской белокаменнойИз-за дальних лесов, из-за синих гор,По тесовым кровелькам играючи,Тучки серые разгоняючи,Заря алая подымается;Разметала кудри золотистые,Умывается снегами рассыпчатыми,Как красавица, глядя в зеркальце,В небо чистое смотрит, улыбается.Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?На какой ты радости разыгралася? Как сходилися, собиралисяУдалые бойцы московскиеНа Москву-реку, на кулачный бой,Разгуляться для праздника, потешиться.И приехал царь со дружиною,Со боярами и опричниками,И велел растянуть цепь серебряную,Чистым золотом в кольцах спаянную.Оцепили место в двадцать пять сажень,Для охотницкого бою, одиночного.И велел тогда царь Иван ВасильевичКлич кликать звонким голосом:«Ой, уж где вы, добрые молодцы?Вы потешьте царя нашего батюшку!Выходите-ка во широкий круг;Кто побьет кого, того царь наградит;А кто будет побит, тому бог простит!» И выходит удалой Кирибеевич,Царю в пояс молча кланяется,Скидает с могучих плеч шубу бархатную,Подпершися в бок рукою правою,Поправляет другой шапку алую,Ожидает он себе противника...Трижды громкий клич прокликали –Ни один боец и не тронулся,Лишь стоят да друг друга поталкивают. На просторе опричник похаживает,Над плохими бойцами подсмеивает:«Присмирели, небось, призадумались!Так и быть, обещаюсь, для праздника,Отпущу живого с покаянием,Лишь потешу царя нашего батюшку». Вдруг толпа раздалась в обе стороны –И выходит Степан Парамонович,Молодой купец, удалой боец,По прозванию Калашников.Поклонился прежде царю грозному,После белому Кремлю да святым церквам,А потом всему народу русскому,Горят очи его соколиные,На опричника смотрит пристально.Супротив него он становится,Боевые рукавицы натягивает,Могучие плечи распрямливает. И сказал ему Кирибеевич:«А поведай мне, добрый молодец,Ты какого-роду племени,Каким именем прозываешься?Чтоб знать, по ком панихиду служить,Чтобы было чем похвастаться». Отвечает Степан Парамонович:«А зовут меня Степаном Калашниковым,А родился я от честного отца,И жил я по закону господнему:Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною,Не таился от свету небесного...И промолвил ты правду истинную:По одном из нас будут панихиду петь,И не позже как завтра в час полуденный;И один из нас будет хвастаться,С удалыми друзьями пируючи...Не шутку шутить, не людей смешитьК тебе вышел я, басурманский сын, –Вышел я на страшный бой, на последний бой!» И услышав то, КирибеевичПобледнел в лице, как осенний снег;Бойки очи его затуманились,Между сильных плеч пробежал мороз,На раскрытых устах слово замерло... Вот молча оба расходятся, –Богатырский бой начинается. Размахнулся тогда КирибеевичИ ударил в первой купца Калашникова,И ударил его посередь груди –Затрещала грудь молодецкая,Пошатнулся Степан Парамонович;На груди его широкой висел медный крестСо святыми мощами из Киева, –И погнулся крест и вдавился в грудь;Как роса из-под него кровь закапала;И подумал Степан Парамонович:«Чему быть суждено, то и сбудется;Постою за правду до последнева!»Изловчился он, изготовился,Собрался со всею силоюИ ударил своего ненавистникаПрямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка,Закачался, упал замертво;Повалился он на холодный снег,На холодный снег, будто сосенка,Будто сосенка во сыром боруПод смолистый под корень подрубленная,И, увидев то, царь Иван ВасильевичПрогневался гневом, топнул о землюИ нахмурил брови черные;Повелел он схватит удалова купцаИ привесть его пред лицо свое. Как возговорил православный царь:«Отвечай мне по правде, по совести,Волной волей или нехотяТы убил мово верного слугу,Мово лучшего бойца Кирибеевича?» «Я скажу тебе, православный царь:Я убил его вольною волей,А за что, про что – не скажу тебе,Скажу только богу единому.Прикажи меня казнить – и на плаху нестьМне головушку повинную;Не оставь лишь малых детушек,Не оставь молодую вдовуДа двух братьев моих своей милостью...» «Хорошо тебе, детинушка,Удалой боец, сын купеческий,Что ответ держал ты по совести. Молодую жену и сирот твоихиз казны моей я пожалую,Твоим братьям велю от сего же дняпо всему царству русскому широкомуТорговать безданно, безпошлинно.А ты сам ступай, детинушка,На высокое место лобное,Сложи свою буйную головушку.Я топор велю наточить-навострить,Палача велю одеть-нарядить,В большой колокол прикажу звонить,Чтобы знали все люди московские,Что и ты не оставлен моей милостью...» Как на площади народ собирается,Заунывный гудит-воет колокол,Разглашает всюду весть недобрую.По высокому месту лобномуВо рубахе красной с яркой запонкой,С большим топором навостренным,Руки голые потираючи,Палач весело похаживает,Удалова бойца дожидается, –А лихой боец, молодой купец,Со родными братьями прощается: «Уж вы, братцы мои, други кровные,Поцалуемтесь да обнимемтесьНа последнее расставание.Поклонитесь от меня Алёне Дмитревне,Закажите ей меньше печалиться,Про меня моим детушкам не сказывать;Поклонитесь дому родительскому,Поклонитесь всем нашим товарищам,Помолитесь сами в церкви божиейВы за душу мою, душу грешную!» И казнили Степана КалашниковаСмертью лютою, позорною;И головушка бесталаннаяВо крови на плаху покатилася. Схоронили его за Москва-рекойНа чистом поле промеж трех дорог:Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,И бугор земли сырой тут насыпали,И кленовый крест тут поставили,И гуляют-шумят ветры буйныеНад его безымянной могилкою,И проходят мимо люди добрые:Пройдут стар человек – перекрестится,Пройдут молодец – приосанится;Пройдут девица – пригорюнится,А пройдут гусляры – споют песенку. * * * Гей вы, ребята удалые,Гусляры молодые,Голоса заливные!Красно начинали – красно и кончайте,Каждому правдою и честью воздайте.Тороватому боярину слава!И красавице боярыне слава!И всему народу христианскому слава!

1837 год

 

Б

Проанализируйте кульминационный эпизод поэмы – сцену поединка Калашникова и Кирибеевича. Ответьте на вопросы:

1. У Калашникова «могучие плечи», у Кирибеевича «сильные плечи». Почему оба героя-антагониста представлены Лермонтовым подобными былинным богатырям?

2. Кому перед боем отдает поклон Кирибеевич? Что эта деталь поведения говорит о герое?

3. Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это характеризует героя?

4. Как характеризуют Кирибеевича его слова перед боем:

Ты какого-роду племени,Каким именем прозываешься?Чтоб знать, по ком панихиду служить,Чтобы было чем похвастаться.

5. Почему Калашников подчеркивает, что «родился от честного отца»? Как его слова соотносятся с содержанием поэмы?

6. Почему Кирибеевич «Побледнел в лице, как осенний лист»? Чего именно он испугался? Подтвердите свои мысли текстом.

7. Какова роль детали: «на груди его широкой висел медный крест со святыми мощами из Киева»?8. Как называется художественный прием, передающий речь героя «про себя», и с какой целью он использован Лермонтовым в приведенном фрагменте:И подумал Степан Парамонович:"Чему быть суждено, то и сбудется;Постою за правду до последнева!"9. Кто из героев приведенного фрагмента поэмы назван по имени и отчеству? Почему?

10. В начале фрагмента дважды повторяется «алая» заря. Какова роль этого повтора? Что предвещает алый цвет? Когда и с какой целью он еще раз встретится в тексте?

11. Как в устном народном творчестве (фольклоре) называется изобразительное средство, использованное Лермонтовым в поэме: «очи соколиные», «могучие плечи», «добрый молодец». Какова их роль в тексте?

12. Как называется и с какой целью использовано Лермонтовым следующее изобразительное средство: «заря… разметала кудри золотистые»?13. Как называется изобразительное средство и с какой целью оно используется поэтом: «как роса из-под него кровь закапала», «побледнел, как осенний лист», «повалился, будто сосенка»?

14. Как называется прием ритмической организации народной песни, воспроизведенный Лермонтовым в следующих строках?

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору…

15. Найдите в тексте троекратные повторы. Какова их роль в произведении?

______

 

Подражая народной песне, Лермонтов словно бы убирает традиционную для авторского литературного произведения связь: автор – читатель. В поэме гусляры исполняют песню боярину Ромодановскому и его супруге, автор и читатель оказываются разделены этой песней. На передний план повествования выходят герои, их поступки, историческая эпоха, а их оценка звучит в народном слове «Песни…» Обычная для песни структура способствует выражению народного суждения о событиях. Поэма начинается с зачина, в котором вводятся герои песни и обстановка ее исполнения. Сама песня излагается в трех частях, представляющих основные фазы событий: рассказ о страсти Кирибеевича, переживания Калашникова и поединок. Разделяют песню припевыгусляров, задающие эмоциональный тон. Повествование перемежается оценкой героев гуслярами, а развязке следует концовка-итог, в которой описывается могила Калашникова. Замыкается структура песни хвалой, воздающей благодарность боярину, боярыне и всему народу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...