Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия организации техники рисования песком на стекле




Для организации процесса рисования песком потребуется: деревянный стол, подсвечиваемой изнутри, сухой песок (кварцевый, речной), мелкодисперсный, мультимедийный комплекс.

Стол для песка прямоугольной формы не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен.

Параметр Sand-Art
Поле деятельности Стол со стеклянной столешницей и подсветкой. Размер световой поверхности – 40х60 см
Основные используемые материалы, образующие среду Сухой, мелкий песок
Дополнительные материалы Кисточка широкая (возможно её использование в работе помимо рук и пальцев)
   
Рабочее пространство Кабинет для рисования песком, предусматривающий возможность затемнения пространства в любое время дня (с целью повышения контрастности изображения на анимационном столе)

При организации занятий рисованием песком на стекле необходимо соблюдение следующих условий:

1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок;

2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка;

3. Необходимо:

- поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;

- ценить его инициативы, а не его молчаливое согласие с вами; 

4. Желательно, что бы дети работали стоя - так у них больше свободы движений.

Базовые способы и приемы рисования песком на стекле :

1. Рисование на песочном фоне световыми линиями и пятнами.

Данный вид рисования возможен, когда песок равномерным тонким слоем покрывает подсвечиваемую поверхность стекла, образуя однородный песочный фон. Такой фон наносится путём равномерного рассеивания песка над поверхностью стола с высоты 2-3 см.

После того, как фон нанесён, можно приступать к изображению, проводя различного рода линии по поверхности стекла пальцами, либо боковой стороной или внутренней частью ладони. Тонкий слой песка при этом разгребается, раздвигается, образуя белый просвет – той формы, какую пожелает создатель.

2. Рисование темной фактурой песка на световом столе.

При этом имеем чистый белый «световой лист», на который можем сыпать песок любым угодным создателю картины образом: густыми или прозрачными линиями, толстыми и тонкими, фигурными, а также – при определённом мастерстве – создавать более сложные эффекты таким приёмом. Песочное изображение может обладать глубиной, так как помимо контрастных светлых и тёмных пятен, возможно, создавать мягкие полутона, регулируя высоту, скорость и характер посыпания.

Движение песочных масс в анимации также может осуществляться путём «набрасывания» песка на световое поле. Предварительно горка песка сосредотачивается у кромки поля, после чего толкающим движением песок рассыпается по поверхности рисунка.

3. Две перечисленные выше техники являются основными в песочном рисовании, анимации, но далеко не единственными.

Много в процессе рисования песком уделяется внимания прорисовке деталей, созданию оригинальной фактуры, отпечатков на песке. Отпечатки могут наноситься различными участками ладони – боковой поверхностью, подушечками пальцев, ногтями и т.п.

4. Также возможно привлечение инструментов в песочном рисовании. Используют кисточку веерного типа для создания особого качества линий. Также возможно использовать разнообразные предметы, которые могут оставлять неповторимые следы и отпечатки (деревянная дощечка, рифлёная раковина ракушки и т.п.)

Такое своеобразное «поведение» песка на световом столе, а также все используемые в песочном рисовании, анимации техники и способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего.

Правила обращения с оборудованием:

- не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло;

- для того, что бы песок не электризовался, необходимо обрабатывать поверхность стола антистатиком;

- песок время от времени следует очищать (просеять, прокалить). Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем;

- перед началом и по окончанию занятий с песком детям необходимо вымыть руки.

 

 

                                      ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(3-6 лет)

Тема Цели и задачи Время
1.Занятие «Птицы Песочной страны»   Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;   30 мин
2.Занятие «Весна Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
3.Занятие « Лето Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
4.Занятие «Осень Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
5.Занятие «Зима Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
6.Занятие «Космическое путешествие» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
7.Занятие «Овощи Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;   30 мин
8.Занятие «Фрукты Песочной страны»     Развитие гибкости и оригинальности мышления, детализации; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; Рисование из простых форм разных фруктов, закрепление знаний о том, где они растут, на дереве, в саду. 30 мин
9.Занятие «Ягоды Песочной страны»   ü Развитие гибкости и оригинальности мышления; ü Снижение психоэмоционального напряжения; ü Развитие познавательных процессов; ü Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;   30 мин
10.Занятие « Цветы Песочной страны» Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; Знакомить с песочным рисованием. Отработка элементов рисования, засыпания, рассыпания, рисование линий, фигур. Развитие воображения и фантазии. 30 мин

  Итого по программе:            10 занятий

3 часа

                                                                 (7-9 ЛЕТ)

 

       Тема Цели и задачи Время
1.Занятие «Птицы Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;   30 мин
2.Занятие «Морские жители Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Отработка элементов рисования, засыпания, рассыпания, рисование линий, фигур, образов, пейзажей. Умение узнавать свое эмоциональное состояние. 30 мин
3.Занятие «Домашние животные Песочной страны » Знакомить с песочным рисованием. Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
4.Занятие «Дикие животные Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
5.Занятие «Животные жарких стран» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
6.Занятие «Путешествие Песочной улитки» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
7.Занятие «Города и дома жителей Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;   30 мин
8.Занятие «Транспорт жителей Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;   30 мин
9.Занятие «Эмоции жителей Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
10.Занятие «Сказочные герои Песочной страны» Знакомить с песочным рисованием. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие познавательных процессов; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин

   Итого по программе:         10 занятий

3 часа

 

(9-11 лет)

 

Тема Цели и задачи Время              
1.Занятие «Знакомство с Песочной страной» Знакомить с песочным рисованием. Отработка элементов рисования, засыпания, рассыпания, рисование линий, рисование пейзажей объектов. Знакомство с приемами рисования на песке; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие тактильно-кинестетической чувствительности; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;   30 мин
2.Занятие «Необыкновенные следы жителей Песочной страны»   Знакомство с приемами рисования на песке; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие тактильно-кинестетической чувствительности; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги напряжения; 30 мин
3.Занятие « Волшебный круг»   Знакомство с приемами рисования на песке; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие представлений о геометрических формах; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;   30 мин
4.Занятие «Строгий квадрат» Знакомство с приемами рисования на песке; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Развитие представлений о геометрических формах; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
5.Занятие «Необычный треугольник» Знакомство с приемами рисования на песке; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие представлений о геометрических формах; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; 30 мин
6.Занятие «Упрямый прямоугольник» Знакомство с приемами рисования на песке; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие представлений о геометрических формах; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; 30 мин
7.Занятие «Загадочный ромб» Знакомство с приемами рисования на песке; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие представлений о геометрических формах; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги; 30 мин
8.Занятие «Веселый овал» Знакомство с приемами рисования на песке; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие представлений о геометрических формах; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; 30 мин
9.Занятие «Смешная спираль» Знакомство с приемами рисования на песке; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Развитие представлений о геометрических формах; 30 мин
10.Занятие «Непредсказуемый зигзаг» Знакомство с приемами рисования на песке; Снижение психоэмоционального напряжения; Развитие гибкости и оригинальности мышления; Развитие представлений о геометрических формах;   30 мин

Итого занятий по программе:   10 занятий

3 часа

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         1.Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике.[текст], СПб.-2013г.,112 с.

         2.Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком.[текст], СПб-2012г.,90 с.

         3.Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. [текст] СПб.-2001г, 215 с.

         4.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. [текст] СПб.-2002г, 153 с.

         5.Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.[текст] М.-2000г. , 103 с.

         6.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.[текст] М.-2000г.,85 с.

         7.Семинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии [текст] « Иматон» - 2013г., 54 с.

         8.Крейри Э. Учимся владеть чувствами. «Я боюсь», «Я злюсь», « Я расстраиваюсь», «Я сержусь», «Я волнуюсь», «Я горжусь». [текст] СПб.-1995г., 87 с.

         9. Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности / Ю.Д. Бабаева [и др.]. – 2-е изд., расш. и перераб.[текст] – М., 2003. – 95 с.

         10. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками[текст] / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95 с.

         11. Психология одаренности детей и подростков[текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

         12.. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность.[текст] – М.: Просве-щение, 2000. – 136 с.

 

                                                      

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

(3-6 лет)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...