Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Условия организации техники рисования песком на стекле
Для организации процесса рисования песком потребуется: деревянный стол, подсвечиваемой изнутри, сухой песок (кварцевый, речной), мелкодисперсный, мультимедийный комплекс.
Стол для песка прямоугольной формы не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен.
Параметр
| Sand-Art
| Поле деятельности
| Стол со стеклянной столешницей и подсветкой. Размер световой поверхности – 40х60 см
| Основные используемые материалы, образующие среду
| Сухой, мелкий песок
| Дополнительные материалы
| Кисточка широкая (возможно её использование в работе помимо рук и пальцев)
| | | Рабочее пространство
| Кабинет для рисования песком, предусматривающий возможность затемнения пространства в любое время дня (с целью повышения контрастности изображения на анимационном столе)
| При организации занятий рисованием песком на стекле необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок;
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка;
3. Необходимо:
- поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
- ценить его инициативы, а не его молчаливое согласие с вами;
4. Желательно, что бы дети работали стоя - так у них больше свободы движений.
Базовые способы и приемы рисования песком на стекле :
1. Рисование на песочном фоне световыми линиями и пятнами.
Данный вид рисования возможен, когда песок равномерным тонким слоем покрывает подсвечиваемую поверхность стекла, образуя однородный песочный фон. Такой фон наносится путём равномерного рассеивания песка над поверхностью стола с высоты 2-3 см.
После того, как фон нанесён, можно приступать к изображению, проводя различного рода линии по поверхности стекла пальцами, либо боковой стороной или внутренней частью ладони. Тонкий слой песка при этом разгребается, раздвигается, образуя белый просвет – той формы, какую пожелает создатель.
2. Рисование темной фактурой песка на световом столе.
При этом имеем чистый белый «световой лист», на который можем сыпать песок любым угодным создателю картины образом: густыми или прозрачными линиями, толстыми и тонкими, фигурными, а также – при определённом мастерстве – создавать более сложные эффекты таким приёмом. Песочное изображение может обладать глубиной, так как помимо контрастных светлых и тёмных пятен, возможно, создавать мягкие полутона, регулируя высоту, скорость и характер посыпания.
Движение песочных масс в анимации также может осуществляться путём «набрасывания» песка на световое поле. Предварительно горка песка сосредотачивается у кромки поля, после чего толкающим движением песок рассыпается по поверхности рисунка.
3. Две перечисленные выше техники являются основными в песочном рисовании, анимации, но далеко не единственными.
Много в процессе рисования песком уделяется внимания прорисовке деталей, созданию оригинальной фактуры, отпечатков на песке. Отпечатки могут наноситься различными участками ладони – боковой поверхностью, подушечками пальцев, ногтями и т.п.
4. Также возможно привлечение инструментов в песочном рисовании. Используют кисточку веерного типа для создания особого качества линий. Также возможно использовать разнообразные предметы, которые могут оставлять неповторимые следы и отпечатки (деревянная дощечка, рифлёная раковина ракушки и т.п.)
Такое своеобразное «поведение» песка на световом столе, а также все используемые в песочном рисовании, анимации техники и способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего.
Правила обращения с оборудованием:
- не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло;
- для того, что бы песок не электризовался, необходимо обрабатывать поверхность стола антистатиком;
- песок время от времени следует очищать (просеять, прокалить). Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем;
- перед началом и по окончанию занятий с песком детям необходимо вымыть руки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(3-6 лет)
Тема
| Цели и задачи
| Время
| 1.Занятие
«Птицы Песочной страны»
| Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 2.Занятие
«Весна Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 3.Занятие
« Лето Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 4.Занятие
«Осень Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 5.Занятие
«Зима Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 6.Занятие
«Космическое путешествие»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 7.Занятие
«Овощи Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 8.Занятие
«Фрукты Песочной страны»
| Развитие гибкости и оригинальности мышления, детализации;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
Рисование из простых форм разных фруктов, закрепление знаний о том, где они растут, на дереве, в саду.
| 30 мин
| 9.Занятие
«Ягоды Песочной страны»
| ü Развитие гибкости и оригинальности мышления;
ü Снижение психоэмоционального напряжения;
ü Развитие познавательных процессов;
ü Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 10.Занятие
« Цветы Песочной страны»
| Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
Знакомить с песочным рисованием. Отработка элементов рисования, засыпания, рассыпания, рисование линий, фигур. Развитие воображения и фантазии.
| 30 мин
| Итого по программе: 10 занятий
| 3 часа
| (7-9 ЛЕТ)
Тема
| Цели и задачи
| Время
| 1.Занятие
«Птицы Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 2.Занятие
«Морские жители Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием. Отработка элементов рисования, засыпания, рассыпания, рисование линий, фигур, образов, пейзажей.
Умение узнавать свое эмоциональное состояние.
| 30 мин
| 3.Занятие
«Домашние животные Песочной страны »
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 4.Занятие
«Дикие животные Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 5.Занятие
«Животные жарких стран»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 6.Занятие
«Путешествие Песочной улитки»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 7.Занятие
«Города и дома жителей Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 8.Занятие
«Транспорт жителей Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 9.Занятие
«Эмоции жителей Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 10.Занятие
«Сказочные герои Песочной страны»
| Знакомить с песочным рисованием.
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие познавательных процессов;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| Итого по программе: 10 занятий
| 3 часа
|
(9-11 лет)
Тема
| Цели и задачи
| Время
| 1.Занятие
«Знакомство с Песочной страной»
| Знакомить с песочным рисованием. Отработка элементов рисования, засыпания, рассыпания, рисование линий, рисование пейзажей объектов.
Знакомство с приемами рисования на песке;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 2.Занятие
«Необыкновенные следы жителей Песочной страны»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги напряжения;
| 30 мин
| 3.Занятие
« Волшебный круг»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие представлений о геометрических формах;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
| 30 мин
| 4.Занятие
«Строгий квадрат»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Развитие представлений о геометрических формах;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 5.Занятие
«Необычный треугольник»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие представлений о геометрических формах;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
| 30 мин
| 6.Занятие
«Упрямый прямоугольник»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие представлений о геометрических формах;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
| 30 мин
| 7.Занятие
«Загадочный ромб»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие представлений о геометрических формах;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
| 30 мин
| 8.Занятие
«Веселый овал»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие представлений о геометрических формах;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
| 30 мин
| 9.Занятие
«Смешная спираль»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Развитие представлений о геометрических формах;
| 30 мин
| 10.Занятие
«Непредсказуемый зигзаг»
| Знакомство с приемами рисования на песке;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Развитие представлений о геометрических формах;
| 30 мин
| Итого занятий по программе: 10 занятий
| 3 часа
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике.[текст], СПб.-2013г.,112 с.
2.Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком.[текст], СПб-2012г.,90 с.
3.Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. [текст] СПб.-2001г, 215 с.
4.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. [текст] СПб.-2002г, 153 с.
5.Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.[текст] М.-2000г. , 103 с.
6.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.[текст] М.-2000г.,85 с.
7.Семинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии [текст] « Иматон» - 2013г., 54 с.
8.Крейри Э. Учимся владеть чувствами. «Я боюсь», «Я злюсь», « Я расстраиваюсь», «Я сержусь», «Я волнуюсь», «Я горжусь». [текст] СПб.-1995г., 87 с.
9. Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности / Ю.Д. Бабаева [и др.]. – 2-е изд., расш. и перераб.[текст] – М., 2003. – 95 с.
10. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками[текст] / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95 с.
11. Психология одаренности детей и подростков[текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
12.. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность.[текст] – М.: Просве-щение, 2000. – 136 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
(3-6 лет)
|