Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретическое и методическое обоснование программы
Содержание программы строиться на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, личностно-ориентированный подход Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили. Методологическая основа программы направленная на обучение рисование песком, основывается на программу «Метод «SandArt». Ресурсы психотерапевтического рисования песком» О.Н. Никитиной и М.В. Сосниной, а также методические указания М. Зейц. Еще одной теоретической основой программы являются разработки арт-терапевтических техник и приемов Т.Д. Зенкевич -Евстигнеевой и А.И. Копытина. Для разработки данной программы также использовались методические материалы программы «Цветик-семицветик» под редакцией Куражевой Н. Ю. Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение детей и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста, с учетом динамики развития детей. Этапы реализации и содержание программы Программа предусматривает занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста от трех до одиннадцати лет. Занятия по проекту построены с учетом возрастных особенностей каждого возраста. Занятия проходят 1раз в неделю. Занятия построены в соответствии со следующей структурой: 1. Приветствие детей, знакомство – настрой на работу, сообщение темы занятия. 2. Упражнения на контакт с песком, моторные упражнения. 3. Рисование песком и на песке. 4. Завершение занятия. 5. Психогимнастика, физминутка. 6. Продуктивные виды деятельности. Использование техники рисования песком на стекле в работе педагога-психолога Техника рисования песком на стекле позволила решить ряд проблем, возникших у детей-сирот всех возрастов. В частности, данную технику я использовала в работе с детьми, имеющими следующие проблемы: агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также имеющими различного рода психосоматические заболевания и т. д. Формы и варианты использования указанной техники песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью. Техника может применяться: – с целью диагностики; – с целью оказания первичной психологической помощи; – в процессе краткосрочной психотерапии; – в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Во многих случаях рисование песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (например, при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера), в других ситуациях – как вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать рисование песком в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Дети, рисующие песком, имеют возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «Я», восстановить свою психическую целостность, расслабиться и снять напряжение. Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, «Что я хочу делать? И как?». В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе. Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое). Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала. Нагретый песок в качестве сенсорного стимулятора, благоприятно влияет на замкнутых и стеснительных детей. Они становятся более расслабленными, раскованными и естественными. А гиперактивным, инициативным и раздражительным ребятишкам, как правило, нужен прохладный песок. Он помогает детям сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их. По нашему мнению техника рисования песком имеет ряд преимуществ перед другими формами арт-терапии, а именно: • Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал – песок - необыкновенно приятен. • Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и, не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. • Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работая с песком под музыку задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. • Помогает развивать тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию. Используя данную технику, необходимо соблюдать следующие условия работы: – согласие и желание ребенка; – наличие специальной подготовки педагога, творческий подход к проведению занятий; – отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |