Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика местных налогов и сборов




Местные налоги представляют собой обязательные платежи, устанавливаемые в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации представительными органами местного само­управления и взимаемые на территории муниципального обра­зования.

Местные налоги и сборы являются составной частью нало­говой системы РФ, имеют ярко выраженный фискальный ха­рактер и предназначены для финансового обеспечения обяза­тельными платежами бюджетных расходов муниципальных об-

606 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

разований. Однако муниципальные налоги и сборы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от государственных (федеральных и региональных) налогов:

поступления по этим платежам используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они собра­ны или поступили от объектов налогообложения, принадлежа­щих муниципальному образованию;

муниципальные налоги полностью и непосредственно за­числяются в местные бюджеты по месту поступления. Феде­ральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование до­ходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюдже­тов;

организация введения и взимания данных платежей возло­жена на органы местного самоуправления;

использование поступлений от местных налогов и сборов находится под контролем органов местного самоуправления; зачисляются данные платежи в местные бюджеты в качестве за­крепленных доходов;

наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами налоговой системы. Органам местного самоуправления предоставляются широкие права, а именно: изменять ставки некоторых платежей в сторо­ну понижения; устанавливать дополнительные льготы для тех или иных групп налогоплательщиков. Местные налоги позво­ляют более полно учитывать местные потребности и виды рас­ходов местных бюджетов.

Земельный налог

Земельный налог установлен Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»1 и его правовой режим детализирует­ся нормативными актами субъектов РФ и органов местного са­моуправления.

Налог на землю введен в российскую налоговую систему с целью стимулирования рационального использования, охраны

Ведомости РФ. 1991. № 44. Ст. 1424; СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1.

Глава 23. Местные налоги и сборы

607

и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнива­ния социально-экономических условий хозяйствования на зем­лях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов фи­нансирования этих мероприятий.

Плательщиками земельного налога являются предприятия;-организации и учреждения, а также граждане Российской Фе­дерации, иностранные граждане и лица без гражданства, кото­рым предоставлена земля в собственность, владение, пользова­ние или в аренду на территории Российской Федерации.

Объектами обложения земельным налогом и арендной пла­той являются земельные участки, предоставленные юридиче­ским и физическим лицам (сельскохозяйственные угодья; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей матери­ального производства и непроизводственной сферы; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного под­собного хозяйства, индивидуального жилищного, гаражного, дачного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей).

Законом установлен перечень земельных участков, которые не облагаются земельным налогом и арендной платой. Так, ос­вобождены от налогообложения:

земли, предоставленные для обеспечения органов власти и управления, а также Министерства обороны РФ;

земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы;

земли общего пользования населенных пунктов и комму­нального хозяйства (улицы, парки, площади и др.).

Органы законодательной (представительной) власти субъек­тов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу, но только в пределах суммы налога, зачис­ляемой в региональный бюджет. Предоставлять льготы по зе­мельному налогу имеют право и органы местного самоуправле­ния, но также в пределах сумм, зачисляемых от этого налога в муниципальный бюджет. Относительно налоговых льгот по данному налогу федеральным законодательством установлено, что органы местного самоуправления предоставляют льготы в

608 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

виде частичного освобождения на определенный срок, отсроч­ки выплаты или понижения ставки налога.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабиль­ных платежей за единицу земельной площади и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев или землепользователей. Данный налог исчис­ляется исходя из площади земельного участка, облагаемого на­логом, и утвержденных ставок земельного налога.

Некоторые особенности имеются в части обложения земель­ным налогом сельскохозяйственных угодий. Размер налога с этой категории объектов устанавливается с учетом ряда факто­ров: состава этих угодий, их качества, площади, местоположе­ния, качества почвы, многолетних насаждений, сенокосов

и т. д.

Ставка земельного налога зависит и от видов деятельности, для осуществления которых отводятся участки. Например, за участки сельскохозяйственных земель, предоставленные граж­данам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводст­ва, огородничества, животноводства, сенокошения или выпаса скота, земельный налог взимается по средним ставкам налога на земли данной категории. Если земли сельскохозяйственно­го назначения используются в иных целях, то налог взимается по фиксированной ставке в размере 5 руб. за квадратный

метр.

Федеральным законодательством предоставлено право орга­нам местного самоуправления повышать ставки земельного на­лога, но не более чем в два раза.

В Российской Федерации предоставление (отвод) земельных участков осуществляется для проведения определенных меро­приятий, поэтому в случае неиспользования или нецелевого использования земли ставка земельного налога увеличивается

вдвое.

Земельный налог взимается ежегодно с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим и физическим лицам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и со­оружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений и сооружений.

Глава 23. Местные налоги и сборы

609

Хотя земельный налог и относится к группе местных, но сумма поступающих от него платежей зачисляется в бюджеты различных уровней.

Земельный налог учитывается в доходах и расходах местных бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеуст*;< ройству, ведению земельного кадастра, мониторингу, охране земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные меро­приятия, и процентов за их использование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...