Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Девиантное поведение агрессивной направленности. Распространенность, причины, методы коррекции.




Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства. Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность – разрушительность, кот., в свою очередь, тесно связана с такой базовой чел. характеристикой, как агрессия (лат. нападение). В псих. под агрессией понимают тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия как психич. реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Агрессия бывает направлена на внеш. объекты или на себя. Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физ. силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то. Функции агрессии: отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовл. потреб., разрешение внутр. конфликта, повышение самооценки. Признаки агресс. повед.: 1. выраженное стремление к доминированию; 2. тенденцию к разрушению; 3. направленность на причинение вреда окружающим; 4. склонность к насилию. Виды агрессии: доброка-чественно-адаптивная и деструктивно-дезадаптивная. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассм. как результат соц. научения (А.Бандура). Факторы агресс. поведения: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека), повсеместная демонстрация сцен насилия, нестабильная соц.- экономическая обстановка; индивид. особ. чел. По Т.П. Смирновой существует 6 направлений коррекц. работы: 1.Снижение уровня личностной тревожности. 2.Формир. осознавания собств. эмоций и чувств др. людей, развитие эмпатии.3.Развитие позитивной самооценки. 4.Обучение ребенка выражению гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окруж. 5.Обучение техникам и способам управления гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. 6.Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

 

Дизонтогенез: определение, распространённость, основные типы. Основные формы и их клинические проявления. Методы психологической диагностики. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

В 1927 г Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формир. структур организма от норм. развития. Впоследствии термином стали обозначать разл. формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний ограниченный теми cpoками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Важно различать Д. пренатальный и Д. постнатальный. В первом случае речь идет о врожденной аномалии, связ. с внутриутробным развитием организма; во втором - об отклонениях в развитии, формир. на протяжении внеутробной жизни индивидуума. Следует также отличать врожденные аномалии (уродства) от повреждений организма под влиянием внеш. воздействий («калечество»). Причины Д.: биологич. и соц.-психологическими + их сочетание. Биологич.: 1. Генетич. (наслед-ств. болезни обмена, генные мутации); 2. Внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, инфекции, интоксикации); 3. Патология родов; 4. Ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, опухоли мозга, эпилепсия). Социал.: 1. Эмоц. и соц. депривации; 2. Соц. и психол. стрессы. Осн. проявления нарушений развития: 1. Ретардация - незавершенность отд. этапов развития, при кот. не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными (олигофрения и ЗПР). 2. Акселерация - ускорение роста и развития. 3. Асинхрония - неравномерность темпа развития систем, органов, их функций с опережением одних и отставанием других. Виды Д. (Лебединский В.): 1. недоразвитие (олигофрения: наиболее тяжелая - идиотия, далее имбецильность, дебильность). 2. Задержанное развитие (ЗПР: недостаточность общего запаса знаний, незрелость мышления, быстрой пресыщаемости в интеллект. деят-ти, эмоц. незрелости). 3. Поврежденное развитие (Связ. С инфекциями, интоксикациями, травмами н.с.); 4. Дефицитарное развитие (недостаточность отд. систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые, слабовидящие)); 5. Искаженное развитие (наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера). Для искаженного развития характерна наиболее выраженная асинхрония: преждевременное развитие речи значительно обгоняет формир. локомоторных функций. 6. Дисгармоническое развитие (основа - врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоц.-волевой сфере (психопатии).

 

Аномальное развитие личности. Расстройства личности. Вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие учения о психопатиях и расстройствах личности. Классификация. Основные формы. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

Выготский: параметры, определяющие нарушение развития: 1. Функциональная локализация. Различают 2 осн. вида дефекта. Первый из них - частный, обусл. дефицитарностью отд. функций гнозиса, праксиса, речи. Второй - общий, связ. с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции кот. наблюдаются снижение уровня бодрствования, психич. активности, патология влечений, элементарные эмоц. расстройства; так и корковых, обусловливающих дефекты интел. деят-ти (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфически чел. эмоц. образований. 2. Время поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития Важным является представление о сензитивных периодах для формирования плода и развития его функций. Для развития человека сензитивными периодами являются: 1-й и 3-й триместр. После рождения младенца следующие сензитивные периоды: От 0 до 3-х лет и от 11 до 15 лет. Если какая то вредность действует в сензитивный период, то вероятность нарушения повышается. Если какая то из функций (например, речь) созревает в сензитивный период, то поражения ее приводят к РЕГРЕССУ функции (чел. в 5 лет говорит как в 2 года). Не в сензитивном периоде, поражения пси функции приводят к распаду, дезорганизации функции. Например, выпадение элементов. Воспринимает хорошо, но сформулировать высказывания не может. 3. Первичные и вторичные нарушения. Первичные нарушения - нарушения, связанные с биологич. характером заболевания. Например, глухой ребенок - нарушение слуха. Это первичное нарушение. А вот связанная с этим эмоциональная неустойчивость, неумение общаться со сверстниками - это вторичное нарушение. В развитии вторичных нарушений большую роль играет социальная депривация. У таких детей нет такой насыщенной жизни как у других. 4. Этап функционального взаимодействия в процессе аномального системогенеза. Поначалу большинство психических функций развиваются параллельно; до некоторого периода независимо. Особенно речь и мышление. Если неговорящего ребенка обучать интеллектуальным возможностям, то позже и речь продвинется быстрее. Функциональный системогенез развивается в несколько ступеней: 1) функции развиваются независимо друг от друга; 2) функции развиваются в комплексе (а не независимо во времени). 3) мышление становится ведущей функцией, а речь ее обслуживает.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...