Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Девиантное поведение, определение понятия, классификация.




Девиантное поведение (англ. отклонение) - совершение поступков, кот. противоречат нормам соц. поведения в том или ином сообществе (преступность, пьянство и наркотизм, самоубийства, проституция). Поступки могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психол.). Непатологические девиации в основном обусловлены соц.-психол. девиациями личности (микросоциально-психол. запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации). Короленко и Донских делят все поведенческие девиации на 2 группы: нестандартное (новое мышление) и деструктивное поведение. Деструктивное: А) Внешнедеструктивное: 1. Аддиктивное - зависимое, 2. антисоциальное (делинквентное) – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее соц. порядку, благополучию окруж. людей (хулиганство, грабежи, драки, вандализм, физич. насилие). Б) Внутридеструктивное: 1. суицидное (повыш. риск самоубийства), конформистское (поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внеш. авторитеты.), нарциссическое (управляется чувством собств. грандиозности), фантастическое (слепая приверженность к идее), аутическое (отгороженность от людей). По степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклон. поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциалъное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоц. группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное). Асоциальное - поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межлич. отношений (подростки - уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, тату). Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Формы: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно- религиозный культ), аутическое поведение. Группы факторов, детерминирующих отклон. поведение личности: внеш. соц. условия; внутр. наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклон. поведения.

 

Методы психологической диагностики основных форм девиантного поведения. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

Поступки могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими). Непатологические девиации в основном обусловлены соц.-психол. девиациями личности (прежде всего, микросоциально–психол. запущенностью) и явл. проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др). Реакция протеста (оппозиции) бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Подростки могут начать употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность – "назло всем стану панком", выбривают себе часть волос на голове и т.п. Важнейшими критериямиотграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются (Ковалев): 1. наличие опред. патохарактерологического синдрома (синдрома повыш. аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных черт характера); 2. проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса. 3. полиморфизм девиантного поведения, т.е. сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера - антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных; 4. сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня – аффективными, сомато-вегетативными, двигательными; 5. динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...