Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Биосоциальная природа человека. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации




(Вопрос № 45 канд. экз.)

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 462-474.

Почему проблема социоантропогенеза является в настоящее время одной из актуальнейших проблем современной социальной философии?

Если до недавнего времени проблема социоантропогенеза представляла собой чисто научную проблему, то в наше время - время глубочайшего кризиса техногенного общества, когда впервые за тысячелетия своей истории человечество столкнулось с реальной угрозой своему существованию на планете Земля - эта проблема приобретает и другое значение.

Современному человечеству, несмотря на его всемогущество на Земле (а может быть и благодаря этому всемогуществу), грозит возможность биологического исчезновения и превращения в ископаемые останки, которая давно осуществилась в отношении неандертальцев.

Прежде всего, следует отметить, что, с точки зрения концепции глобального эволюционизма, и возникновение жизни на Земле, и биологическая эволюция, и, наконец, возникновение человека и общества являются не случайностью функционирования и эволюции Вселенной, а закономерностью, связанной с самоорганизацией сложных, неравновесных и открытых систем.

Как в современной социальной философии анализируется проблема социоантропогенеза?

В работах современных историков, антропологов и философов по проблеме социоантропогенеза присутствует мысль о коэволюции биологического развития пралюдеи с их социальным и культурным развитием. Биологическая эволюция дает лишь возможность превращения стада пралюдеи в человеческое сообщество, а прачеловеческой особи в социально-культурное существо - человека. Превратится ли эта возможность в действительность целиком зависит уже от социокультурной деятельности человеческого сообщества.

Какие факторы обусловили возникновение человеческого общества?

Обобщая высказанные в данных текстах мысли, можно сделать следующие выводы. Возникновение человека и его социокультурная эволюция связаны:

1) с изготовлением и применением орудий труда, которые первоначально представляли собой своеобразное продолжение органов тела человека (дубина, каменный нож, копье, лук и стрелы и др.). Хотя высшие животные спонтанно применяют те или иные приспособления для охоты и добывания пищи, но только человек изготавливает и использует целую систему орудий труда. Эта система с социокультурным развитием человеческого сообщества усложняется и постепенно превращается во «вторую природу», которую человек ставит между собой и своим естественным окружением;

2) с ограничением действия биологических инстинктов, прежде всего, инстинктов самосохранения и продолжения рода, с подчинением этих инстинктов надбиологическим нормам (в виде табу - запретов), необходимых для существования общества как целого. При этом данные нормы распространяются на всех членов первобытного коллектива без исключения. Нарушения данных норм ведут к санкциям по отношению к индивиду со стороны социального целого. Одной из причин исчезновения неандертальцев как Раз и является, по мнению многих антропологов, неспособность этого вида пралюдей подчинить половые инстинкты индивидов социальным нормам и Регуляторам. К ограничениям биологических инстинктов относится также запрет на убийство сородичей, поддержание жизни каждого индивида первобытного коллектива вне зависимости от его физических возможностей;

3) с созданием системы различных техник (биотехники, психотехники и ДР-), превращающих психику и биомоторику индивида в психику и биомоторику поведения человека как социального существа. Например, длительные Ритуальные действия, пляски и т.д. первобытных племен нацелены на то, чтобы подчинить тело и психику разуму коллективного действия. Подавление логического индивидуализма и эгоизма обуславливается и наличием так называемого первобытного коммунизма, когда все средства производства Годятся в собственности первобытного рода;

4) с доминированием передачи информации об окружающей среде о системе поведения через социальную наследственность. Этим объясняется и появление языка в широком смысле слова как совокупности символических систем.

Почему решение проблемы социоантропогенеза дает ключ к решению глобальных проблем современности?

Возвращаясь к вопросу о том, что может дать решение проблемы социо-антропогенеза для современного обществознания, следует отметить, что поскольку современное человечество через процесс глобализации стремительно превращается в единое мировое сообщество, то социальный эгоизм отдельных этносов, государств, экономических и военных союзов, разными путями добивающихся для себя экономических, социальных и иных привилегий при растущей мощи человечества в целом, может при определенных обстоятельствах повернуть эту мощь против самого человечества точно также, как орудия труда первобытного человека-неандертальца превратились в орудия убийства себе подобных. Поэтому чтобы избежать судьбы пралюдей, современное человечество должно подавить социальный эгоизм военно-экономических союзов, этносов, социальных групп и отдельных индивидов, подчинив их главной задаче - выживанию и процветанию человечества на Земле.

 

П. Тейяр де Шарден // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 465-466.

В чем заключается сложность проблемы определения сущности человека в современной науке?

С чисто позитивистской точки зрения, человек самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсу--а наука действительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь, кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности. Человек в том виде, каким его удается воспроизвести сегодняшней науке, — животное, подобное другим. По своей анатомии он так мало отличается от человекообразных обезьян, что современные классификации зоологии, возвращаясь к позициям Линнея, помещают его вместе с ними, в одно и то же семейство гоминоидных. Но если судить по биологическим результатам его появления, то не представляет ли он собой как раз нечто совершенно иное?

Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни — в этом весь парадокс человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...