Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.А. Галкин // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 434-437.




1. Каковы ценностные ориентации современных левых партий и обще­ственных движений?

Пока в обществе существуют нуждающиеся, диск­риминируемые и униженные, их осознанная или интуитивная потреб­ность в альтернативной форме общественных отношений, как бы она нЯ называлась, а следовательно и в обосновывающей ее системе взглядов-остается неизменной.

Установлена закономерность, согласно которой, чем сложнее систе­ма, разнообразнее составляющие ее элементы, вариативны образованные ими структуры, тем сильнее должны быть сцепляющие силы, а следова­тельно и импульсы, предохраняющие ее от разрушения. В общественных системах эта закономерность проявляется в растущей потребности в общей воле, в интенсивных межличностных и межгрупповых связях, основанных как на рациональных, так и на эмоциональных началах. Левые ценности отвечают этой потребности в гораздо большей сте­пени, чем иные, и, прежде всего, либеральные. Неудачная реализация ценностей может временно посеять сомнения в этом, но свести на нет не в состоянии. Левые ценнос­ти представляют собой своеобразную форму реакции на это стремление, его конкретизацию в виде системы целей и предположительных способов их достижения. В этом смысле они выполняют функции, аналогичные тем, которые свойственны религиозным системам - за тем исключением, что не относят реализацию целей за пределы физического существования.

Из сказанного следует, что левые ценности вечны - настолько, на­сколько вечно человеческое сообщество. Данное обстоятельство может нравиться или не нравиться, вызывать негодование или порождать надежды. Но оно представляет собой реальность, которую надлежит Учитывать, если есть желание всерьез оценить происходящее.

Об историческом значении системы ценностей судят, прежде всего, по тому вкладу, который она внесла в общественное развитие -экономическое, социальное, политическое, в культуру и нравственность. Как же обстоит дело с вкладом левых?

В экономической области внедрение левых ценностей и борьба ориентированных на них общественных организаций за нормальное вос­производство рабочей силы не только предотвратили демографическую катастрофу, нависшую над многими странами на ранней стадии развития Капитализма, но и обеспечили резкое повышение качества живого труда, как важнейшего условия быстрого поступательного роста общественного производства.

Левые ценности и левые политические движения сыграли важнейшую роль в преобразовании урезанной элитарной, цензовой демократии, мас­кировавшей господство немногих, в современную массовую демократию, основанную на всеобщем, равном и тайном избирательном праве. И при всех недостатках, которые характерны для сложившейся на базе этого права политической системы, она пока что представляет собой наиболее приемлемую из испробованных на практике форм государственного правления, обеспечивающую вовлечение населения в политический процесс и относительную социально-политическую стабильность.

Каков вклад левых идеологических направлений в развитии культуры XX века?

Важнейшие элементы современной культуры, образующие ее апелли­рующие к высшей нравственности лучшие стороны, сформировались под воздействием не столько либеральной (тем более - праволиберальной) мысли, сколько левых ценностей. Это же самое можно сказать о современной трактовке прав человека, ссылкой на которые нередко злоупотребляют либералы.

Какие новые проблемы встали перед левыми в начале XXI в.?

Каковы же эти новые (или получившие новое выражение) проблемы, от решения которых зависят и формирующийся облик чело­веческого сообщества и его будущее? Кратко сформулировав, их можно изложить следующим образом:

1. Ограниченность естественных ресурсов и ставшая очевидной уяз­вимость окружающей среды придали особую значимость рациональному подходу к отношениям человека и природы, и прежде всего к формам и масштабам производства и потребления. Им предстоит придать такой характер, который бы не подрывал основ существования человеческо­го сообщества. Такой подход не может быть реализован на базе чисто стихийного развития.

2. Глобализация важных форм человеческой деятельности (и, прежде всего, экономических отношений и потоков информации), а также резкое возрастание численности субъектов международных отношений при наличии крайне разрушительных средств массового уничтожения потребовали координации, а в ряде случаев и прямого регулирования процессов, вышедших на надгосударственный уровень. Соответственно, возникла нужда в международных институтах, как и в упорядочении отношений между ними и страновыми государственными системами.

3. Действенного реагирования требует также обострение социальных проблем, обусловленное их выходом на наднациональный уровень. До сих пор они решались в основном на внутристрановом плацдарме.

Ввиду этого сложилось несколько типов государств: с высоким, средним и низким уровнями социальной защиты. В кругах, ориентированных на левые ценности, в свое время сложилось убеждение в возможности при помощи целенаправленных усилий международного масштаба вы­ровнять социальные условия существования по высшему показателю. Такое выравнивание рассматривалось как практическая задача. Однако процессы, подхлестнутые глобализацией, выявили обратную тенден­цию. Закономерности функционирования капитала, проявляющиеся стихийно, породили признаки выравнивания социальных условий по уровню, близкому к низшему.

Появились и новые факторы социальной нестабильности. Один из наиболее важных среди них - возникновение не поддающихся регу­лированию массовых потоков эмигрантов - переселенцев из стран с плохими условиями существования в более благополучные. Отдельные исследователи этой проблемы заговорили даже о перспективе нового всеобщего переселения народов. Судя по нынешнему положению дел, это явное преувеличение. Тем не менее, очевидно, что дальнейшее, легко прогнозируемое нарастание таких потоков может всерьез расшатать и так уже не очень прочное социальное равновесие в странах, считавшихся до сих пор сравнительно спокойными.

 5. Все более острый характер приобретают изменения в характере труда, трудовых отношений и занятости, распространяющиеся сейчас на все новые регионы. Меняющиеся соотношения между различными видами труда в пользу преимущественно умственного, модифицирую­щиеся отношения собственности, реализующиеся в нематериальной форме, нетрадиционные формы занятости, продолжающееся сужение ее объемов придают социальным проблемам принципиально новый характер. В первую очередь это относится к более развитым странам, но не только к ним.

Все это, естественно, требует адекватных структурных преобразова­ний на разных уровнях общественного организма, роль в которых госу­дарственных институтов останется, очевидно, весьма значительной.

 

В.С. Барулин // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 631-634.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...