Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему рефлексия является фундаментальным отличительным свойством психики человека от психики животного?




Для окончательного решения вопроса о «превосходстве» человека над животными (его необходимо решить в интересах этики жизни, так же как в интересах чистого знания...) я вижу только одно средство - решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и Рассмотреть центральный феномен - рефлексию.

С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфичекой устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятии и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.

Сама рефлексия, которую П. Тейяр де Шарден рассматривал как фундаментальное отличие человека от животного, могла возникнуть только на основе социокультурного взаимодействия членов первобытного коллектива, когда член этого коллектива мог взглянуть на себя со стороны, с точки зрения другого соплеменника. Без рефлексии невозможно не только самосовершенствование индивида, но и само существование общества, поскольку первоначально рефлексия означала интериоризацию норм надбиологической организации жизни первобытного общества каждым человеческим индивидом. А на основе этой интериоризации осуществлялся контроль за собственным поведением, как бы с точки зрения первобытной общины в целом.

Почему коэволюция биологического и психически духовного развития является основой возникновения человека?

Верно, что с органической точки зрения вся гоминизантная метаморфоза в конечном счете сводится к вопросу о лучшем мозге. Но как произошло бы это мозговое усовершенствование, как бы оно функционировало, если бы не был одновременно найден и в совокупности реализован целый ряд других условий?.. Если бы существо, от которого произошел человек, не было двуногим, его руки не освободились бы своевременно и не освободили челюсти от хватательной функции, и, следовательно, плотная повязка челюстных мускулов, сдавливавшая череп, не была бы ослаблена. Мозг смог увеличиться лишь благодаря прямой походке, освободившей руки, и вместе с тем благодаря ей глаза, приблизившись друг к другу на уменьшившемся лице, смогли смотреть в одну точку и фиксировать то, что брали, приближали и показывали во всех направлениях руки - внешне выраженный жест самой рефлексии!.. Само по себе это чудесное сочетание не должно нас удивлять. Не является ли все, что образуется в мире, продуктом поразительного совпадения - узлом волокон, всегда идущих из четырех сторон пространства? Жизнь не действует по одной изолированной линии или отдельными приемами. Она движет вперед одновременно всю свою сеть. Так формируется зародыш в несущем его чреве. Мы должны были это знать. Но нам доставляет особенное удовлетворение признание того, что возникновение человека происходило на основе действия того же самого материнского закона. Мы рады признать, что возникновение разума связано с развитием не только нервной системы, но и всего существа. Однако на первый взгляд нас пугает констатация того, что этот шаг должен был совершиться сразу.

 

Н.Н. Моисеев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 470-471.

Когда начинается социальная и культурная эволюция человека?

Но постепенно организация стадной жизни неоантропов по-видимому стала меняться благодаря тому, что главными гарантами благополучия стада делались иные факторы - появляются искусственные орудия - топоры, копья, позднее лук и стрелы... Появляются знания, например о том, как загнать мамонта в ловушку и обеспечить свое племя - это бывшее стадо, запасом пищи.

Чем характерна социальная эволюция на первых этапах своего развития?

В стадах, или лучше сказать первобытных племенах, неизбежно появлялись умельцы, которые в силу своей личной талантливости научались делать хорошие кремневые отщепы, зажигать и поддерживать костер, находить целебные травы. Были также и другие знания и их хранители, например, наш предок однажды заметил, что от брака между близкими родственниками довольно часто родятся уроды. Подобные знания влекли за собой появление запретов (табу) и определенных норм поведения (нравов). Один из них - хочешь иметь жену - раздобудь ее в чужой, а не своей пещере. Появлялись и другие запреты, вероятно облеченные в религиозную или мистическую форму — человеческое сознание доросло до такого представления очень давно!

Таким образом, возникновение общества и соответственно социального индивида определяется прежде всего обузданием, подавлением зоологического индивидуализма и эгоизма, подчинением биологической активности индивида нормам и требованиям социального целого. Без такого подавления и подчинения общество как целое не может существовать. Об этом свидетельствует опять-таки пример неандертальцев, не сумевших подчинить свои биологические инстинкты требованиям социального целого и сошедших с дороги социокультурного развития.

 

В.С. Стёпин // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 367-370.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...