Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как развиваются идеи Дж. Локка французскими просветителями XVIII века?
В XVIII в. представители европейского Просвещения развили антиметафизическую направленность экспериментально-математической методологии естествознания, которую заложили в своих работах И. Ньютон и Д- Локк и тем самым создали идейный фундамент второй глобальной научной Революции конца ХУШ-первой половины XIX в. Вольтер, Монтескье, Гельвеций,Тюрго, Дидрои ряд других представителей французского Просвещения популяризируют, углубляют и развивают методологические и социально-политические концепции философии Д. Локка. Они выковывают оружие критики социальных отношений старого порядка. Уже на раннем этапе развития идей Локка во французском Просвещении XVIII в. постепенно ликвидируются последние остатки теологических представлений, еще присущих социально-политическому учению Д. Локка. Кроме того, исследования французских просветителей (Ф.-М. Вольтер, Ш. Монтескье, А.Р.Ж. Тюрго) в тех сферах гуманитарного знания и социальной жизни (история культуры, сравнительное правоведение, экономика), которые не входили в область изучения теоретиков естественного права и этики, приводили их к сомнению в истинности основополагающих постулатов естественно-правовой теории. Наиболее полное развитие материалистических тенденций, заложенных в философии Локка, приводит французских материалистов XVIII в. (Д. Дидро,П. Гольбаха, К.А. Гельвеция) к постепенному осознанию того факта, что общество управляется не какими-то внесоциальными законами природы, а борьбой интересов различных социальных групп и классов. Однако наиболее радикальные изменения в естественно-правовую теорию XVII—XVIII вв. вносит Ж.-Ж. Руссо. Именно диалектико-исторический подход к социальным явлениям позволил Руссо наиболее ярко и убедительно показать противоречивый характер нарождающегося буржуазного общества. Но, правильно указывая на пороки буржуазной цивилизации, где развитие производительных сил общества ведет не к освобождению, а к порабощению человека, Руссо защищал интересы тех социальных групп, которые в развитии культуры и производительных сил видели угрозу своему существованию. Он звал назад к патриархальному идеалу натурального хозяйства, в рамках которого все достижения человеческого разума носили бы ограниченный характер. Наконец, поскольку критерий истинности дедуктивно-аксиоматической методологии естественно-правовой теории общества допускал субъективизм в определении основных постулатов, из которых выводилось все содержание социально-политической концепции, то эта методология была использована французскими социалистами-утопистами XVIII в. Мабли и Морелли для критики частнособственнических социальных отношений. Однако, несмотря на разные интерпретации тех или иных положений концепции естественного права французскими просветителями, в целом естественно-правовая парадигма социального знания стала доминирующей в социально-политической мысли Франции к концу XVIII в. Фундаментальным принципом данной парадигмы является приоритет индивида перед обществом, как природного существа перед искусственно созданным человеческим образованием. (см. текст Степина в теме 3.5 на с. 293) Каковы основные характеристики Просвещения как великого проекта модерна? Основной чертой рационалистической естественно-правовой парадигмы, выработанной Просвещением, является противопоставление должного и разумного тому в социальной реальности, что сложилось вне контроля разума. Но поскольку эти самоочевидные аксиомы носят неизменный и вечный характер, подобно аксиомам евклидовой геометрии (или законам ньютонианской картины мира, на которой базировалась философская мысль французского Просвещения), то и просветительский разум в области социальной теории носит метафизический внеисторичес-кий характер. Методологические принципы социального познания, выработанные просветительской мыслью, обосновывают концепции естественных прав человека- Эти концепции исходят из того, что человеческий индивид, как разумное существо, обладает природными неотъемлемыми от его разумной природы «естественными» правами. Эти права человека универсальны и предшествуют образованию всякого государства (общества). Человеческий индивид, согласно социальной философии Просвещения, от природы наделен разумом, поэтому законы государства (общества) должны носить характер естественных и в то же время рациональных принципов. Отсюда вытекает такой постулат естественно-правовой парадигмы, как дедуктивно-аксиоматический метод обоснования социально-политической теории. Несмотря на разные интерпретации тех или иных положений концепции естественного права французскими просветителями, в целом,естественно-правовая парадигма социального знания стала доминирующей в социально-политической мысли Франции к концу XVIII в. Фундаментальным принципом данной парадигмы является приоритет индивида перед обществом, как природного существа перед искусственно созданным человеческим образованием. Эпохой Просвещения была создана классическая договорная теория происхождения государства как надклассового образования, созданного в результате объединения воли, договора независимых индивидов, и определение его роли как «ночного сторожа», нейтральной силы, функция которой - защита естественных прав человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |