Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие недостатки метафизического рационализма великих мыслителей XVII века выявились к началу XVIII века?
Однако к концу XVII в. выявились определенные недостатки и противоречия в методологии естествознания и обществознания, созданной этими великими мыслителями. Эти противоречия были вызваны их претензиями создать некую единую общую онтологическую картину мира. Тем самым задача развития всего последующего естествознания сводилась к доработке, уточнению и дополнению отдельных фрагментов этой единой картины. При этом необходимо отметить следующее: пытаясь обосновать претензии философского разума на построение единой онтологической картины мира, создатели метафизических концепций допускали ряд вненаучных постулатов (например, сведение Декартом всех характеристик материального мира к протяженности, объяснение Гоббсом и Спинозой всех природных процессов через механическое движение и т.п.). Положение, которое сложилось в естествознании в результате господства картезианской механистической физики в середине XVII в., довольно точно охарактеризовано французским ученым этой эпохи Бугэ: «Если дело касается вихрей, один предположит эфир более плотным у центра, другой, пытаясь объяснить какое-нибудь иное явление, придаст эфиру большую плотность у периферии, третий придет к выводу об одинаковой плотности всех слоев... И после этого, снабдив объяснениями всё на свете, вы увидите с удивлением, что на деле ровно ничего не объяснено». На наш взгляд, великие онтологические картины мира, созданные Декартом, Спинозой и Гоббсом, выполнили в XVII в. роль своеобразных строительных лесов, с помощью которых была построена основанная на математике и эксперименте наука Нового времени. Но для того, чтобы естествознание могло развиваться, уже не оглядываясь на вненаучные постулаты великих метафизиков XVII в., следовало, если так можно выразиться, демонтировать эти строительные леса. Именно поэтому в конце XVII — начале XVIII в. начинается критика этих метафизических систем, их претензий на окончательное решение всех проблем, стоящих перед естествознанием. На самом же деле рационалистические естественно-правовые теории Гоббса и Спинозы находились в оппозиции по отношению к внутренне противоречивой социальной реальности XVIII в. Поэтому работы великих философов и ученых конца XVII — начала XVIII в., прежде всего Г. Лейбница, И. Ньютона и Д. Локка, направленные на разрешение противоречий, которые обнаруживались в метафизических построениях их предшественников, оказали глубочайшее влияние на такое европейское интеллектуальное движение XVIII в., как Просвещение и сыграли решающую роль в идейной подготовке второй глобальной научной революции и великих социальных революций конца XVIII— первой половины XIX в. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |