Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие идеи И. Ньютона, Дж. Локка и Г. Лейбница послужили источником формирования и развития европейского Просвещения?




Влияние Г. Лейбница на философскую мысль европейского Просвещения, прежде всего, определяется его критикой тех положений картезианской фи­лософии, которые стали тормозом в развитии естествознания и математики. Г. Лейбниц показал, что критерий истинности научного знания Р. Декарта, который, согласно концепции последнего, заключался в ясности и отчетли­вости для познающего разума основополагающих принципов, из которых затем дедуцировалась вся система знаний о мире, на самом деле является неясным и неотчетливым. С точки зрения Г. Лейбница, что является ясным и отчетливым для разума одного человека может быть неясным и неотчетливым Для разума другого. Поэтому критерием математического естествознания должны стать законы формальной логики. Для этого необходимо разложить эти основополагающие принципы на составные элементы и проверить их совместимость по законам логики. Только в этом случае любое положение, противоречащее этим принципам, будет логически немыслимым. Исходя из этого, Г. Лейбниц показал, что через сведение всех свойств материального мира к протяженности, на чем основывалась физика Р. Декарта и Б. Спинозы, нельзя вывести таких физических характеристик, как движение, сопротивле­ние и инерция. Сделав предположение о том, что вещи материального мира обладают внутренней способностью действовать и изменяться, Лейбниц во многом повлиял на развитие таких наук как геология, химия, биология, законы которых принципиально несводимы к законам механической физики.

Как известно, работа И. Ньютона «Математические начала натуральной философии», вышедшая в свет в 1687 г. была завершением коперниканской революции ХУ1-ХУП вв. В этой работе многочисленные открытия предшественников великого ученого были собраны в единую систему. Механистическая картина мира получила свою завершенную, эмпирически подтверждаемую и математически обоснованную форму. Именно это обстоятельство способство­вало быстрому распространению идей Ньютона среди научного сообщества Европы XVIII в. и подняло его авторитет на недосягаемую высоту. Однако Ньютон вошел в историю научной и философской мысли не только как со­здатель механистической картины мира. Экспериментально-математическая методология научного исследования великого английского ученого исключала любой метафизический догматизм, от которого не была свободна дедуктив­но-аксиоматическая программа научного исследования Р. Декарта, Т. Гоббса и Б. Спинозы (вспомним знаменитые афоризмы, приписываемые Ньюто­ну - «Гипотез не измышляю», «Физика, бойся метафизики» и т.д.). Поэтому несмотря на то, что И. Ньютон был сторонником распространения механис­тических принципов на объяснение всех явлений природы, применение его экспериментально-математической методологии к таким областям научного исследования, как химия, биология, геология и др. привело к открытиям, которые не могли быть вписаны в его механистическую картину мира.

Узнай стоимость написания работы

Тема твоей работы

Твой Email

by Edugram and Автор24

Таким образом, работы английского ученого не только были завершением первой глобальной (по выражению В.С. Стёпина) научной революции, но и открывали перспективы для идейной подготовки второй глобальной научной революции.

Если работы Г. Лейбница и И. Ньютона способствовали идейной подго­товке глобальной научной революции в естествознании, то произведения Дж, Локкаоткрывали новые перспективы не только в области естествознания, но и в области обществознания.

были связаны с выдвижением необоснованных вненаучных гипотез (сведение материи к протяженности, принцип близкодействия, принцип предустанов­ленной гармонии и др.). С И. Ньтоном его связывала не только личная дружба, но и близкая идейная позиция — в естествознании Локк был сторонником экспериментально-математической методологии научного исследования.

Итак, в области естествознания, где исследователь имеет дело с идеями субстанций, раскрывающих лишь внешнюю («явленческую») сторону вещей, нельзя претендовать, с точки зрения английского мыслителя, на абсолютную истину. Поэтому Дж. Локк отвергает претензии своих великих предшествен­ников на построение некой законченной метафизической системы мира. В области естествознания Локк отводит философии и философу скромную роль, образно говоря, «уборщика» мусора с площадки строительства новых естест­веннонаучных дисциплин или, иными словами, роль критики метафизических претензий на создание раз и навсегда законченной картины мира, которые были связаны с выдвижением необоснованных вненаучных гипотез (сведение материи к протяженности, принцип близкодействия, принцип предустанов­ленной гармонии и др.). С И. Ньтоном его связывала не только личная дружба, но и близкая идейная позиция — в естествознании Локк был сторонником экспериментально-математической методологии научного исследования.

Большую роль уже в подготовке великих социальных революций в Европе и Америке (1776-1848 гг.) сыграла социально-политическая кон­цепция, предложенная Д. Локком.

Его методология познания в сфере социально-политических наук носила ярко выраженный революционный характер, направленный против феодальных отношений и абсолютизма, которые продолжали господствовать в подавляющем большинстве стран Западной Европы в конце XVII — начале XVIII в. Если основные положения социально-поли­тической концепции должны выводиться не из существующей социальной реальности, а из постулатов, выдвинутых разумом, а следовательно, не пос­тулаты этой концепции должны соответствовать реальности, а, наоборот, социальная реальность, чтобы считаться разумной, должна соответствовать постулатам социально-политической теории, то отсюда следовал вывод о том, что разум является судьей существующих социально-политических отношений. Кроме того, если учесть, что в основных положениях своей социально-политической теории Д. Локк являлся «классическим вырази­телем буржуазного права», то не вызывает удивления то обстоятельство, что философия Локка «как давно и страстно ожидаемый гость»' была с энтузиазмом встречена французскими просветителями, перед которыми стояла задача обоснования буржуазных преобразований французского общества «старого порядка».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 402.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...