Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.В. Сагадеев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 187-191.




1. Каковы, с точки зрения многих философов компаративистов, принци­пиальные отличия западной и восточной философии?

Западной философии свойствен дуализм, прежде всего субъекта и объекта, а восточной - монизм, в частности слитность объекта и субъекта. В западных системах проводится четкое разграничение духа и материи, совершенного и несовершенного, вечного и временного, бога и мира. Уже греки подчеркивали дуализм действий природы и творений искусства; «закон, логос, разум» - все это отделяло западного человека от природы. Поскольку Запад живет в мире, расколо­том на субъект и объект, «я» и «не-я», «да» и «нет», добро и зло, правильное и неправильное, истину и ложь, он более логичен и научен.

Компаративисты связывают с дуализмом субъекта и объекта также экстравертность западной мысли в противоположность интравертности, обращенности к внутреннему миру человека, свойственной восточной мысли. Ориентация первой на внешний мир связывается, в свою очередь, с ее концептуальностью и рационализмом в противовес интроспективности и интуитивизму второй. Запад - это вера в разум, Восток — убеждение в том, что истина в последней инстанции может быть постигнута лишь через преодоление узких границ интеллекта - в этом случае употребляется термин «опыт», который, однако, ничем не напоминает западное понятие, ассоциирующееся с индуктивным мето-дом познания. На Западе истина — это свойство суждений, поддающееся объективной верификации с помощью формальных или эмпирических средств; на Востоке — нечто вроде познавательного аспекта переживания, а с точки зрения цели - «целокупность реальности».

На Западе сложилось убеждение, что результат любого поз­навательного процесса может быть объективирован в словесных символах, отношения которых подчиняются обычным правилам логики; поскольку категории западной мысли общезначимы, постольку обеспечивается пре­емственность знания от одного поколения к другому и его поступательное движение — ведь разум всегда способен установить источник возникающих в нем ошибок и преодолеть их, исправив ту или иную концептуальную систему. Для Востока же интуитивное, «высшее» познание не поддается вер­бальному выражению и передаче, по крайней мере тем, кто его не достиг.

По мнению компаративистов, в структуре «восточного сознания» этическое занимает место, аналогичное тому, которое отводится в нем рациональному. Так как «дух» Запада логичен, для него существует лишь одна истинная теория, один закон, и соответственно нравственность вы­ражается в том, чтобы знать и уважать Универсальный Закон. Поскольку «дух» Востока интуитивен, мудрец здесь стремится растворить свое «я» в высшей реальности и потому мало заботится об этических теориях и правилах поведения - его цель находится «по ту сторону этики».

Внимание Запада направлено на посюсторонний мир, Востока—на первичную реальность за пределами этого мира или глубоко внутри его. Здесь философия и религия составляют нерасторжимое единство, а философские классики были одновременно и религиозными классиками. Напротив, на Западе философия старалась быть независимой от религии и часто прихо­дила с ней в столкновение. Более того, основу восточного способа мировос­приятия составляет «эстетический континуум», поэтому в восточной мысли оказываются соединенными искусство, философия и религия.

Как трактуется в современной компаративистике проблема синтеза восточной и западной философской традиции?

В современной компаративистике проблема синтеза восточной и западной философской традиции рассматривается со следующей позиции. Восточная и Западная философия совершенно различны. Дуалистичность и натуралистичность одной традиции, недуалистичность и спиритуалистичность другой определяют и соответствующую трактовку статуса человека. На Западе, считают компаративисты, чело­век — «центр природы, вокруг которого должно вращаться все и перед которым должны склоняться прочие творения»; всемерно акцентируется ценность и уникальность индивида. В восточной философии отдельный человек «в конечном счете скорее иллюзия, чем реальность»; в индуизме и буддизме, в частности, личность отрицается, признается лишь безличная «самость».

3. Как в современной компаративистике критикуется стандартное про­тивопоставление западной и восточной философии?

Компаративисты, сравнивающие фундаментальные основы западной и восточной культуры и философии ведут это сравнение не по эпохам развития философской мысли Востока и Запада. В большинстве таких компаративистских исследований сравниваются идейно-теоретические основания современной западной философии, к ко­торым она пришла в результате особенностей развития Европы ХУ-Х1Х вв., с идейно-теоретическими основаниями древней восточной философии, возникшей, как и философия на Западе, в VII—V вв. до н.э.

Некорректность таких широких обобщений очевидна. Если взглянуть не­предвзято на исторические корни двух философских традиций - восточной и западной, то можно обнаружить единство начала философского мышления на Западе и Востоке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...