Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что такое субъект и объект познания? Чем объект познания отличается от объективной реальности?




Субъект и объект - соотносительные категории, подоб­но сущности и явлению, содержанию и форме. Говорить об одной из них, не выявляя отношения к другой, невозможно. В этом смысле вполне допустимо утверждение: нет субъекта без объекта и объек­та без субъекта.

Под субъектом мы подразумеваем не сознание человека, а само­го человека и даже человечество, которое не в меньшей мере является объективной реальностью, чем другие явления природы: животные, ра­стения, минералы и т. п. Объект - это не просто любой предмет природы, а предмет, включенный в сферу деятельности человека. Он сам по себе, как объективная реальность, существует независимо от сознания человека, он становится объектом, вступая во взаимодействие с субъек­том. Например, электрон как предмет природы существовал и во време­на Демокрита и даже раньше, когда вообще на Земле еще и человека не было, однако в те времена он не был объектом практической и теорети­ческой деятельности субъекта. Обладающий свойством объективной реальности, существующей независимо от сознания, предмет приобре­тает качество объекта, когда вступает во взаимодействие с субъектом, и только в этом смысле без субъекта нет объекта, а без объекта не может быть и субъекта, поскольку последний мыслим только как активное на­чало, воздействующее на предметы природы, т. е. объекты. Таким обра­зом, следует различать понятия «объективная реальность» и «объект». Первое охватывает все существующее независимо от нашего сознания, объективная реальность в качестве своей противоположности имеет со­знание; второе берет только то из объективной реальности, что на дан­ном этапе развития общества стало предметом теоретической и практи­ческой деятельности человека, его противоположностью выступает не сознание, а субъект, превращающий явления и вещи объективной ре­альности в объект своего действия.

С чего начинается процесс познания, и как он протекает?

Познание возникает в результате вза­имодействия субъекта (человеческого общества) и объекта (явлений, процессов внешнего мира). Это взаимодействие носит материальный характер: и человеческое общество, и явления, и процессы природы яв­ляются материальными системами

Что такое знание, и чем оно отличается от труда?

В отличие от труда, знание является только теоретическим, а не практическим овладением объектом. Знать, что такое сапоги и как их можно сшить, - это еще не значит иметь сапоги на ногах. Знание дает не сам предмет, а идею предмета и способ его практического получения. Теоретическое овладение предметом является предпосылкой получения его в практике. Здесь приходят на память слова К. Маркса об отличии человеческого труда от трудоподобной деятельности животного: «Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отлича­ется тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеаль­но» <.„>. Знание как результат умственного труда образует мир идей, отдельный и противостоящий миру вещей <...>.

Можно дать еще одно определение знания: знание - форма де­ятельности субъекта, в которой целесообразно, практически направленно ражены вещи, процессы объективной реальности.. Оно дает образ, форму вещи, которая существует только в деятельности человека, в фор­мах его сознания и воли, «как форма» вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке «как внутренний образ, как потребность, как побуждение и цель человеческой деятельности». Но оно существует и реально, прак­тически, принимая определенную чувственно воспринимаемую форму знаков в котором эти образы вещей связываются с предметами опреде­ленного вида (звуками, графическими изображениями).

Как взаимосвязаны знание и язык?

Если бы знание не было выражено с помощью языка, им нельзя было бы оперировать в обществе. Человек не может передать другому, напри­мер, план создания топора, который имеется у него в голове, — это воз­можно только тогда, когда план будет выражен в той или иной чувствен­но воспринимаемой форме. Знания приобретают предметный характер, становясь знаком <...>. Таким образом, в качестве обобщающего опре­деления знания можно сформулировать следующее: знание как необхо­димый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, идеально отражающих объективную реальность в формах его деятельности и су­ществующих в виде определенной языковой системы.

С.Л. Франк // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 291-292.

Что такое вера? Чем вера отличается от знания?

Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве// Соловьев В. С. Соч.: В2т.М., 1989. Т. 2. С. 54.

[Вера] свидетельство нашей свободы от всего и вместе с тем выражение нашей внутренней связи со всем. [Вера] - знание мистическое. [Но существует] вера в безус­ловное существование предмета <...> и познание, основывающееся на вере.

[Содержание веры] то, что не может быть ощущением и понятием, что больше всякого факта и всякой мысли, именно безусловное суще­ствование предмета.

Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал. // Соловьев В. С. Соч.: В 2т. М., 1988. Т.1. С. 851, 853, 867, 868, 855.

Последователям Соловьева вера также представляется концептом двунаправленным: вера как убежденность в чем-то и вера как признание без каких-либо сомнений существования Бога.

Что нужно разуметь под «верой»? Кажется, боль­шинство людей, следуя господствующему пониманию «веры», разумеет под ней некое своеобразное духовное состояние, при котором мы согласны признавать, считать достоверным, утверждать как истину нечто, что само по себе не очевидно, не может быть удостовере­но, для чего нельзя привести убедительных оснований и что поэтому есть предмет возможного сомнения и отрицания. Вера в этом смысле есть уверенность в том, основание чего нам не дано, истинность чего не очевидна. На каждом шагу нашей Жизни мы руководимся верой в неизменность того, что мы называем «за­конами природы», однако эта неизменность, по существу, ничем не гарантирована, и наша вера в нее есть слепая, ничем точно не гарантиро­ванная вера. В этом смысле вся наша жизнь основана на «вере» - на убеждениях, истинность которых не может быть доказана.

Еще важнее, однако, другое: чтобы повиноваться Богу, надо прежде всего знать, иметь уверенность, что Он существует. А чтобы подчинять­ся авторитету — надо, сверх того, еще знать, что она действительно есть такой проводник и выразитель. То и другое знание уже не может быть верой, основанной на слепом послушании авторитету, иначе мы впали бы в порочный круг, а должна быть непосредственным усмотрением, восхо­дить, как всякое знание, к некой непосредственной достоверности. Вся­кая вера—послушание, вера—доверие, основанная на подчинении авто­ритету, в конечном счете опирается на веру—достоверность, веру—знание. Вера есть в конечном счете встреча человеческой души с Богом, явле­ние Бога человеческой душе










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 601.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...