Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы разновидности веры? Почему вера в Бога является высшим типом веры?




Так, вера в Бога, т. е. в существование некой всеблагой и все­могущей личности, от которой зависят все события и нашей личной жизни и жизни всего мира, есть уверенность в реальном бытии того, что никто никогда не видел и что не может быть удостоверено с полной очевидностью. Именно потому, что здесь нельзя ничего усмотреть или с очевидностью доказать, наша уверенность в бытии такой реальности, Упорство нашей убежденности есть вера. Заслуга веры, с этой точки зре­ния, состоит именно в том напряжении воли, которое необходимо, что­бы утверждаться, упорствовать в признании того, что само по себе, для разумного познания, остается сомнительным. <...> Со времени прони­цательного и неопровержимо ясного анализа Юма мы знаем, что вся практика нашей жизни основана на «вере», т. е. на том, что мы руковод­ствуемся убеждениями и мнениями, подлинную истинность которых мы не в состоянии точно удостоверить. Совершенно иначе обстоит дело в области религиозной веры. <...> Вера мыслится как выражение и итог акта послушания, покорного дове­рия к авторитету. Подобно тому как дети должны слушаться родите­лей, доверять им, считать истиною то, что им внушается, ибо они не в состоянии сами понять жизнь и правильно относиться к ней, так и люди вообще должны верить некой инстанции, которая мудрее их и утверждения которой должны поэтому восприниматься как непогре­шимая истина. Так обычно мыслится вера, основанная на признании «откровения».

 

Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 299-300, 303.

1. Чем отличается рациональная вера от иррациональной?

Что такое вера? Обязательно ли это вера в бога? Должна ли вера обязательно расходиться с разумом и рациональ­ным мышлением? Чтобы приблизиться к пониманию проблемы веры, нужно провести различение между рациональной и иррациональной верой. Под иррациональной верой я понимаю веру (в человека или идею), основывающуюся на подчинении иррациональному авторитету. Рацио­нальная вера, напротив, это убежденность, которая имеет своим источ­ником наш собственный опыт, мысли и чувства. Рациональная вера это, прежде всего не верование во что-то, а определенность и стойкость, ко­торые свойственны нашим убеждениям. Вера это черта характера, про­низывающая всю личность, а не вера во что-то. Рациональная вера коре­нится в созидательной интеллектуальной и эмоциональной деятельно­сти. В то время как иррациональная вера это принятие чего-то как истинного только потому, что так говорят авторитет или большинство людей, рациональная вера имеет источник в независимом убеждении, основанном на продуктивном наблюдении и мышлении, вопреки мне­нию большинства.

Каковы разновидности рациональной веры?

В сфере человеческих отношений вера является непременной чертой всякой серьезной дружбы или любви. «Иметь веру» в другого человека значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундамент­ных установок, самой сути его личности, его любви.

В этом же смысле мы верим в самих себя. Если мы не имеем веры в постоянство нашего «я», наше чувство аутентичности оказывается под угрозой и мы становимся зависимы от других людей. Только человек, который имеет веру в себя, способен верить в других. Вера в себя это условие нашей способности обещать, и поскольку, как говорил Ницше, человека можно определить по его способности обещать, то вера являет­ся одним из условий человеческого существования. Другое значение веры в человека это вера в возможности других людей.Наличие такой веры кладет различие между воспитанием и манипуляцией. Воспита­ние тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, основана на отсутствии веры в развитие возможностей и на убеждении, что ребенок будет хоро­шим, только если взрослые вложат в него то, что желательно <...>.

Почему вера в человечество является кульминацией рациональной веры? Каково содержание веры в человечество?

Вера в других достигает своей кульминации в вере в человечество. Взападном мире эта вера была выражена в религиозных терминах в иудео-христианской религии, а в светском языке она находит свое выражение в гуманистических политических и социальных идеях последних полуто­раста лет. Как и вера в ребенка, эта вера основана на идее, что возможно­сти человека позволят ему при надлежащих условиях построить соци­альный порядок, управляемый принципами равенства, справедливости и любви .<...> Но как и всякая рациональная вера, эта вера также являет­ся не благим пожеланием, а основывается на свидетельствах прошлых достижений человеческого рода и на внутреннем опыте каждого инди­вида, на его собственном опыте разума и любви. В то время как ирраци­ональная вера основывается на подчинении силе, которая воспринима­ется как неодолимая, всезнающая и всемогущая, и в отречении от соб­ственной силы и могущества, рациональная вера основывается на про­тивоположном опыте. <...> Основа рациональной веры - созидательность; жить своей верой это значит жить созидательно. Из этого следует, что вера в силу и использование силы являются оборотной стороной веры. Все религии и политические системы, первоначально стро­ившиеся на рациональной вере, стали разлагаться и наконец утратили свою былую мощь, когда обратились к силе или вступили в союз с ней. Человечество никогда не существовало и не может существовать без веры в нечто высшее, превышающее человека. Придавая решающее зна­чение вере в процессе познания, С. Н. Трубецкой пишет: Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политичес­кое. Можно также определить его как животное верующее. Человек верит в определенный смысл мира и смысл существования, в безуслов­ную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование представляется ему бессмысленным, бесцельным, слу­чайным и лишним.

Трубецкой С. Н. Противоречия нашей культуры// Трубецкой С. Н. Собр. соч.:В2т. М., 1991. Т. 1. С. 381.

Утрата веры, с этой точки зрения, порождает общественный недуг, ведет к культурному кризису, ибо если нет абсолютной ценности, к ко­торой устремлена вера, то нечего воплощать, невозможно самое поня­тие культуры. Только потеряв, люди осознали ее связывающий, цемен­тирующий смысл. Вера нужна для скрепления разума, чувств и воли. И наоборот, для обретения веры все силы в человеке должны устремляться друг к другу. Важным компонентом формирования личности является

синтез разума и веры. Вера — это результат не только разума и чувства, но прежде всего воли, направленной на всего человека как целостность. Поэтому и сегодня актуально звучат слова Эриха Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, ма­шины, успех, — или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности» (Фромм Э. Искусство любить. М., 2001).

 

М.К. Петров // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 747-748.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...