Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ НАУКИ. ДИАЛЕКТИКА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ НАУКИ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ




2.1. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Наука и паранаука(Вопрос № 4 канд. экз.)

Наука как деятельность, социальный институт и система знаний

(Вопрос № 5 канд. экз.)

Э. Гуссерль // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 173-175.

В чем заключаются отличия мифо-религиозного познавательного отношения к миру от теоретического?

Естественная жизнь характеризует­ся как наивная именно благодаря своей вжитости в мир - в мир, кото­рый всегда определенным образом осознан как наличествующий уни­версальный горизонт, но не тематизирован. Тематизировано то, к чему человек обращен, на что он направлен. С одной стороны, интересы новой установки могут служить естественным жизненным интересам практики; тогда новая установка сама оказывается практической. Наряду с практической установкой существует еще одна возмож­ность изменения естественной установки: теоретическая установка; в ней в ходе естественного развития вырастает философская теория, ста­новящаяся целью или полем интереса. Теоретическая установка цели­ком и полностью непрактична.

Мифо-религиозная установка заключается в том, что мир тематизи-руется как целостность, практически; под миром понимается здесь пред­ставляемый мир. К мифо-религиозной установке заранее относятся не только люди и животные и прочие дочеловеческие и доживотные суще­ства, но и сверхчеловеческие. <...> Однако, поскольку весь мир считает­ся управляемым мифическими силами, и от способа их действия зави­сит, прямо или опосредованно, судьба человека, универсально-мифи­ческое видение мира оказывается побужденным практикой, а затем и само практически заинтересованным. К этой установке понуждаются представители жречества, сохраняющего единство религиозно-мифичес­ких интересов и их традиции. <...> При этом не упускается из виду и остальной, управляемый мифическими силами мир, и все относящиеся к нему человеческие и дочеловеческие существа, как они управляют со­бытиями этого мира, как включают сами себя в единый порядок высшей власти, как сами, в единичных функциях, творчески, деятельно ловят предназначенную ими самим себе судьбу. Все это спекулятивное знание ставит себе целью служение человеку в его человеческих целях, чтобы возможно счастливее построил он свою мирскую жизнь, чтобы мог обо­рониться от болезни, судьбы, нужды и смерти. Понятно, что в этом по­знании мира могут выступать представления о фактическом мире, ка­ким он выглядит для опытного знания, и эти представления могут в Дальнейшем быть использованы наукой.

От универсальной, мифо-практической установки резко отличается в любом указанном смысле непрактическая «теоретическая» установ­ку из которой Платон и Аристотель выводили начало философии.

Конечно, рождение теоретической установки, как и все историчес­ки ставшее, имеет свою фактическую мотивировку в конкретной связи исторических событий. <...> Возникающий теоретический интерес — модификация любопытства, изначальное место которого в естествен­ной жизни и которое объяснимо как проявление изначально вырабо­танного интереса к жизни или как развлечение зрелищем, когда все пря­мые жизненные потребности удовлетворены.

Философия, распространяющаяся в форме исследования и об­разования, оказывает двоякого рода духовное воздействие. С одной сто­роны, самое важное в теоретической установке философского челове­ка - это подлинная универсальность критической позиции, решимость не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной тради­ции, чтобы одновременно вопрошать всю традиционно заданную все­ленную об истине самой по себе. Но это не только новая познавательная позиция. Благодаря требованию подчинить всю эмпирию идеальным нормам, нормам безусловной истины, происходят далеко идущие пере­мены в практике человеческого существования, следовательно, во всей культурной жизни

Как возникает теоретическое отношение к миру? Почему возникновение

Теоретической установки совпадает с появлением философии?

Теоретическая установка сперва не может быть ничем иным, как установкой неучаствующего наблюдателя мира, который при этом демифологизируется. Философия видит мир как уни­версум сущего, и мир превращается в объективный мир, противостоя­щий представлениям о мире, истина становится, следовательно, объек­тивной истиной. Философия начинается поэтому как космология; сна­чала она направляет теоретический интерес на телесную природу, и это будто бы разумеется само собой - ведь все данное в пространстве и вре­мени в любом случае, пусть даже в скрытых основаниях, имеет формулой своего существования телесность. Люди и животные не просто тела, но взгляду, направленному на окружающий мир, они являются как нечто телесно сущее, реальности, включенные в универсальную пространство-временность. Так что любые душевные явления, явления любого Я — пе­реживание, мышление, желание — характеризуются определенной объек­тивностью. Жизнь сообществ таких, как семьи, видится сведенной к жизни отдельных индивидов как психофизических объектов; духовная связь бла­годаря психофизической каузальности лишается чисто духовной преем­ственности, всюду вторгается физическая природа.

Эта установка на окружающий мир предопределила исторический путь развития. Очень скоро делается первый и величайший шаг открытий: конечность природы, мыслимой как само по себе объектив­ное - конечность вопреки явной ее неограниченности, - оказывается преодоленной. Открыта бесконечность сперва в форме идеализации ве­личин, мер, чисел, фигур, прямых, полюсов, плоскостей и т. д. Природа, пространство, время в идеальности простираются в бесконечность и в идеальности бесконечного делимы. Из землемерного искусства рожда­ется геометрия, из искусства счета — арифметика, из повседневной ме­ханики - математическая механика и т. д. Наглядные природа и мир превращаются в математический мир, мир математического естествоз­нания. Древность подала пример: одновременно с математикой были впервые открыты бесконечные идеалы и бесконечные задачи.

 

П.В. Копнин // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 190-192.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...