Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?




Философствование как личностное самовыражение и личностный поиск смысла бытия превращается в философию как рефлексию над основаниями культуры. Именно это определение понятия философии является в настоящее время доминирующим в современной философской литературе.

В определении философии как рефлексии над универсалиями культуры, через которую сама культура как бы ищет новые пути своего развития, сни­мается та неопределенность этого понятия, которая была связана с многооб­разием обликов философии в ее историческом развитии. Это многообразие определений философии, которые давали ей мыслители прошлого, связано с тем, что философия каждый раз выдвигала те задачи, которые стояли перед культурой на определенном этапе ее развития. Решая эти задачи, философия приобретала такие черты, которые были характерны именно для данного этапа развития культуры. Поэтому понятие философии отождествлялось с понятием знания и науки в досократической философии и с понятием метафизики в философии Аристотеля; с понятием искусства жизни в эллинистический пе­риод развития античной философии и с богопознанием в неоплатонической и средневековой философии; с методологией научного познания в Новое время и с проблемами кризиса техногенного общества в современный период.

Кроме того, данное определение понятия философии связывает ее соци­альную значимость с представлением о философии как сущностной характе­ристики бытия человека.

Таким образом, философия как рефлексия над универсалиями культуры является не только посредником в диалоге культурных традиций ведущих регионов современного мира, но и катализатором синтеза - до сих пор авто­номно развивающихся форм культуротворчества науки, морали, искусства и религии. Впрочем, в отличие от предшествующих эпох развития философской мысли современная философия не должна навязывать остальным формам ду­ховной жизни общества некие вечные истины. Ее главная задача, по меткому выражению Ю. Хабермаса, быть местоблюстителем Истины, рационального мышления как таковых, а истины науки, морали и искусства - дело самих этих сфер духовной жизни.

Чем отличается великий мыслитель от «простого человека»? В чем заключается актуальность философии в нашу эпоху?

Как отмечает один из выдающихся социальных мыслителей современности 3. Бауман,в кризисную эпоху вопрос, который задает

мыслитель, может быть ценнее, чем ответ на него. Проблема нынешнего состояния нашей современной цивилизации заключается в том, что она перестала задавать себе вопросы. Отказ от некоторых вопросов несет в себе большую опасность, чем неспособность ответить на вопросы, уже стоящие на повестке дня, а неправильно заданные вопросы зачастую помогают отвлечь внимание от действительно важных проблем. Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и  превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы (услужливо предоставленные ему средствами массовой информации) на фундаментальные вопросы его существования.

 Степин: Занимаясь профессиональной работой, философ, осознает он это или нет, часто адресует открытые им новые категориальные смыслы будущему. Какому будущему - он заранее не знает. Но когда возникают переломные эпохи, эти идеи могут обрести практическую актуальность. Тогда они становятся своеобразным генератором и ката­лизатором соответствующей публицистики, художественной критики, литературных произведений, новых религиозно-нравственных, полити­ческих и правовых идей, внедряемых в социальную практику.

Гуссейнов: Философы создают улучшенный, идеализированный образ мира, они хаос преобразуют в космос. Это — своего рода дизайнеры вселенной…

В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН).

Фи­лософ - не мудрец и не пророк: он — не знаток истины, а ее друг, ищущий путь к ней в процессе познания и диалога между участвующими в этом познании людьми.

По сути, и великий мыслитель, создающий гранди­озную философскую систему, и «простой» человек, задумывающийся о смысле собственной жизни, ставят и решают одни и те же вопросы. Отличие между ними заключается лишь в том, что великий мыслитель, ставя перед собой эти вопросы, не удовлетворяется расхожими ответами на них, которые содержатся в культуре его времени. Он, находясь в состоянии мучительного поиска ответов на фундаментальные вопросы о смысле бытия, начинает критику оснований доминирующей культурной традиции, в результате которой происходит изме­нение смыслов универсалий культуры, проясняются альтернативные пути раз­вития человеческого общества. Вот почему острая потребность в философии возникает всякий раз в переломные периоды истории, когда перед обществом открываются неизведанные пути его дальнейшего развития.

3б. В современном глобализирующемся мире, в котором существует и долгое время еще будет сохраняться культурное многообразие различных народов и регионов земного шара, актуальной стано­вится задача диалога культур, культурного взаимопонимания между народами. Попытки Запада осуществить культурный империализм в так называемых стра­нах «третьего мира» путем насаждения стереотипов (не всегда самых лучших) западной культуры вызывают обратную реакцию в виде экстремизма и религи­озного фундаментализма. Это ведет к росту международной напряженности, терроризму и прочим бедствиям современного мира. Поэтому для преодоления культурных и социальных кризисов современности требуется диалог культур­ных традиций. В этом диалоге решающую роль должна сыграть философия как рефлексия над универсалиями культуры. В процессе этой рефлексии будет осуществлен возможный синтез культурных традиций различных регионов и народов земного шара.

Философия в современной культуре. Дискуссия ведущих российских философов // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 17-32.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...