Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К какому новому вопросу приводит размышление о том, что такое философия?




ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

 

Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества

Тема 2. Понятие науки. Диалектика развивающейся науки. Роль философии в развитии науки

Тема 3. Взаимосвязь науки и философии в исторической динамике культуры

Тема 4. Кризис современного техногенного общества и формирование принципов постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания

Тема 5. Проблемы человека в философии и науке

Тема 6. Общество как развивающаяся система

Тема 7. Основные проблемы социальной динамики

Тема 8. Проблемы взаимосвязи природы и общества

Тема 9. Философия культуры

Тема 10. Философия, наука и будущее человечества

 



ТЕМА 1. СТАТУС И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Философия как сущностная характеристика бытия человека. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности

(Вопрос № 2 канд. экз.)

 

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 6, 8, 12, 15-17.

В чем заключаются трудности определения понятия философии?

Философию нельзя уловить и определить окольным путем и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она требует, чтобы мы смотрели не в сторону от нее, но добывали ее из нее самой (Хайдеггер). Множество различных понятий в отношении определения философии обуславливают сложность ее определения.

Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

Философию нельзя уловить и определить окольным путем и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она требует, чтобы мы смотрели не в сторону от нее, но добывали ее из нее самой. Она сама есть, только когда мы философствуем. Философия есть философствование. Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философствование? Что мы такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную (Хайдеггер)? Сама философия задается вопросами о сущности человека, и она сама является характеристикой бытия человека, быть человеком и быть философом – тождественные понятия.

Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

Поскольку в наше время кризис культуры техногенного общества носит одновременно и системный (проявляется во всех сферах культуры), и глобальный (затрагивает все регионы земного шара) характер, то требования к личной ответственности каждого человека за все происходящее в мире неизмеримо возрастают. В свою очередь, осознание этих требований, которые предъявляет человеку сама социальная жизнь невозможно без личного участия в решении важнейших проблем человеческого бытия, т.е. без личного философствования.

Однако, хотя философия носит личностный характер и начинается тогда, когда личность задается вопросом о смысле бытия вообще и своего существования в частности, значимыми и для самого человека и для его социального окружения ответы на эти вопросы становятся только при условии, если вопрошающий об этом не удовлетворяется расхожим набором ответов на эти вопросы, которые предлагает ему господствующая культурная традиция, а ставит под вопрос основания самой этой культурной традиции. Тем самым философствование как личностное самовыражение и личностный поиск смысла бытия превращается в философию как рефлексию над основаниями культуры.

М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 6-9, 12-15.

Можно ли отождествлять науку и философию?

 Раз философия по отношению к так называемым частным наукам есть наука общего характера, наши занятия благодаря ей обретут должную широту и закругленность. А что если разговоры о метафизике как надежно очерченном разделе философских знаний - предрассудок, и философия как преподаваемая и изучаемая наука - видимость!

В философии, тем более в метафизике, все шатко – сумятица мнений, в сравнении с выверенными результатами наук. Таким образом, философия, а тем более метафизика, пока еще не достигла зрелости науки. Со времен Декарта, с начала Нового времени, философия пыталась подняться до ранга науки, абсолютной науки, но это пока ей не удалось. Философия как абсолютная наука – высокий, непревосходимый идеал. И все-таки, возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлинного существа. Философия это высший идеал, которого трудно достичь!

Можно ли рассматривать философию как мировоззрение?

Если философия вообще и в принципе не наука, не оказывается ли она тогда проповедью некоего мировоззрения? Мировоззрение – личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему, и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре построят свои системы. Таким образом, истолкование философии как мировоззренческой проповеди – ничуть не меньшее заблуждение, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь. В подобные рамки ее не вгонишь. Может быть, она не поддается определению через что-то другое, а только через саму себя и с качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы добыть ее позитивное определение. В таком случае, философия есть нечто самостоятельное.

Можно ли узнать, что такое философия, из сравнения философии с искусством и религией?

К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религией. Мы не сравнивали философию с наукой, а пытались определить ее через науку, и мы не собираемся определять философию как искусство или как религию. Если сравнение философии с наукой принижает существо первой, то сравнение с искусством и религией является приравниванием по существу. Однако, равенство не означает одинаковость и подобное сравнение не охватит все существо философии

Можно ли определить, в чем сущность философии, из истории философии?

Историография отвечает на три вопроса: Откуда идет слово метафизика? Какое определение метафизики? Через определение метафизики возможно пробиться к самой названной здесь вещи.

Однако, ни одна историография не даст нам почувствовать, что такое сама по себе метафизика, если мы заранее этого не знаем. История знакомит нас с мнениями о метафизике, а не с ней самой.

Философская мысль прошлого выдвигала множество проблем и подходила к их решению со столь разных позиций, что обращение к истории философии не сможет дать четкого ответа о том, чем занимается философия.

Вопросы и задания:

К какому новому вопросу приводит размышление о том, что такое философия?

Философию нельзя уловить и определить окольным путем и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она требует, чтобы мы смотрели не в сторону от нее, но добывали ее из нее самой. Она сама есть, только когда мы философствуем. Философия есть философствование. Указано направление, в котором нам надо искать, и заодно направление, в каком от нас ускользает метафизика.

Метафизика как философствование, как наше собственное, как человеческое дело — как и куда прикажете ускользать от нас метафизике как философствованию, как нашему собственному, как человеческому делу, когда мы сами же люди и есть? Однако знаем ли мы, собственно, что такое мы сами? Что есть человек? Венец творения или глухой лабиринт, великое недоразумение и пропасть? Если мы так мало знаем о человеке, как может тогда наше существо не быть нам чужим? Философия - мы как-то вскользь, пожалуй, знаем - вовсе не заурядное занятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто собрание познаний, которые в любой момент можно добыть из книг; но - мы лишь смутно это чувствуем - нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор. Ибо зачем нам было иначе сюда приходить? Или мы попали сюда не подумав, потому что другие тоже идут или потому что как раз между пятью и шестью у нас свободный час, когда нет смысла идти домой? Зачем мы здесь? Знаем ли мы, с чем связались?

Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философствование? Что мы такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную? Как можно избегать гибели философии во мраке такого существа как человек, ведь мы очень мало знаем о человеке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...