Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы основные черты кризиса культуры современного техногенного общества?




Сегодня человечество переживает такую эпоху, когда ломаются базисные ценности техногенной цивилизации. На наших глазах возни­кает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. рее отчетливее возникает проблема новой стратегии человеческой недеятельности. Речь идет о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекающий технологический прогресс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих проблем, которые еще предстоит осмысливать. Для того, кто это понимает, - вопрос «нужна ли сегодня философия» не возникает.

Я считаю, что эта цивилизация подошла уже к порогу своего существования. Безудержная гонка связана с тем, что самоценностью является изобретение новых технологий и их внедрение. Каковы же будут социальные последствия этого внедрения, как правило, заранее неизвестно. Этот тип социального развития все больше проблематизи-руется, поскольку порождает общества рисков и обострения глобальных кризисов

Если говорить о проблематизации глубинных, базисных цен­ностей техногенной культуры, то они пока воспроизводятся и, на мой взгляд, как раз еще недостаточно проблематизируются. Поверхностное философствование возникает в рамках неосознанного восприятия современного цивилизационного состояния как нормы и пролонгации ранее сложившихся устоев техногенного развития. Эти устои в поверх­ностном философствовании не подвергаются аналитической критике, а без этого вряд ли можно будет найти выход из нарастающих глобальных кризисов).

Мировая философия оказалась не готовой к сегодняшним быс­трым переменам. Сознание не успевает их предвидеть. В философии, по-видимому, еще не наработаны новые идеи, которые могли бы сориен­тировать людей, указать пути выхода из кризисных состояний общества. Это придется делать на ходу. Но отсюда вовсе не вытекает, что наступил конец философии и нечего ею заниматься. Наоборот, отсюда следует, что нужна более напряженная философская работа, активизация философ­ской мысли во всех ее проявлениях и во всех сферах культуры (Степин).

Чем отличается современная философия от классической?

Таким способом философия моделирует возможные изменения универсалий культуры как системной целостности (а именно так они функционируют в той или иной культурной традиции).

Такого рода исследования по-разному осуществлялись в класси­ческой и неклассической философии, Классика стремилась построить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания. Она предлагала их как лучшее устройство человеческого мира. Но чаще всего такие системы не реализовывались в социальной практике в том виде, в каком их изобретал философ. И в них действительно содержалось множество утопических элементов. Но это не значит, что классические системы не оказывали никакого влияния на изменение мировоззренчес­ких оснований культуры. Просто культура селективно отбирала то, что было ей необходимо в тех или иных ситуациях социального развития.

Неклассический тип философии меняет стратегию исследования. как отмечал Ю. Хабермас, классическая философия полагала, что между предметным бытием и познающим разумом нет никакого посредника. Отсюда возникало представление о своеобразном параллелизме бытия и сознания. И в рамках этой парадигмы протекали бесконечные споры идеалистов и материалистов.

 Но неклассический подход обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник – это деятельность и язык можно уточнить этот тезис Хабермаса и сказать - виды деятельности и языки культуры. Этот посредник соединяет бытие и разум, включая в себя компоненты обоих полюсов. И тогда то, что увидит философский разум в бытии, определено характером его укорененности в это бытие. Он не является беспредпосылочным ра­зумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему, поскольку каждая такая система даже в своих прогностических компонентах детерминирована особенностями культуры своей эпохи и в силу этого ограничена.

Как взаимосвязаны свобода и философия?

В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН).

Философия же возникает в ситуации незнания истины, ее закрытости для человека. Фи­лософ - не мудрец и не пророк: он — не знаток истины, а ее друг, ищущий путь к ней в процессе познания и диалога между участвующими в этом познании людьми. Подобный диалог не есть, конечно, простой обмен мнениями и словами. Его целью является установление истины, и он осу­ществляется поэтому по общим для всех правилам и законам мышления, т.е. на чисто рациональных основаниях. Здесь никто не обладает моно­полией на истину, все равны перед ней. Философия и есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убежденными в ее существовании.

Я бы определил философию как мышление человека в свободе - по­литической и духовной. Расцвет философского знания неслучайно пада­ет на те периоды в истории, когда происходил переход от тиранических и деспотических режимов к гражданскому обществу, или демократии.

Философия, как я говорил, — не только особый способ познания, но и особый способ общения людей по поводу общей для них истины. Еще Кант определял свободу как способность человека ставить перед собой любые цели. Но разве есть наука, которая строит картину МиРа на основании целей - божественных или человеческих, т.е. на основании свободы? На это способен только философ, который судит 0 мире не только по тому, что обнаруживает в опыте внешнего наблюде­ния и эксперимента, но и в соответствии со своими представлениями о елаемом, должном, идеальном. Потому он и критичен по отношению к наличному миру.

 

Формирование современной системы философского знания. Место социальной философии в этой системе

(Вопрос № 3 канд. экз.)

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 40–96.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...