Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Тип ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ практики
Педагогическая практика.
2. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Формы проведения дискретная, способы проведения педагогической практики: стационарная.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЁННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОПОП
В результате прохождения педагогической практики у обучающегося формируются перечисленные ниже компетенции и по итогам практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:
код компетенции
| результаты освоения ООП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС)
| Перечень планируемых результатов обучения
|
ОПК – 1
| готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
| знать:
· правила письма и устной речи;
· современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
· методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
уметь:
· анализировать информацию, грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения, вести дискуссию по проблемам профессиональной деятельности;
· организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
владеть:
· навыками публичной речи, аргументацией, ведения дискуссии;
навыками литературной и деловой письменной и устной речи, навыками публичной и научной речи.
| ОПК -3
| готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
| знать:
· основы взаимодействия участников образовательного процесса
· социальные, этноконфессиональные и культурные различия народов
· эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся
· возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
· цели и задачи, методы и приемы работы куратора с группой и отдельными студентами
· нормы педагогической этики, техники и приемы общения (слушания, убеждения), особенности их использования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
· основные подходы и направления работы в области педагогической поддержки и сопровождения профессионального самоопределения студентов
уметь:
· адекватно воспринимать социальные и культурные различия; использовать знания в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении
· использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимися профессиональной компетенции
· планировать работу группы с участием студентов, их родителей (законных представителей), сотрудников образовательной организации, работающих с группой, с учетом:
- потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
- целей и задач основной профессиональной образовательной программы образовательной организации, ФГОС СПО, целей и задач молодежной политики;
- требований охраны труда
· планировать формирование развивающей образовательной среды, в том числе с привлечением ресурсов внешней социокультурной и профессиональной среды для успешной социализации, профессионального самоопределения студентов
· сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
· строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
владеть:
· способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям,
· способностью толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
· способностью к изменению социокультурных и социальных условий деятельности, терпимостью,
-способностью работать в коллективе
|
ПК – 1
| способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
| знать:
· отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и профессионального обучения
· нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
· методику разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания
· основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения
· современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии (квалификации)
· возрастные особенности обучающихся; педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида
· основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
· пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
· основные понятия, категории, современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных ступенях образования в образовательных учреждениях разного типа;
· методы сбора, анализа и обработки исходной информации для организации и реализации образовательного процесса на различных ступенях образования в образовательных учреждениях разного типа;
уметь:
· собрать исходные данные;
· систематизировать информацию;
· установить достоверность информации;
· объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
· разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
· анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, корректировать их и собственную оценочную деятельность
· составлять отзыв на проектные, исследовательские, выпускные квалификационные работы
· использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
· соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций), взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении аттестации;
· соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически ц елесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
· корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций)
· вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность на основании анализа процесса и результатов
владеть:
· современными методами сбора, обработки и анализа данных
| ПК – 3
| способностью руководить исследовательской работой обучающихся
| знать:
· методы сбора информации для решения поставленных исследовательских задач;
· методы анализа данных, необходимых для проведения конкретного исследования;
· теоретических основ и технологии научно-исследовательской и проектной деятельности;
· научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся;
· требования к оформлению проектных и исследовательских работ;
· способы педагогической диагностики и условия развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной сфер студентов;
· нормативные правовые акты, определяющие современную государственную молодежную политику
· основные базы данных, электронные библиотеки и электронные ресурсы, необходимые для организации исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся;
· локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность научного общества обучающихся;
уметь
· определять перспективные направления научных исследований;
· использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
· организовать исследование обучающихся;
· оказать помощь и содействие в поиске информации по полученному заданию, сборе, анализе данных, необходимых для решения поставленных задач;
· консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ
· контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, проверять готовность выпускника к защите выпускной квалификационной работы, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста
· обеспечивать поддержку общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов, помогать им в поиске работы и трудоустройстве
· содействовать формированию лидерских качеств, правовых, культурных и нравственных ценностей студентов, системы общекультурных компетенций
· оказывать методическую помощь обучающимся в выборе темы и выполнении основных этапов проектных, исследовательских работ с учетом рекомендаций специалиста более высокой квалификации;
· оценивать качество выполнения и оформления проектных, исследовательских работ обучающихся;
· разрабатывать и представлять предложения по организации научных конференций, конкурсов проектных и исследовательских работ обучающихся
· диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики, образовательные потребности и запросы студентов, оценивать возможности и условия их реализации
· организовывать работу научного общества обучающихся;
владеть:
· организационными способностями;
· современными методами научного исследования в предметной сфере;
· навыками осуществления поиска информации по полученному заданию, сбора, анализа данных,
необходимых для решения поставленных задач
| ПК-4
| готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
| знать:
· технологии, методы и приемы обучения;
· основы и принципы разработки методик и технологий обучения
· требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции)
· требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ, методические основы его разработки
· психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
уметь:
· разрабатывать методики и технологии обучения анализировать результаты внедрения методик и технологий обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
· взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, обсуждать разрабатываемые документы
· разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
владеть:
· методами и способами анализа результатов использования методик и технологий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
|
ПК-7
| способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии
| знать:
· способыпроектирования образовательного пространства
· особенности образовательного процесса при освоении избранной программы профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся
· законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
· теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
· современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
· теорию и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности
уметь:
· разрабатывать проекты в сфере образования с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений, в том числе в условиях инклюзии;
· знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности: содержанием и условиями труда, образом жизни работников данной профессии, требованиями к их профессиональному образованию, личности
· знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся
· использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
· соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики
владеть:
· владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
современными методиками и современными образовательными технологиями проектирования образовательного пространства, в том числе в условиях инклюзии
| ПК-8
| готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
| дополнительного образования, использования ресурсов внешней социокультурной среды для разностороннего развития, личностного и профессионального самоопределения студентов;
- проводить индивидуальные консультации и групповые мероприятия, обеспечивающие педагогическую поддержку личностного и профессионального самоопределения, привлекать к проведению таких мероприятий заинтересованных лиц и заинтересованные организации (родителей обучающихся, работодателей, представителей общественности, средств массовой информации, служб занятости, мед. организаций и др.)
· применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
· организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
· использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования
владеть:
методикой педагогического проектирования
| ПК-9
| способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта
| знать:
· законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся
· основные методы, методики, технологии контроля качества образования, виды контрольно-измерительных материалов и процедуру осуществления контроля;
· методику разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания
· пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
· принципы использования современных информационных технологий в профессиональной
· деятельности;
уметь:
· выбирать методы и формы контроля качества образования;
· разрабатывать контрольно-измерительные материалы для выявления качества образования с учетом нормативно-правовых, ресурсных, методических требований;
· интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность, выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
· использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охранять жизнь и здоровье обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
- соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методики оценки;
- соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
- корректно интерпретировать результаты контроля и оценки
владеть:
· навыками проектирования форм и методов контроля качества образования, различных видов контрольно- измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта
· ИКТ-компетентностями:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
| ПК-10
| готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
| знать:
· принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
· основные методы, технологии проектирования содержания обучения;
· требования, предъявляемые к технологиям обучения;
· требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ, методические основы его разработки
· требования ФГОС, содержание примерных (типовых) программ (при наличии), учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
· требования и подходы к созданию современных учебников и пособий, включая электронные, учебно-лабораторного оборудования, электронных образовательных ресурсов, учебных тренажеров и иных средств обучения
· виды и методика разработки оценочных средств, в том числе, соответствующих требованиям компетентностного подхода в образовании и (или) ориентированных на оценку квалификации
· современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения)
· психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
уметь:
· выбирать содержание обучения, обобщать и адаптировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся достижения науки и практики;
· обобщать педагогический опыт, модифицировать известные педагогические технологии и на их основе проектировать конкретные технологии и методики обучения;
· взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) программы
· анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам с учетом:
- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;
- требований ФГОС СПО и (или) профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей;
- развития соответствующей области научного знания и (или) профессиональной деятельности, требований рынка труда;
- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания
- роли учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) образовательной программой;
- современного развития технических средств обучения, образовательных технологий.
· разрабатывать научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ СПО, и (или) ДПП, и (или) программ профессионального обучения обучения на основе анализа и с учетом:
- требований нормативно-методических документов;
- отечественного и зарубежного опыта;
- требований рынка труда, в том числе профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся, стадии профессионального развития, возможности построения индивидуальных образовательных траекторий
владеть:
· навыками обобщения и адаптации учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, а также достижениями науки и практики;
-способами проектирования нового учебного содержания, образовательных технологий, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта
|
МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Педагогическая практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистра и реализуется в сроки и с трудоемкостью, установленными в соответствии с требованиями ФГОС. Определение содержания и видов деятельности практиканта ведется с учетом требований к профессиональной деятельности магистров. Практика проводится на базах в вузе, в техникумах и педагогических колледжах.
|