Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI вв.




 

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

 

1. Европа и США во второй половине XX – начале XXI вв.

2. Восток во второй половине XX – начале XXI вв.

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Знать:

· особенностиэкономических процессов стран Запада во второй половине XX – начале XXI вв.;

·  особенности политических процессов стран Запада во второй половине XX – начале XXI вв.;

· особенности экономических процессов стран Востока во второй половине XX – начале XXI вв.;

·  особенности политических процессов стран Востока во второй половине XX – начале XXI вв.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

· государство всеобщего благоденствия

· НТР

· гонка вооружений

· неоконсерватизм

· транснациональные корпорации

· Европейский союз

· евро

· неоколониализм

· КНР

· «арабская весна»

· военная хунта

ТЕОРИЯ

Европа и США во второй половине XX – начале XXI вв.

Экономические процессы.

После Второй мировой войны начинается новый этап в экономическом развитии стран Запада, основной характеристикой которого выступают высокие темпы роста основных показателей народного хозяйства. На рубеже 40-50-х гг. утвердилась концепция государства всеобщего благоденствия. Она продолжала идеи социального реформизма и предполагала активное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

Государство взяло на себя основное бремя по восстановлению экономики, пострадавшей во время войны. Поддержку европейским странам оказали США, разработав план Маршалла, по которому к 1951 г. страны Западной Европы получили на льготных условиях экономическую помощь в размере 13 млрд. долларов.

Восстановление экономики совпало с новым витком НТР (научно-технической революции), потребовавшим значительных капитальных вложений в научные исследования. В этой области государство также выступило в качестве основного инвестора, так как частный бизнес не имел возможности вкладывать большие средства в науку. Возросшая на мировом рынке конкуренция между ведущими промышленными державами также обусловливала усиление позиций государства в экономике, защищающем на мировом рынке интересы страны в целом, что было не под силу отдельным фирмам и даже корпорациям. Кроме того, государство брало на себя следующие функции: роль третейского судьи в возникающих спорах между трудом и капиталом; подготовку кадров; крупные социальные программы; развитие новых высокотехнологичных отраслей промышленности; содержание малорентабельных предприятий; составление стратегических планов развития народного хозяйства; регулирование цен.

Таким образом, государство превратилось в один из основных факторов экономического роста. Однако при этом государственная собственность в странах Запада не превышала 20-25 %. Государство предпочитало вмешиваться в экономику при помощи косвенных методов, например, регулируя налоговую и кредитную систему.

Среди других факторов, обусловивших экономический бум 50-60-х гг. на Западе можно выделить также подъем потребительского спроса, развертывание первой НТР, рост инвестиций, дешевизну энергии и сырья.

На Западе заговорили о том, что с кризисами покончено, и государственное регулирование обеспечило «процветание на века».

Однако к концу 60-х гг. ведущие западные страны начинают испытывать экономические трудности, связанные с перепроизводством товаров и резким падением темпов роста. Происходит обострение борьбы за рынки сбыта, кредитов и инвестиций, особенно между США и Японией. В 1970 г. сокращается показатель объема ВНП на душу населения среди ряда ведущих стран. Затем опять наступает некоторое оживление. Но в 1972-1973 г.г. в мире разразился топливный кризис, связанный с очередной арабо-израильской войной и эмбарго на продажу нефти странам Запада, введенным арабскими странами. Это привело к резкому росту цен на нефть и другие энергоносители в конце 70-х гг. более чем в 10 раз. Повышение цен на нефть обусловило рост издержек производства, неэффективность отдельных производств, сокращение инвестиций и всплеск инфляции.

В 1974 – 1975 гг. впервые после Второй мировой войны западный мир поразил экономический кризис. Он затронул не только традиционные отрасли, но и современные: электротехническую, химическую, машиностроение. Спад производства составил около 7 %, значительно возросла безработица. Кризис затронул и кредитно-финансовую систему. Все западные страны охватила инфляция и рост цен, прекратился реальный рост заработной платы.

Главными причинами экономического кризиса являлись:

- государственный сектор обеспечивал экстенсивное, а не интенсивное развитие экономики, малоэффективными к середине 70-х г.г. оказались и методы государственного регулирования;

- рост военных расходов и гонка вооружений;

- с начала 60-х г.г. начался процесс перенакопления капитала, что привело к ухудшению его использования, недозагрузке производственных мощностей, падению норм прибыли;

- неэффективное использование энергоносителей и сырья;

- непомерные социальные расходы.

Кризис поставил задачу перестройки всей системы экономических отношений внутри рыночного общества. Западные страны начали проводить антиинфляционную политику, сокращая государственные расходы на социальные программы, государственный сектор и управленческий аппарат. С помощью этих мер удалось остановить рост цен и оживить инвестиционную деятельность. Большое внимание уделялось энергосберегающим программам и поиску новых источников получения энергии. Великобритания, Норвегия, ФРГ начинают добычу нефти в Северном море, Западная Европа – импортировать в значительном количестве нефть и газ из СССР. Широко развивалась атомная энергетика. Но решающую роль в выходе из топливного кризиса сыграли энерго- и ресурсосберегающие программы. Западным странам удалось постепенно стабилизировать цены на нефть, а с начала 80-х гг. начинается процесс их падения.

Важное место при выходе стран Запада из кризиса сыграл и очередной виток НТР. Новая технологическая революция ускорилась с изобретения Стивеном Джобсом в 1973 г. первого персонального компьютера. С 1977 г. начинается серийное производство ПК. Применение ПК произвело переворот в народном хозяйстве. Оно позволило активно применять роботов, системы автоматического проектирования, гибкие производственные системы, что привело к применению новых технологий, колоссальному увеличению скорости и объемов обработки информации, развитию наукоемких отраслей производства, формированию масштабной информационной структуры и, самое главное, к понижению роли человека в производстве. К финансированию научных исследований теперь активно подключается частный капитал.

В 70-е гг. появляются волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнологии. В 80-е гг. – сверхобъемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, генная инженерия, термоядерный синтез, персональные компьютеры пятого поколения.

С конца 1976 и по 1980 г. наблюдается некоторое оживление экономики развитых стран, но в 1980 – 1981 гг. кризис повторился, и в очередной раз поставил задачу по кардинальному реформированию рыночной экономики.

В этих условиях на политическую сцену выходят лидеры, исповедующие идеи неоконсерватизма и отрицающие теорию государства благоденствия. Среди них можно выделить Р. Рейгана в США, М. Тэтчер в Великобритании, Ж. Ширака во Франции. Неоконсерваторы выступали за сокращение вмешательства государства в экономику, делая ставку не на государственное регулирование, а на развитие частной инициативы и свободной конкуренции. На практике они снижали налоги с частного бизнеса для стимулирования инвестиционной активности, сокращали социальные расходы, провели денационализацию государственной и муниципальной собственности.

Политика неоконсерватизма и дальнейшее развертывание НТР дали ощутимые результаты. С 1982 г. в странах Запада начался новый экономический подъем. В 80-90-е гг. в странах Запада растут производительность труда, реальная заработная плата и уровень личного потребления, сокращается уровень инфляции и безработицы. Наиболее динамично развиваются экологически чистые наукоемкие производства. Продолжается бурный рост сферы услуг, которая поглощает рабочие руки, освобождаемые в промышленности из-за внедрения достижений НТР.

Отличительными особенностями экономики конца XX в. стали специализация и интернационализация производства. Происходит рост числа транснациональных корпораций (ТНК), углубляются процессы межгосударственной интеграции. В 1994 г. появляется зона свободной торговли в Северной Америке, охватывающая США, Канаду и Мексику. В 1999 г. новое качество приобрел Европейский союз, где появляется единая европейская валюта – евро. Евросоюз был основан еще в 1957 году шестью государствами (Франция, Италия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), на 2012 г в нем уже состояло 27 европейских стран, объединенных безвизовым режимом и общими надгосударственными органами управления.

Экономический рост длился до 2008 г., когда западные страны поразил финансовый кризис. Он проявился в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. Особенно тяжелое положение в связи с кризисом сложилось в таких странах ЕС как Греция, Испания, Португалия. На саммите ЕС в Брюсселе в июне 2012 г. ведущие страны ЕС приняли решение о ряде антикризисных мер, выделив на это 120 млрд. евро. В первую очередь речь это касалось о поддержки таких сфер, как производство, энергетика, инвестиции и занятость. Был также принят план по поддержанию финансовой стабильности стран, оказавшихся на грани банкротства. Однако финансово-экономический кризис остро поставил вопрос о дальнейшем сохранении ЕС как целостной экономической организации европейских стран.

Кризис заставил европейцев задуматься о перспективах еврозоны и о возможности прекращения дальнейшего расширения ЕС. Для набирающей силу скептической точки зрения определяющим был экономический аргумент: заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступали от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Жители более развитых стран (ФРГ, Франция, Нидерланды) стали опасаться, что им придется «кормить и содержать» отстающие страны южной и восточной Европы, а также возник страх потери национальной идентичности европейских народов.

Политические процессы.

После Второй мировой войны в странах Запада шел процесс укрепления либеральной демократии, основанной на провозглашении и соблюдении основных прав и свобод и утверждения всеобщего избирательного права. Во всех развитых странах право голоса получили женщины и молодежь. В США были ликвидированы все ограничения гражданских прав в отношении негров и национальных меньшинств. Показателем дальнейшей демократизации западного общества стало широкое использование института референдумов. Так, в Швейцарии практически все важные вопросы жизни страны выносятся на всенародное обсуждение.

Важное место в политической системе Запада занял институт прав и свобод гражданина, ограждающий человека законами от произвола государства, коммерческих и иных структур. Ориентир был взят на модель, когда общество, опираясь на правовые нормы, используя прессу и парламентские слушания, следит за деятельностью исполнительной власти, периодически допускающей серьезные злоупотребления. В этих условиях общественность настаивает на строгом соблюдении законности и отставке провинившихся лиц. Так, под давлением общественного мнения в 1974 г. был вынужден покинуть свой пост президент США Р. Никсон. Но постоянные коррупционные скандалы, связанные со злоупотреблениями государственных чиновников и представителей олигархических структур постоянно продолжают сотрясать западные страны.

В 70-е гг. в Западной Европе были ликвидированы последние авторитарные режимы. В апреле 1974 г. в Португалии произошла демократическая революция. В этом же году пал военный режим в Греции и в стране утвердился демократический строй. После смерти диктатора Франко в 1975 г. на трудный путь перехода от авторитаризма к демократии вступает Испания. При этом гарантом стабильности и демократического развития в стране выступил испанский король Хуан Карлос де Бурбон.

Все это привело к падению авторитета ультраправых и ультралевых организаций и возрастанию значения центристских сил. Данные процессы привели в 70-90-е гг. к серьезному кризису коммунистических партий в странах Запада. Некоторые из них практически прекратили свое существование, остальные потеряли свое былое влияние и переживают серьезные трудности (во Франции, Италии, Испании).

Послевоенная Европа делилась на два военно-политических лагеря – капиталистический лагерь Западной Европы, и социалистический лагерь Восточной Европы. Большинство стран Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Бельгия и др.) входило в военный блок НАТО, где лидирующую роль играли США, а страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Венгрия, Румыния и др.) под руководством СССР образовывали противостоящий военный блок ОВД (Организация Варшавского договора).

В конце 80-х гг., под воздействием советской «перестройки» и ослабления СССР, начинается переход к демократии западного образца в восточноевропейских странах. В начале 1989 г. вводится многопартийность в Венгрии и Польше, мирным путем демократия победила также в Чехословакии, ГДР, Болгарии и Албании. Иное развитие событий наблюдалось в Румынии и Югославии. В Румынии режим Н. Чаушеску пал только в ходе вооруженного восстания 21-22 декабря 1989 г. В Югославии переход к демократии вызвал всплеск национализма, приведшего к распаду государства в июле 1991 г. Это стало причиной начала гражданской войны.

Военные действия разразились в бывших республиках югославской федерации: Хорватии (1991-1994 гг.) и Боснии и Герцеговине (1991-1995 гг.). Хорваты и Боснийцы (мусульмане), при поддержке США и стран НАТО вступили в жестокую схватку с сербами. Совет Безопасности ООН в декабре 1995 г. поручил НАТО сформировать миротворческие силы для прекращения конфликта в Боснии и Герцеговине, где война унесла более 200 тыс. жизней.

В 1998-1999 гг. разразилась война в сербской провинции в Косово. Здесь, при поддержке США, активно орудовала сепаратистская Освободительная армия Косово (АОК). В июле-августе 1998 г. сербская армия сумела уничтожить основные опорные пункты АОК, после чего началось активное вмешательство в события государств НАТО. В марте 1999 г., в нарушение Устава ООН, страны НАТО начали военную интервенцию против Югославии (Сербии и Черногории). Были нанесены воздушные удары по 900 объектам югославской экономики. В результате натовских бомбардировок погибло более 2 тыс. мирных жителей, ранено свыше 7 тыс., 750 тыс. жителей Югославии стали беженцами, а без необходимых условий жизни осталось 2,5 млн. человек. Общий материальный ущерб от агрессии НАТО составил свыше 100 млрд. долларов. Западные страны активно вели и информационную войну, представляя сербов главными виновниками трагедии. В феврале 2008 г. при поддержке стран НАТО албанские сепаратисты в одностороннем порядке провозгласили независимость Косово.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...