Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Управленческое решение - это результат осуществления каких- либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения - это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях. Управленческие решения различаются по следующим классификационным признакам: - характеру воздействия на объект управления: - на политические; - экономические; - технические; - количеству участников, принимающих решение: - определяющие - решения, принимаемые одним участником; - конкурентные - решения принимаются двумя и более участниками; - адаптирующие - решения, которые принимает один или несколько участников с учетом факторов внешней среды; - с точки зрения неопределенности; - стандартные - решения, для принятия которых имеется закрепленный набор альтернатив; - бинарные - решения, ответами которых являются стандартные "да" или "нет"; - альтернативные - решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив; - инновационные - решения, для принятия которых нет приемлемых альтернатив; - технологии разработки решений: - организационные - решения, касающиеся руководителей в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять; - запрограммированные - решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют алгоритм решения; - запрограммированные - решения, которые принимаются в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен; - характеру целей и длительности действий: - стратегические - решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.); - тактические - решения, которые разрабатываются для реализации стратегических решений и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года; - оперативные - разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца; - основаниям: - интуитивные - решения, которые принимаются менеджерами на основе их интуиции ("шестое чувство") - бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия; - основанные на суждениях - решения, которые принимаются на основе имеющихся знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место; - рациональные - обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов решения; - степени охвата системы управления. - общие - касаются системы управления в целом и принимаются в отношении ее жизненно важных сторон деятельности; - частные - затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления; - локальные - принимаются в отношении отдельного элемента системы управления. Проблема - вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре. Цель - это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти. Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция - совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели. Решение - план устранения проблемы. Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии: - подготовки управленческого решения,состоящей: - из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить; - сбора и обработки информации по данной проблеме; - анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы; - принятия решения,заключающегося: - в разработке возможных решений; - их оценке; - определении направлений действий; - определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение; - выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения; - реализации решений, в ходе которой: - принятое решение доводится до исполнителей; - производится контроль по ходу его исполнения; - вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации. После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения. Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов: - проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий; - проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий; - проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения; - проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем. Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях: - концептуальном, на котором происходит: - оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.); - разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов; - определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы; - операциональном. на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей: - строится модель операции; - определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе); - составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели; - элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения: - подбираются исполнители поставленных задач: - выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи; - планируются иные детали. Автор: Шевчук Д.А.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |