Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией




Управленческое решение - это результат осуществления каких- либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения - это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях.

Управленческие решения различаются по следующим классификационным признакам:

- характеру воздействия на объект управления:

- на политические;

- экономические;

- технические;

- количеству участников, принимающих решение:

- определяющие - решения, принимаемые одним участником;

- конкурентные - решения принимаются двумя и более участниками;

- адаптирующие - решения, которые принимает один или несколько участников с учетом факторов внешней среды;

- с точки зрения неопределенности;

- стандартные - решения, для принятия которых имеется закрепленный набор альтернатив;

- бинарные - решения, ответами которых являются стандартные "да" или "нет";

- альтернативные - решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив;

- инновационные - решения, для принятия которых нет приемлемых альтернатив;

- технологии разработки решений:

- организационные - решения, касающиеся руководителей в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять;

- запрограммированные - решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют алгоритм решения;

- запрограммированные - решения, которые принимаются в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен;

- характеру целей и длительности действий:

- стратегические - решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.);

- тактические - решения, которые разрабатываются для реализации стратегических решений и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года;

- оперативные - разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца;

- основаниям:

- интуитивные - решения, которые принимаются менеджерами на основе их интуиции ("шестое чувство") - бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия;

- основанные на суждениях - решения, которые принимаются на основе имеющихся знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место;

- рациональные - обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов решения;

- степени охвата системы управления.

- общие - касаются системы управления в целом и принимаются в отношении ее жизненно важных сторон деятельности;

- частные - затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления;

- локальные - принимаются в отношении отдельного элемента системы управления.

Проблема - вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре.

Цель - это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти.

Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция - совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели.

Решение - план устранения проблемы.

Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии:

- подготовки управленческого решения,состоящей:

- из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить;

- сбора и обработки информации по данной проблеме;

- анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы;

- принятия решения,заключающегося:

- в разработке возможных решений;

- их оценке;

- определении направлений действий;

- определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение;

- выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения;

- реализации решений, в ходе которой:

- принятое решение доводится до исполнителей;

- производится контроль по ходу его исполнения;

- вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации.

После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения.

Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов:

- проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий;

- проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий;

- проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;

- проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем.

Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях:

- концептуальном, на котором происходит:

- оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.);

- разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов;

- определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы;

- операциональном. на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей:

- строится модель операции;

- определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе);

- составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели;

- элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения:

- подбираются исполнители поставленных задач:

- выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи;

- планируются иные детали.

Автор: Шевчук Д.А.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...