Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления




Синектика (в переводе с греч.) - это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод "синектика" как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге "Синектика: развитие творческого воображения" с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.

Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой является художественное или техническое открытие.

Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода "синектики" как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной "группы синекторов" (5-7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.

Метод синектики состоит из следующих этапов:

- постановка задачи;

- перевод задачи, "как она поставлена", в задачу, "как она понимается";

- выявление вопроса, вызывающего аналогии;

- работа по поиску аналогий;

- использование аналогий, среди которых.

- прямая аналогия;

- символическая аналогия;

- личностная аналогия;

- фантастическая аналогия;

- поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики - конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т. д.

Синектика состоит из двух основных протесов:

- превращение неизвестного в известное, решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т. е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках привычной модели;

- превращение известного в неизвестное, известное переосмысливается, искажается в зависимости от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неизвестное осуществляется при помощи 4 механизмов.

- личной аналогии - личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для которой необходимо исследователю обладать творческим воображением и искусством исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные ранее аспекты проблемы;

- прямой аналогии - перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разнопрофильной подготовки;

- символической аналогии - основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных образов, т. е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характеристикой проблемы, а с другой - противоречием. Например, выставка - организованная случайность; прохладительный напиток - прозрачный призрак; книга - немой собеседник;

- фантастической аналогии - использует свободу при использовании символов. При помощи использования фантастической аналогии исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов.

Лекция 19. Метод "Дельфи"

Метод "Дельфи" - один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название - "дельфийский оракул", которое он получил в Древней Греции.

Данный метод был разработан О, Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок.

Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить независимые индивидуальные оценки.

Метод "Дельфи"разделен на следующие этапы:

- формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами:.

- предоставляет информацию экспертам для оценки;

- собирает, обобщает оценки экспертов и др.;

- организация экспертной группы, когда определяется:

- количество;

- состав экспертов;

- составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:

- из основных, вспомогательных вопросов;

- условий проведения экспертизы;

- непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспертизы.

Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых выявляются на данном этапе.

Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2 - 3 тура, до тех пор пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;

- обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.

Использование метода "Дельфи" определяется следующими его достоинствами:

- уменьшение влияния конформизма;

- исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно;

- устранение конфликтных ситуаций;

- анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами;

- обработка оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка;

- на каждом последующем этапе эксперты информированы о результатах предыдущего;

- наличие обратной связи, которая осуществляется благодаря проведению экспертизы в несколько туров;

- возможность изменить свое мнение без риска критики этого факта.

Лекция 20. Метод "сценариев"

Метод "сценариев" - один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования.

Он способствует разработке решения проблемы на основе выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассуждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования.

Сценарий - описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования,

Составление сценария разделено на следующие этапы:

- формулировка вопроса:

- собирается и изучается вся базовая информация;

- выявляются все внутренние проблемы;

- формулируется точный вопрос исследования;

- определение сфер влияния - изучается влияние окружения на объект исследования;

- установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;

- введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев;

- определение последствий ~ определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения;

- принятие решения - на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь.

Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли:

- выявляют общие закономерности системы;

- анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей;

- определяют источники этих факторов;

- анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно- технической информации;

- создают вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...