Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 16. Метод экспертных оценок




Метод экспертных оценок - метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно- логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

Решаемые проблемы могут быть условно разделены:

- на проблемы, обеспеченные информацией;

- проблемы, по которым наблюдается недостаток информации.

Данные методы особенно эффективны в условиях:

- большой неопределенности среды, в которой функционирует исследуемый объект;

- дефицита времени и в экстремальных ситуациях;

- отсутствия надежной теоретической основы.

Методы экспертной оиенки применяют при решении следующих задач:

- составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

- определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;

- определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

- определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;

- альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

- альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы:

- составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы:

- цели;

- задачи по ее выполнению;

- состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов;

- ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ;

- подбор рабочей и экспертной групп. Две группы принимают участие в проведении экспертизы:

- рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста-системотехника и технического работника;

- экспертная группа, т. е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений;

- разработка методики проведения опроса (при необходимости).

На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроси:

- индивидуальный - максимально используются способности и знания каждого специалиста;

- групповой (коллективный) - позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;

- личный (очный) - опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта;

- заочный - одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;

- устный - например, интервью;

- письменный - например, заполнение анкеты;

- открытый - процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами;

- скрытый - высказанные идеи и решения экспертов являются тайными;

- разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами.

- проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности);

- усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы;

- оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.

При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам.

- выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;

- при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;

- эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;

- у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;

- мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют ошибки:

- систематические, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным отклонением от истинного значения;

- случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются большой дисперсией.

Лекция 17. Бизнес-план исследования

Планирование - это одна из главных функций управления, которая представляет собой разработку этапов будущих действий с учетом возможных изменений, которые могут возникнуть в процессе реализации составленного плана. Разработанный план действий позволяет экономить материальные, временные и кадровые ресурсы и предвидеть возможные результаты реализации данного плана.

Планирование позволяет определить основные назначения и числовые показатели развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса, заранее учесть внутренние и внешние факторы, благоприятно действующие на функционирование и развитие организации.

Относительно исследования систем управления планирование позволяет:

- сформировать:

- исследовательские группы (разрабатывают цель, задачи, результаты исследования и т. д.);

- рабочие группы (будут заниматься исполнением поставленных перед ними задач исследовательской группы);

- определить функции для всех исполнителей данного исследования;

- установить необходимые ресурсы, которые потребуются при разработке, осуществлении и контроле исследования;

- наметить этапы проведения исследования;

- определить время, которое будет затрачено на исследование в целом и которое потребуется на каждом этапе проведения исследования;

- установить предварительный, текущий и заключительный контроль за исследованием.

Качество планирования зависит:

- от компетенции руководства предприятия на всех уровнях управления;

- квалификации специалистов функциональных подразделений;

- наличия информационных ресурсов;

- имеющихся технологических ресурсов.

Бизнес-план исследования ~ документ, который описывает все основные аспекты будущего исследования, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план - описание целей и задач, которое преследует исследование как в настоящий момент времени, так и в будущем.

Он состоит:

- из описания системы управления на текущий момент времени;

- определения ее сильных и слабых сторон;

- изучения внешней среды;

- определения конкурентов;

- изучения клиентов и потребителей и т. д.

В бизнес-план можно вносить изменения при получении новой информации.

Бизнес-план имеет следующие достоинства:

- дает возможность всесторонне изучить вашу систему управления: финансовое состояние дел, ресурсное обеспечение функционирования ее деятельности, кадровый потенциал организации;

- помогает получить финансовую поддержку от инвесторов;

- включает ориентиры деятельности системы управления;

- позволяет предвидеть и использовать благоприятные факторы и избегать препятствия, возникающие при функционировании системы управления;

- дает возможность расширить сферу деятельности организации;

- позволяет для осуществления цели ставить конкретные и ясные задачи.

В зависимости от того, кому предназначен бизнес-план, выделяют следующие виды бизнес-плана:

- для себя - разрабатывается для самоконтроля осуществляемой деятельности предприятием;

- для получения кредита - разрабатывается для банков с целью получения кредита, пришел на смену ТЭО (технико-экономическое обоснование). Предоставление ТЭО (достаточно было 2 страниц) способствовало принятию решения о выдаче кредита;

- привлечения средств сторонних инвесторов - способствует получению финансовых ресурсов от инвесторов при помощи предоставления им сведений об организации, стратегии маркетинга, объемах продаж, производства и финансовых перспективах;

- совместной организации или стратегического альянса с иностранным партнером - необходим для привлечения иностранных партнеров, формирования у них уверенности в серьезности и рентабельности вашего дела;

- заключения крупного контракта - при заключении крупного контракта необходимо всестороннее описание деятельности предприятия;

- привлечения новых сотрудников - описание будущей деятельности организации дает привлекаемым сотрудникам информацию о перспективности и постоянстве предлагаемой работы;

- объединения с другой организацией - поможет другой организации увидеть преимущества и недостатки объединения с вами;

- реорганизации дела и оптимизирования операций - позволит выработать концепцию развития предприятия в случае роста организации, что даст вашим партнерам возможность осознать цели и задачи для реализации данной концепции.

В зависимости от сферы использования бизнес-план делится:

- на бизнес-план для внешнего пользования - представляет ваше предприятие в выгодном свете людям внешнего окружения;

- бизнес-план для внутреннего пользования - является инструментом управления для руководства организации, состоит из сильных и слабых сторон деятельности организации.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

- вводной части:

- титульный лист (содержит вводную информацию):

- содержание - список всех наименовании разделов и подразделов;

- перечень условных обозначений, символов и сокращений - список и расшифровка всех имеющихся в бизнес-плане специальных терминов и сокращений;

- введение - состоит из сформулированных в общем виде целей, задач, актуальности и необходимости проводимого исследования;

- описательной части:

- характеристика и потенциал предприятия, в котором раскрывается основная информация об исследуемом предприятии - организационно-правовая форма, финансовый потенциал предприятия, ресурсный потенциал и др.;

- описание вида предпринимательской деятельности - указываются характер деятельности предприятия, способы и время достижения поставленных целей, оценки экспертов в отношении проводимого исследования;

- описание продукции (технические и иные характеристики, назначения, способы реализации);

- оценка рынков сбыта;

- описание и оценка конкурентов;

- прогнозно-стратегической части:

- прогноз сбыта продукции;

- стратегия маркетинга - заключается в осуществлении анализа возможностей предприятия, выборе целей, достижении их, разработке и формулировке планов по каждому отдельному товару, рынку на определенный период, осуществлении маркетинговых мероприятий и контроле за их исполнением;

- план производства - составляется на основе: оценки рынков сбыта продукции, конкурентов, выбранной стратегии маркетинга и разработанном на основе ее плана маркетинга;

- план ресурсного и организационного обеспечения - определяются все необходимые ресурсы для успешной реализации проекта;

- финансовый план - содержит прогноз доходов и расходов в ближайшие 3 года, балансовый отчет организации на текущий момент, прогноз состояния активов и пассивов организации на год вперед и др.;

- приложения, вкладываются все необходимые документы и сведения для обоснования проводимого исследования. К документам, вкладываемым в приложение, относятся:

- результаты маркетинговых исследований;

- подробные технические характеристики продукции;

- сертификаты продукции;

- контракты с поставщиками и потребителями продукции и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...