Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования




Наблюдение - метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление.

Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования.

Используя данный метод получения информации, исследователь приобретает:

- информацию для построения гипотез;

- информацию для проверки данных, полученных другими методами;

- дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдения классифицируются:

- по основанию наблюдения исследователя за объектом изучения:

- на прямое наблюдение - непосредственное наблюдение за поведением, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком проведения данного вида исследования является изучение объекта только в определенных условиях.

В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения;

- косвенное - наблюдение, осуществляемое посредством изучения результатов поведение, например изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда;

- степени информированности объекта исследования о наблюдении:

- открытое - наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что за ним происходит наблюдение;

- скрытое - наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении;

- уровню формализации данного метода исследования:

- структуризованное - наблюдение, проводимое по заранее разработанному детальному плану, в котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения;

- неструктуризованное - наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются все виды поведения объекта исследования;

- условиям проведения:

- полевое - наблюдение, проводимые над объектом исследования в естественных условиях его функционирования;

- лабораторное - наблюдение, проводимое над объектом исследования, помещенным в искусственно созданные условия, ситуации.

При проведении наблюдения его разбивают на следующие этапы:

- определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет наблюдения;

- собирается необходимый материал для проведения наблюдения;

- определяется способ наблюдения;

- проводится наблюдение, которое способствует получению необходимых данных.

При проведении наблюдения необходимо руководствоваться следующими правилами:

- элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно;

- один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных и т. п.;

- различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.);

- описание событий не смешивают с интерпретацией.

Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения:

- субъективные - трудности, связанные с личностью наблюдателя.

Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя;

- объективные - трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникать из-за недостатка временного ресурса, невозможности наблюдения некоторые факторов.

Лекция 25. Опрос как частный метод исследования

Опрос - вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объекте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, которые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза.

При проведении опроса необходимо руководствоваться следующими правилами;

- респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче неложной информации;

- вопросы должны быть понятны и иметь один смысл;

- вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок; отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него;

- вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ;

- вопросы не должны нести интеллектуальную и психологическую перегрузку;

- все варианты ответов должны быть равносильными по отношению друг к другу;

- исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента.

Данный метод исследования имеет следующие достоинства:

- позволяет собрать статистическую и документальную информацию о слабообеспеченном объекте исследования;

- исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению;

- обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задавания респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них;

- позволяет экономить материальные и временные ресурсы.

Результаты обрабатываются на основе применения методов математической статистики и прикладных программ для персональных компьютеров.

Выделяют два основных вида опроса:

- анкетирование - письменная форма опроса;

- интервью - устная форма опроса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...