Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
Наблюдение - метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление. Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования. Используя данный метод получения информации, исследователь приобретает: - информацию для построения гипотез; - информацию для проверки данных, полученных другими методами; - дополнительные сведения об изучаемом объекте. Наблюдения классифицируются: - по основанию наблюдения исследователя за объектом изучения: - на прямое наблюдение - непосредственное наблюдение за поведением, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком проведения данного вида исследования является изучение объекта только в определенных условиях. В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения; - косвенное - наблюдение, осуществляемое посредством изучения результатов поведение, например изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда; - степени информированности объекта исследования о наблюдении: - открытое - наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что за ним происходит наблюдение; - скрытое - наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении; - уровню формализации данного метода исследования: - структуризованное - наблюдение, проводимое по заранее разработанному детальному плану, в котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения; - неструктуризованное - наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются все виды поведения объекта исследования; - условиям проведения: - полевое - наблюдение, проводимые над объектом исследования в естественных условиях его функционирования; - лабораторное - наблюдение, проводимое над объектом исследования, помещенным в искусственно созданные условия, ситуации. При проведении наблюдения его разбивают на следующие этапы: - определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет наблюдения; - собирается необходимый материал для проведения наблюдения; - определяется способ наблюдения; - проводится наблюдение, которое способствует получению необходимых данных. При проведении наблюдения необходимо руководствоваться следующими правилами: - элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно; - один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных и т. п.; - различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.); - описание событий не смешивают с интерпретацией. Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения: - субъективные - трудности, связанные с личностью наблюдателя. Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя; - объективные - трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникать из-за недостатка временного ресурса, невозможности наблюдения некоторые факторов. Лекция 25. Опрос как частный метод исследования Опрос - вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объекте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, которые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза. При проведении опроса необходимо руководствоваться следующими правилами; - респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче неложной информации; - вопросы должны быть понятны и иметь один смысл; - вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок; отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него; - вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ; - вопросы не должны нести интеллектуальную и психологическую перегрузку; - все варианты ответов должны быть равносильными по отношению друг к другу; - исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента. Данный метод исследования имеет следующие достоинства: - позволяет собрать статистическую и документальную информацию о слабообеспеченном объекте исследования; - исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению; - обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задавания респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них; - позволяет экономить материальные и временные ресурсы. Результаты обрабатываются на основе применения методов математической статистики и прикладных программ для персональных компьютеров. Выделяют два основных вида опроса: - анкетирование - письменная форма опроса; - интервью - устная форма опроса. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |