Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 12. Внутренняя среда организации




Внутренняя среда организации - хозяйственный организм фирмы.

Другими словами, это структура фирмы, которая охватывает все производственные подразделения, входящие в состав организации.

Внутренняя среда организации состоит из таких внутренних переменных, как.

- цели;

- структура;

- задачи;

- технологии;

- люди.

Цель - достижение, получение, совершенствование группой людей, объединившихся в организацию, некоторого желаемого результата. При формулировке пели необходимо ответить на вопросы:

- что надо получить и зачем;

- когда и кто должен решать задачу по достижению цели.

Формулировка цели включает:

- набор требований, который должен удовлетворять желаемый результат;

- перечень условий, ограничивающих круг допустимых средств достижения целей;

- перечень возможных вариантов или характеристик результата;

- характеристики желаемой степени достижения ожидаемого результата;

- оценка фактического достижения цели.

Как правило, организации ставят перед собой следующие цели:

- поддержание рыночной устойчивости предприятия и его выживание;

- обеспечение доходности;

- обеспечение рентабельности;

- обеспечение конкурентоспособности;

- минимизация затрат.

Цели организации в целом не совпадают с целями ее подразделений, следовательно, у каждого подразделения свои цели, которые не должны идти в разрез с целью организации. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь от суммы продаж. Подразделение маркетинга может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей.

Поэтому руководство должно координировать цели подразделений.

Структура - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура организации определяется аспектами:

- специализированным разделением труда: определенный вид работы закрепляется за теми, кто лучше выполняет эту работы, т. е. за специалистами. В организациях выделяют:

- горизонтальное разделение труда - разделение труда между людьми, стоящими на одном уровне иерархии;

- вертикальное разделение труда - формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение труда характеризуется объемом управления, который определяет иерархию управленческих уровней - формальную подчиненность лиц на каждом уровне управления. Например, лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих разные функциональные области. Эти руководители могут иметь подчиненных из числа линейных руководителей (мастера разных звеньев);

- сферой контроля: количество подчиненных, находящихся в ведении одного руководителя. Выделяют 2 сферы контроля.

- узкую: в ведении руководителя находится малое количество подчиненных. Организационная структура при такой сфере контроля - многоуровневая;

- широкую: в ведении руководителя находится большое количество подчиненных. Характеризуется плоской организационной структурой.

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Каждой должности предписывается ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации, например:

- работа с людьми;

- работа с предметами;

- работа с информацией.

Технология - средство преобразования сырья, материалов в конечные продукты и услуги.

Для технологии характерны:

- стандартизация (использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов);

- механизация (использование машин и механизмов вместо людей).

Классификация технологии по Вудворду:

- единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий. Характеризуется специализацией:

- массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Характеризуется идентичностью, механизацией;

- непрерывное производство. Работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта.

Характеризуется большим объемом и полной автоматизацией.

Классификация технологии по Томпсону:

- многозвенные технологии. Характеризуются взаимозависимыми задачами, которые должны выполняться последовательно. Например, сборочные линии массового производства. Каждая операция по сборке автомобиля выполняется в определенной последовательности;

- посреднические технологии. Характеризуются регулярными встречами людей (покупатели, клиенты). Например, банк, телефонная станция;

- интенсивные технологии. Характеризуются применением специальных приемов, навыков и услуг. Например, монтаж фильма.

Люди (человеческий ресурс) - главный и самый сложный элемент любой организации, так как все люди сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, навыкам, семейному положению и т. д. От всех этих показателей зависит характер работы и успех организации в целом. Работа с кадрами должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Все люди имеют следующие характеристики:

- способности - индивидуальные навыки, присущив конкретному человеку.

- наследственные;

- приобретенные;

- предрасположенность, одаренность: человек имеет потенциал к выполнению какой-либо работы.

- потребности - внутреннее состояние недостаточности чего-либо и стремление получить желаемое. Маслоу выделяет 5 видов потребностей:

- жизнеобеспечения, которые удовлетворяются созданием комфортных условий труда и установлением соответствующей зарплаты за труд;

- безопасности, которые удовлетворяются разработкой долгосрочных социальных программ, предоставлением медицинского обслуживания персоналу, осуществлением отчислений в специальные фонды, предоставлением дополнительных льгот;

- социальных контактов, которые удовлетворяются созданием социально-психологического климата в коллективе;

- самоуважения, которые удовлетворяются путем привлечения персонала к выработке решения, обсуждения с персоналом проектов;

- самореализации, которые удовлетворяются с помощью разработки профессионального развития персонала, переподготовки, разработки профессиональной карьеры, распределения заданий;

- ожидания относительно результатов своего поведения, которые формируются людьми на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации;

- восприятие - интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают;

- отношение. Точка зрения. Оно формулирует наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на его поведение;

- влияние среды на личность. Каждая организация сознательно или нет устанавливает свою собственную систему ценностей.

Эта система составляет организационную культуру. Любая организация как общество стремится иметь свою мораль, обычаи и табу. И хотя каждый человек - это личность и в разных обществах он ведет себя по-разному, в своей организации существует определенный шаблон поведения;

- способность к лидерству - это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...